На дворе зима, на дорогах снег и гололедица, которые значительно осложняют дорожное движение, становятся причиной ДТП и заторов. Борьбу с погодными последствиями подрядчики ведут различными способами: расчисткой и посыпкой дорог реагентами, которые, зачастую, превращают снежную массу в грязевую кашу, но не всегда способствуют более эффективному таянию снега и льда. Глядя на то, как обувь и авто под воздействием этих реагентов теряют свою привлекательность, невольно задаешься вопросом, а насколько эта «адская» смесь на дорогах безопасна для окружающей среды и человека? Портал PRM.RU попытался найти ответ на этот вопрос.
Известно, что все противогололедные материалы делятся на три вида: комбинированные, фрикционные и химические. Последняя группа самая небезопасная, поскольку сюда входят вредные для человека и экологии хлориды, ацетаты и нитраты. На сегодняшний день самым распространенным и дешевым способом борьбы со льдом на дорогах Перми остается использование смеси песка и соли в пропорциях от 10/90 до 50/50%. Чем ниже температура воздуха и больше слой льда на поверхности трассы, тем выше процент содержания соли в смеси.
Эксперты считают, что соль эффективна и наиболее безопасна по сравнению с другими реагентами. Директор пермского филиала ФГУП Росдорнии Виталий Задворнов предлагает полностью отказаться от использования песка и ограничиться лишь применением натрий хлора или соли. Дело в том, отмечает специалист, что песок существенно снижает плавильную способность соли, забивает каналицационные стоки и скапливается на обочинах дорог. Эффективней и безопасней всего в Перми на данный момент использовать соль без применения песка, учитывая экологические нормы, а затем вывозить снег с реагентом в специальные снегоплавильные пункты, где очищать и утилизировать его, - поясняет Виталий Задворнов ? Как показывает практика, если применять чистый хлорид натрия, то норма рассыпки реагента не увеличивается
Посыпка дорог солью
Однако у натрий хлора помимо существенных плюсов есть и минусы. Известно, что соль имеет негативное воздействие на обувь, почву и коммуникации, подвергает коррозии автомобили. Заменой соли могут быть современные реагенты, к примеру, Бионорд, говорит директор Росдорнии. Изготавливают препарат в Перми на Уральском заводе противогололедных материалов. Его преимущества уже успели оценить Москве и Екатеринбурге.
Бионорд справляется со льдом даже в сильные морозы, при этом, он безвреден для окружающей среды, ? отмечает директор ДЭУ Железнодорожного района Екатеринбурга Юрий Олейников ? Никакой грязи от него не остается, само средство выступает практически как удобрение. Отличие особенно разительное, если сравнить его с применявшейся прежде пескосоляной смесью. Другой плюс в том, что средство не разъедает ни обувь, ни автомобильный кузов и резину
Виталий Задворнов признает, что пермским подрядчикам тоже пора перестраивать технологии борьбы с гололедицей. Но проблема в том, что современные препараты дороже в использовании по сравнению с ПСС. Скажем так, в идеале, у подрядчиков должны быть две кучи ? одна, большая, с солью, а другая, поменьше, с современными реагентами. На самом деле, сегодня уже первые шаги делаются в этом направлении. Надо уже сейчас озадачивать подрядчиков, потому что, иначе, никаких изменений в лучшую сторону и не произойдет, - заключает специалист.
В требованиях к противогололедным материалам прописано, что они должны быть нетоксичны, негорючи, пожаро-, взрыво- и радиационно безопасны, не должны содержать примесей тяжелых металлов и других опасных веществ в опасных концентрациях. По степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже 3 (умеренно опасные).
В пресс-службе управления внешнего благоустройства администрации Перми PRM.RU пояснили, что контролировать процесс использования и применения реагентов должны муниципальные казенные учреждения районных администраций. В контрактах, которые заключены с подрядчиками прописаны реагенты, которые требуются для посыпки улиц. Но мы только даем рекомендации подрядчикам. Выбрать реагент они могут самостоятельно. Тем не менее, все они должны соответствовать предъявляемым требованиям. Подрядчик в таком случае должен предоставить нам сертификат соответствия - пояснил сотрудник пресс-службы - Если по итогам контроля выяснится, что подрядчик нарушает прописанные в контракте условия, к нему применяются штрафные санкции
Мраморная крошка
Существует еще один способ борьбы со льдом ? посыпка дорог мраморной крошкой. Это щебень очень мелкой фракции. Она сразу повышает шероховатость дорожного полотна и, в отличие от песка, полностью растворима. На Западе эту технологию уже применяют, а вот в России пока не везде - процесс изготовления мраморной крошки довольно дорогостоящий.
Вот и получается, что подрядчики, избегая лишних финансовых трат и особо не задумываясь об экологии, предпочитают очищать дороги по-старинке: песком и солью. Благо, соли в Пермском крае хватает, как-никак, Соликамск ? соляная столица России.