Эксплуатация автомобиля в условиях постоянного преодоления водных препятствий не предусмотрена большинством производителей. Но пермское лето вынуждает нас проверять возможности своих «железных коней» на предмет максимальной глубины брода и сталкиваться с особенностями конструкции наших сухопутных повозок. Как не утопить свою любимую машину на очередном перекрестке, и что делать, чтобы страшное слово «гидроудар» оставалось только в материалах статьи – читайте на Auto.59.ru.
Последние несколько десятков лет автомобили обладают достаточным уровнем изоляции от внешней среды, и обычный дождь или ливень не представляют для среднестатистического автомобиля проблемы. Но когда осадки становятся хроническими, а дорога на работу больше похожа на глиссирование, в зоне риска оказываются даже владельцы внедорожников. О типичных проблемах водителей и их техники поговорим с экспертами контраварийного вождения и опытными автомеханиками.
Аквапланирование
Это проблема выбора резины и отсутствия необходимого опыта.
Многие водители привыкли, что летняя резина служит не до тех пор, пока протектор отвечает требованиям ГОСТа, а пока сотрудники шиномонтажа не начнут отказываться прикасаться к нашим покрышкам. И если по сухому асфальту такая резина – с остаточными признаками протектора – еще как-то служит, позволяя разгоняться, поворачивать и иногда даже тормозить, то в такую погоду, которая установилась в Перми на весь июль, использование лысых шин равносильно езде по льду. «Протектор на покрышках как раз и служит для отвода воды и обеспечения пятна контакта колеса с асфальтом, – рассказывает эксперт интернет-магазина шин и дисков Иван Дмитриев. – Эффект аквапланирования возникает тогда, когда пятно контакта отсутствует или его площади недостаточно. Чаще всего «поплыть» машина может при въезде на большой скорости в лужу. Причем глубина лужи может быть всего лишь несколько сантиметров – этого хватит, чтобы водитель потерял контроль над автомобилем. И руль, и тормоза становятся крайне неэффективными. Самое важное, что нужно усвоить большинству неопытных водителей – даже не все новые покрышки успешно справляются с этой проблемой. Как правило недорогие шины способны избежать аквапланириования, но нужно помнить, что на дешевой резине очень важна скорость, с которой вы передвигаетесь под ливнем».
По словам Ивана, на скоростях до 40 км\ч почти любая новая резина способна «зацепиться» за асфальт, а вот разрешенные в городе 60 мк\ч уже могут привести к аварии. И уж совсем наивно полагать, что старая, стертая резина хоть как-то способна выполнять свои функции. Не имея достаточной практики, проехать глубокую лужу на большой скорости без последствий скорее всего не получится. «Помимо аквапланирования есть еще эффект гидродинамического удара, – прокомментировал эксперт контр-аварийного вождения Андрей Михайлов. – Когда на большой скорости вы приближаетесь к луже и возможности оттормозиться нет – крепче держите руль, так как при наезде на водную преграду руль ощутимо дернется в сторону. Далее – никаких резких нажатий ни на тормоз, ни на газ. Тем более не стоит резко начинать рулить, так как если машина уже поплыла, то рулить бесполезно, а как только колеса зацепятся с асфальтом – начнется занос».
Наиболее безопасно в таком случае будет на включенной передаче бросить газ и тормозить двигателем, при этом очень плавными движениями руля пытаться вернуть автомобиль на безопасную траекторию. Также нужно быть готовым к тому, что лобовое стекло будет полностью залито водой, поэтому дворники целесообразно включать заранее.
Читать все эти инструкции и советы от экспертов стоит тем, кто не привык ограничивать себя в скорости, потому что на малых скоростях таких проблем не будет. На малых скоростях проблемы могут быть совершенно другими.
Гидроудар
Гидравлический удар двигателя – это попадание в камеру сгорания жидкости в объеме большем, чем сама камера сгорания. А так как из школьного курса физики мы помним, что вода почти несжимаемая жидкость, то вполне можем представить последствия.
«Последствия очень «простые», это полный выход из строя двигателя, – рассказал нам владелец автосервиса Олег М. – Единственная возможность воде попасть в камеры сгорания, это через воздушный фильтр. Чем ниже находится воздухозаборник, тем вероятнее получить этот самый гидроудар в пермских лужах».
Ни брызги из-под колес, ни затекающая в выхлопную трубу вода не страшны, поэтому эксперты советуют – при необходимости преодолеть глубокую лужу необходимо выбрать оптимальную скорость, при которой передний бампер вашего автомобиля будет служить волноотводом. Двигаясь вперед автомобиль создаст перед собой волну и уровень воды под капотом будет ниже, чем перед бампером. Но вот останавливаться или включать заднюю передачу в таком случае не стоит – обратная волна тут же попадет в двигатель.
Сразу после преодоления брода или перекрестка в центре Перми, если двигатель не заглох, стоит дать мотору «продышаться», подняв обороты на несколько секунд, а потом проверить влагу в корпусе воздушного фильтра. Если фильтр влажный, то немедленно его заменить, чтобы чудом не утонувший двигатель не задохнулся.
Но научившись бороться со всеми климатическими сюрпризами пермские автолюбители все равно остаются в зоне риска, ведь еще существует коррозия.
Коррозия
Чаще всего коррозия усиленно портит внешний вид автомобиля под действием солей и реагентов. А у нас на асфальте вода дождевая, то есть пресная. Однако не стоит расслабляться, ведь даже таких условий достаточно, чтобы «рыжики» стали вылазить даже на относительно новых машинах. «В первую очередь нужно убедиться, что все дренажные отверстия не засорены и не заглушены, – рассказал нам владелец цеха кузовного ремонта Арсен Хачатуров. – Если влага надолго останется в скрытых нишах и полостях кузова, то все негативные процессы будут ускоряться. Особое внимание нужно уделить салону – влага там собирается очень быстро и уже через пару месяцев в салоне будет витать «аромат» гниения. В любом случае, если у вас на кузове есть глубокие царапины до металла, то их стоит предварительно обработать, так как ЛКП достаточно хорошо защищает от пресной воды».
Тормоза
Главная проблема любого автомобиля. Принцип действия тормозов основан на трении. Так как тормозные диски ничем не защищены от окружающей среды, то даже после мелкой лужи они покрываются влагой, которая начинает выступать в роли смазки и эффективность тормозов падает сразу. Опытные водители рекомендуют после проезда лужи некоторое время слегка притормаживать, чтобы просушить диски. Некоторые современные автомобили умеют это делать сами, как только датчик зафиксирует влагу на колодках, но подавляющее большинство автомобилей Перми такой системой не оборудованы. Поэтому успешно проехав лужу не забывайте, что некоторое время тормозов в вашей машине почти не осталось.
Обращение ГИБДД
Уважаемые участники дорожного движения!
По прогнозам Пермского центра по гидрометеорологии и окружающей среды, 13 июля на территории Пермского края объявлено штормовое предупреждение. Сохранится сильный дождь.
Два ребенка и беременная женщина пострадали в ДТП в воскресенье вечером, 12 июля, в Перми.
В 17:10 в Индустриальном районе по автодороге Западный обход двигался автомобиль BMW X5, водитель которого, на 38 км допустил столкновение с двигавшимся в попутном направлении автомобилем Volvo FM12 с полуприцепом SCHMITZ.
По предварительным данным, водитель BMW X5 не справился с управлением на мокрой от дождя дороге. В результате ДТП травмы головы получили 4-летний малыш и молодая женщина. С места ДТП пассажиры госпитализированы.
Немногим позднее, в 18:12, Свердловском районе на улице Сибирская водитель автомобиля KIA Rio в условиях скользкой дороги на перекрестке с улицей 1-ая Красноармейская, по предварительным данным, при повороте налево не убедился в безопасности маневра и допустил столкновение с двигавшимся во встречном направлении автомобилем Hyundai Accent. При этом травму живота получила 5-летняя пассажирка последнего. Девочка госпитализирована.
В соответствии с п. 10.1 ПДД, «водитель должен вести транспортное средство, со скоростью, не превышающей установленного ограничения… учитывать дорожные и метеорологические условия …».
Будьте внимательны и осторожны на дорогах. Соблюдайте скоростной режим и правила дорожного движения. В автомобиле всегда усаживайте ребенка в автокресло, если ему меньше 13 лет, и обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности сами.
Редакция Auto.59.ru напоминает, что залогом вашей безопасности в любых условиях является соблюдение скоростного режима. А когда дождь льет ежедневно, а ливневая канализация не справляется и с третью осадков – особое внимание требуется как никогда.