В Перми поездка по бездорожью – это вовсе не экстремальное развлечение суровых мужиков из клуба «4на4». Такое испытание выпадает на долю большинства автолюбителей с наступлением осенне-зимнего сезона, когда повседневный маршрут из дома на работу может неожиданно превратиться в подобие трассы для джип-триала. Синоптики пугают надвигающимися снегопадами, поэтому постараемся подготовиться заранее.
Кто не сталкивался с ситуацией, когда рано утром выезд из родного двора оказывается завален успевшими замерзнуть результатами работы снегоуборочной машины? В подобной ситуации полный привод и высокий клиренс автомобиля вовсе не прихоть, а жизненная необходимость. И как всегда слушаем голос разума, пусть он и кажется слегка субъективным.
Ирина, владелец автомобиля Daewoo Matiz так вспоминает предыдущую зиму: «Несколько раз застревали рядом с собственным домом. Даже блондинке понятно, что если сели только передними колесами, то задние могли бы помочь. Представьте, в багажнике моей малышки лежит настоящая совковая лопата с немного укороченной ручкой. Да, я ей пользовалась неоднократно в прошлом сезоне. Надоело. Хочу машину побольше и с полным приводом».
Итак, обязательные требования к участникам обзора: полный привод, высокий дорожный просвет, доступность на рынке и разумная цена (на всякий случай ограничимся психологической отметкой в один миллион рублей). Предложения на вторичном рынке не рассматриваем, а версии «кросс» различных универсалов и многочисленные моноприводные «паркетники» оставим до следующего раза.
Вариант «Базовый»: Lada 4x4
Традиционно список покорителей бездорожья (деревенского или городского – не столь важно) возглавляет классическая «Нива», с 2004 года известная под именем Lada 4х4. Приказ о постановке автомобиля на конвейер был подписан в СССР 31 июля 1975 года. Прошло 40 лет, а предтеча всех современных кроссоверов все еще в строю и уступать позиции не собирается: постоянный полный привод и понижающий ряд не помешают на пермских зимних дорогах. Производитель имеет дальнейшие планы модернизации автомобиля, и есть надежда, что к полувековому юбилею все детские болезни Lada 4x4 будут окончательно излечены.
Вариант «Экстремальный»: UAZ Patriot
Представитель вымирающего семейства внедорожник большой рамный. В городе распугивает окружающих своим внешним видом и высотой с небольшой домик, пассажиров радует запасом пространства в салоне и в багажнике. Отличный вариант забраться в непролазные дебри, утонуть в грязи или в сугробе, после чего радостно отправиться за трактором. Требует от водителя обязательного наличия серьезных навыков: габариты автомобиля затрудняют маневрирование, хотя дорожный просвет, короткие свесы и мощная рама позволяют не замечать мелкие препятствия. Передний мост подключается вручную, а некоторым такой вариант не очень по душе, ведь предварительно нужно включить свою голову. Производитель обещает 3 года гарантии: на заводе затянуты почти все гайки и болты, но без комплекта инструментов выезжать все равно не рекомендуется.
Вариант «Разумный»: Renault Duster 4x4 AWD dCi
Вот здесь находится широчайшее поле для подсчетов окупаемости и стоимости владения. Рассматриваем вариант с обновленным полуторалитровым турбодизелем и шестиступенчатой МКПП, сравниваем цены на дизтопливо и бензин. Пугаться зимы не стоит: за тепло в салоне отвечают электрообогреватели. Отсутствие понижающего ряда компенсируется первой передачей, которую разумнее считать «минус первой» и включать на бездорожье. В нормальных условиях (а также зимой) движение начинаем на второй ступени.
Вариант «Пижонский»: Nissan Terrano
Почти родной брат Duster: технически это тот же автомобиль. В профиль их тоже не различить. Однако Terrano анфас напоминает старших и более габаритных представителей обновленного семейства внедорожников Nissan, что радует многих эстетов. По сравнению с Duster имеет более богатые комплектации, но разочаровывает отсутствием в гамме дизельного мотора. Придется брать бензиновый и переплачивать на заправках.
Вариант «Компромиссный»: Chevrolet Niva
Последний оставшийся на пермском рынке представитель гордого американского имени, пусть и наш, родной. Прямой потомок ВАЗ 2121 «Нива», он унаследовал отсутствие выбора двигателя и трансмиссии. Мечты об опелевском дизеле остались в прошлом, а жаль. Уровень комфорта заметно выше, чем у Lada 4х4, надежность – как повезет. Качество произведенного в городе Тольятти автомобиля всегда было лотереей.
Кто-то спросит: «А где же мой любимый Suzuki Jimny? Внедорожник же!» Да, в нашем рейтинге он изначально присутствовал, но в последний момент был «отцеплен» по причине стоимости, пугающе приблизившейся к одному миллиону рублей за автомобиль 2014 года выпуска.