За Гайвой почти достроили муниципальный приют для собак. Скоро туда перевезут животных из старого приюта на Соликамской. Волонтеры неоднократно выражали опасения по поводу нарушений, которые они заметили во время посещения стройки. Мы побывали на месте и постарались разобраться со всеми замечаниями, задав вопросы самому директору муниципального приюта Евгению Ведерникову.
До 2022 года всех отлавливаемых собак содержали в приюте на улице Соликамской. После строительства филиала на улице Верхнемуллинской из 700 с лишним имевшихся на тот момент собак туда перевезли 300. Остававшихся 332 животных хотят перевезти в тот, что сейчас строят за Гайвой.
Предлагали под Березниками и Соликамском
Новый приют будет находиться в лесу за городом — напротив остановки «Свинокомплекс». Это вызвало негодование у зоозащитников и волонтеров. Они высказались, что добираться будет крайне сложно — городской транспорт туда не ходит, и доехать можно только на рейсовых маршрутах или на машине. Волонтеров беспокоит, что те, кто сейчас приезжает погулять с собаками на Соликамскую, просто не захотят ездить так далеко и с такими сложностями.
Мы доехали в приют на машине, но постарались запомнить дорогу, чтобы рассказать вам.
Чтобы попасть на место, нужно перейти дорогу от остановки «Свинокомплекс» (в направлении из Перми) и метров 300 идти по лесной дороге, повернув налево к дому 38 по улице Верхнемостовая.
Уехать до остановки «Свинокомплекс» можно с автовокзала на рейсовых автобусах № 103, 340, 702 и 773, идущих в направлении Шемети, Чермоз, Ильинский, Хохловка. Автобусы ходят с 6 утра и до 19 часов почти каждые полчаса. Сесть на эти автобусы можно также на остановках «Улица Попова», «Сосновый Бор», «Микрорайон Гайва», «Рынок „Гайва“» и других в этом направлении. Еще один вариант — доехать на городских маршрутах № 49, 18, 73 и 53 до любой из перечисленных остановок и сделать пересадку на любой из рейсовых автобусов, идущих до остановки «Свинокомплекс».
Раньше на этом месте было небольшое агрономическое хозяйство — от него остались конструкции теплиц. Сейчас там появились ряды деревянных вольеров с домиками и здание ветпункта. Часть территории отведена для выгула собак.
На стройке приюта нас встретил начальник управления по экологии и природопользованию администрации Перми Дмитрий Андреев и директор приюта Евгений Ведерников. Первый вопрос, который мы им задали — почему же так далеко?
— Старый приют находится не в лучших условиях — это промзона, да и гулять там с собаками негде, — отвечает 59.RU Дмитрий Андреев. — В качестве нового места нам предложили дальние варианты — под Березниками и Соликамском, но мы нашли в Перми. И это была большая удача.
По словам Евгения Ведерникова, многие волонтеры уже согласились приезжать сюда.
— Гости, которые навещают собак на Соликамской, могут также приезжать, и гулять здесь в гораздо лучших условиях, на чистом воздухе, — говорит 59.RU Евгений. — Здесь животным будет лучше. Лес, природа…
Не в тесноте и не в обиде
Мы посмотрели вольеры. К каждому уличному помещению примыкает внутреннее, куда могут зайти собаки, если им будет холодно. Примерно как в зоопарке. Все они соединяются общим коридорчиком, над которым есть прозрачная крыша.
— Уже во время строительства мы решили, что надо сделать вот такую крытую часть, — говорит директор приюта. — Здесь можно ходить без опасения, что на вас будет валить снег или дождь. Кроме того, здесь спокойно могут перемещаться гости и школьники во время экскурсии. К этой конструкции мы долго шли и наконец-то ее реализовали. Учли опыт, который появился при эксплуатации приютов на Соликамской и на Верхнемуллинской.
Еще одно опасение, которые высказывали волонтеры — теснота. Если в вольерах на Верхнемуллинской содержится по 3-4 животных, то здесь хотят размещать по пять. Волонтеры считают, что это может вызвать агрессию, конфликты и в итоге травмы враждующих собак.
— Но на Верхнемуллинской вольеры по шесть квадратных метров, а здесь больше — по десять, — уточняет директор приюта. — Но все индивидуально. При размещении мы будем ориентироваться на вес и размер животного. Чем меньше животные, тем больше их можно поместить в вольер. То есть некрупных животных здесь действительно можно будет содержать по пять.
В случае конфликтов, животное переместят в индивидуальный вольер с будкой в карантинной группе.
— Эта территория рассчитана на тысячу особей, а мы перевозим всего более 500 животных, — утоняет Евгений. — То есть, при необходимости можно будет каких-то животных рассадить по индивидуальным будкам.
В зоне карантина сейчас 25 будок, но при необходимости их число можно увеличить, построив дополнительные будки на неиспользованной пока территории.
— Если на Верхнемуллинской один гектар, то тут три гектара — в три раза больше, — уточняет руководитель. — То есть, если будут проблемы между собаками, их можно спокойно расселять, достроить вольеры, вариантов много. Здесь очень большой простор для разных решений.
Работают над недочетами
Строительство в новом приюте еще не окончили, работы в процессе. Строители устраняют замечания, которые им сделала рабочая группа, куда вошли и волонтеры.
— Мы специально, осознанно, привозили их сюда, чтобы они посмотрели все со своей стороны, дали нам рекомендации, сделали замечания, а мы бы их устранили, — говорит директор.
Часть замечаний, по словам директора, уже устранили, над другими продолжают работать.
— Но мы не может гарантировать, что какие-то недостатки не проявятся еще и потом, в процессе эксплуатации, — отмечает директор. — Были замечания по забору с прорехами, через который собаки могли запросто удрать с территории. Мы сделали новое ограждение по всему периметру, вкопав его на глубину больше полуметра, чтобы собаки не могли сделать подкоп и убежать.
Также было замечание по отсутствию света и электричества. На тот момент, когда мы приехали, уже стояли новые фонарные столбы, рабочие проводили свет.
На территории построен обогреваемый ветеринарный пункт, его также называют «санпропускник», ремонтируют бывшее административное здание. Тепло подается здесь за счет котла. Здесь есть комната для отдыха киперов — рабочих приюта, есть и душевая.
Отдельно на территории хотят поставить еще одно обогреваемое помещение и теплушку для волонтеров.
— Волонтеры просили сделать им отдельную зону, — говорит директор. — Мы привезем отдельный вагон, он будет обогреваться, чтобы они могли там хозяйничать.
Наркоза не будет
Самая больная тема, которую обсуждали пермяки под постами зоозащитников, — перевозка животных. Были опасения, что перевозить их будут под наркозом, и пожилые собаки могут этого не выдержать. Директор уточнил, что наркоз использовать не будут, а только снотворное, и то только при необходимости в индивидуальных случаях.
— Животному можно давать снотворное в определенных целях, определенных дозах, и это решает ветеринарный врач, а не директор приюта или начальник управления, — говорит руководитель. Если ветврач скажет, что вот эту собаку надо перевезти под снотворным, то тогда ее повезут под этим препаратом. Он вычислит, какую дозу нужно ввести. Это все очень индивидуально.
Директор уточнил, что животных планируют перевозить только тогда, когда закончат стройку. Причем, партиями, в течение нескольких дней, под контролем ветеринарного врача и с помощью волонтеров.
Ранее мы разбирались, как живут отловленные собаки в пермском приюте и почему волонтеры считают, что их надо спасать.