Зарегистрировать изменения конструкции транспортного средства, такие как установка газового оборудования или подготовка автомобиля к внедорожным условиям, станет намного сложнее. МВД опубликовало приказ, по которому органы технического надзора отныне не будут заниматься этими процедурами, передав их коммерческим структурам. Как быть пермякам, которых не устраивают заводские параметры их автомобилей – разбирался корреспондент Auto.59.ru.
Вся информация, которую можно найти в сети в открытом доступе, сводится к тому, что отныне получить разрешение ГИБДД на ксеноновые фары и переделку автомобиля под учебный стало невозможно. Мы так и представили себе, как толпы владельцев отечественных авто со сверхяркими лампами расстроились и пошли менять обратно ксенон на галоген. То же самое касается автошкол. Прокатившись по Садовому, можно сделать вывод, что автомобили, используемые в качестве учебных, довольно старые. Новые учебные машины автошколы покупать не торопятся, так как вся их деятельность с недавнего времени оказалась под вопросом и в приоритете у них другие проблемы.
Но если понимать изменение конструкции автомобиля шире, то окажется, что вопрос касается большого числа автовладельцев. Прежде всего к ним относятся водители, которые планируют перейти на газовое топливо. С учетом роста цен на бензин таких будет становиться все больше. По закону, автомобилист обязан уведомить ГИБДД о подобных изменениях, дабы в ПТС появилась соответствующая отметка. Приказ №1123 как раз и лишает Автоинспекцию функции технического надзора над транспортными средствами, оставляя ведомству лишь бумажную работу по части регистрационного учета ТС.
Под вопросом могут оказаться изменения, вносимые любителям внедорожных экспедиций. Количество «родных» элементов в любом серьезном «проходимце» обычно стремится к нулю, так как меняется все – от клиренса до навесного оборудования. Сейчас такие автомобили могут оказаться вне закона, так как не прошли испытания на соответствие требованиям регламента безопасности колесных ТС Таможенного союза. Резонно возникает вопрос – кто будет контролировать внесенные изменения, если ГИБДД отныне лишь сверяет VIN-код на кузове и в документах?
«Разъяснения по этому приказу поступят к нам в конце марта, – объяснил начальник отделения пропаганды ГИБДД по городу Пермь Андрей Нижегородов. – То, что отменен приказ, регламентирующий деятельность технического надзора, еще не значит, что сама служба упразднена. Никто не убрал из КоАП статьи за нарушения ПДД, касающиеся внесения изменений в конструкцию. К примеру, за установку ксенона как лишали прав – так и будем лишать. Другое дело, что процедура технического осмотра и постановка на учет таких автомобилей может быть изменена и передана коммерческим структурам, как выходит из текста приказа».
По словам г-на Нижегородова, новый документ просто наводит порядок в правовой базе, так как в последнее время происходит унификация норм для Таможенного союза. Ряд функций, таких как технический осмотр транспортных средств, уже передан коммерческим структурам.
Исследовав последние нововведения в работе органов ГИБДД невольно напрашивается вывод, что Автоинспекцию скоро вовсе лишат любой коммерческой составляющей. Изготовление номерных знаков и прохождение ТО уже находятся вне компетенции МВД. А в Москве даже выписывание и сбор штрафов за определенные нарушения хотят передать органам местной власти.
«Я лично только поддерживаю такие инициативы, – рассказал нам бывший сотрудник МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю Николай Семенов (фамилия и имя изменены). – Инспектор ДПС должен прежде всего быть помощником на дороге, обеспечивать безопасность движения. А сейчас получается, что вся Автоинспекция занимается тем, что зарабатывает деньги. Есть ведь специальные камеры, которые умеют уже штрафовать за многие виды нарушений, есть возможность передать функции контроля за соблюдением правил парковки специальным подразделениям администраций районов – это ведь их территория и их бюджет. А инспектор не должен тратить время на всю эту волокиту, тем более когда нехватка кадров, а на дороге каждую минуту стоят люди, которым нужна помощь дорожной полиции».
Остается только один вопрос – а кто видел и где находятся эти самые коммерческие структуры, которые имеют право проверять соответствие автомобиля нормам производителя и ставить отметку о разрешении эксплуатации?
Пока не поступят разъяснения от МВД или Правительства РФ, владельцам «переделок» не стоит и надеяться на успешную регистрацию. Прежде всего это любители низкой или напротив – экстремально высокой подвески. Поклонники «сочного» звука выхлопной системы и владельцы нештатного ксенона также попадают в эту категорию.
В целом стремление упростить и повысить эффективность работы органов власти выглядит своевременным и логичным. Осталось лишь настроить контроль за соблюдением закона рядовыми автовладельцами, так как до сих пор обычный инспектор ДПС существенно ограничен в своих правах при контроле за дорожным движением. Поэтому у нас каждый второй передвигается с ксеноном, тонировкой и «посадкой» ниже всех мыслимых пределов. Наверное, не нужно уточнять, что все эти товарищи существенно усложняют жизнь остальным участникам дорожного движения.