Один из крупнейших пермских дилеров находится на грани банкротства. Несмотря на отсутствие официальной информации от самого «Экс-Авто», все признаки близящегося краха регионального гиганта авторынка налицо. Салоны находятся на торгах, суды завалены исками кредиторов, а телефоны руководства молчат. Что ждет многотысячную армию владельцев Ford, Nissan и Datsun, купивших свои автомобили в салонах «Экс-Авто» и выстоят ли остальные дилеры – в материале Auto.59.ru.
Приставка экс, похоже, теперь закрепится не только в названии некогда крупнейшего игрока на рынке новых автомобилей и дилера более десятка брендов, но и в статусе компании. О прекращении сотрудничества с пермским ритейлером объявили уже в Nissan, Datsun и Ford. Что касается американского бренда – то у «Экс-Авто» просто кончилась лицензия, а получать новую компания не стала, а вот «развод» с японскими марками прошел не так гладко. По официальной информации от самого концерна, а точнее по скудным крохам, которые выдали прессе и общественности – дилер не выполнял свои обязательства. Какие именно – не уточняется.
Впрочем главные обязательства у дилеров обычно банальны – выполнение плана продаж. Именно для этой цели руководство компании построило отдельное здание для продажи единственной модели в линейке Datsun, вложив, надо полагать, немалые средства в салон на Спешилова. Став первым и единственным дилером в 2014 году на территории Перми и получив значительное преимущество в виде лимита доверия от руководства Nissan – реализовать запланированное количество японско-тольяттинских автомобилей не получилось.
«Мы очень ответственно подходим к выбору своих партнеров, – заявлял на пермской презентации Datsun On-DO в октябре 2014 года главный маркетолог «Ниссан» в России Дмитрий Шкловский. – И мы видим потенциал в пермском рынке, а главное – в компании, которая стала первым партнером нашего возрожденного бренда в Прикамье. Мы приложим все усилия, чтобы пермяки по достоинству оценили наш автомобиль и гарантируем качественный сервис».
Спустя четыре месяца автосалон находится на торгах, автомобили не реализованы, а сотрудники обивают пороги бывших конкурентов «Эксов» в поисках нового места работы. Винить в этом исключительно разразившийся в стране кризис было бы несправедливо. Начало года всегда отмечалось спадом продаж, но в целом по России бюджетные седаны под японским шильдиком продавались ожидаемо хорошо, несмотря на 40% падение всего рынка.
Если проанализировать новостные ленты конца прошлого года, то проблемы у дилера возникли задолго до начала продаж Datsun. Скорее всего взятое дилерство новой марки воспринималось компанией как последний шанс на спасение – ожидание больших продаж и статус монопольного продавца будущего бестселлера могло вселить в топ-менеджмент «Экс-Авто» такую надежду. Но, видимо, не срослось – финансовые проблемы в мире кредитов растут как снежный ком.
«Большой ошибкой руководства стало поведение, которое они демонстрировали в последнее время, – поделился своим мнением эксперт пермского авторынка Алексей Деткин. – Зная, как получают дилерство – вернуть обратно свой статус уже будет нереально. Это очень жесткий рынок. И раз уж проблемы перешли в статус критических для существования бизнеса – надо было идти на контакт, а не выключать телефоны, блокировать электронную почту и зарывать голову в песок».
Спустя десять дней после официального опубликования информации о прекращении дилерства – на сайте самой компании не произошло никаких изменений. Судя по главной странице – «ЭКС-Авто» до сих пор официально продает порядка дюжины брендов, в более чем пятнадцати салонах. Но ни один из номеров телефона, указанных в контактной информации, не отвечает.
Похожая ситуация уже неоднократно повторялась в Перми – «Машинный двор», «Карберри» и прочие канувшие в Лету дилеры оставили после себя закрытые салоны и выключенные телефоны. Впрочем расстраиваться не стоит – гарантийные обязательства несет любой официальный дилер, а почти по всем брендам из портфеля «ЭКС-Авто» в Перми есть иные представители. По мнению экспертов, компании, которые в этот сложный период смогли выстоять и сохранить свой имидж, получат карт-бланш на монополию по своим брендам.
Текущую ситуацию на автомобильном рынке стоит рассматривать как проверку стойкости бизнес-модели, выбранной дилерами. И лидер по самому массовому сегменту продаж в регионе отныне вполне отчетливо виден. Думаю, наши читатели смогут самостоятельно сделать вывод о том, кто теперь в Перми главный по «бюджетникам».