Повышение денежных штрафов оказывается одним из немногих действенных способов упорядочить дорожное движение и хоть как-то образумить его участников. Один из комитетов Госдумы недавно решил, что 500 рублей за неправильную тонировку – сумма явно недостаточная, а любители скрываться от посторонних глаз почувствовали себя излишне свободно, ведь у них сейчас даже номера снимать нельзя. С какими новыми проблемами придется столкнуться «закатанной» общественности, выясняет редакция Auto.59.ru.
Напомним, что в последние годы любителей тонировать стекла автомобиля «вкруг» сдерживал не штраф, а обеспечительная мера – снятие автомобильных госномеров. Но в конце 2014 года эта мера была отменена как бессмысленная: МВД своим приказом разрешило делать дубликаты госзнаков у частных фирм без согласований с ГИБДД. Поскольку сдерживающий фактор исчез, количество нарушений резко выросло.
«Всего за девять месяцев 2015 года на территории Пермского края выявлено 17 428 таких нарушителей. В среднем по стране фиксируется двукратный рост», – сообщает специалист отделения пропаганды краевого ГИБДД Елена Осоткина.
К тому же совсем недавно вступило в действие постановление о том, что с 1 января 2016 года вводится «дисконтная система», позволяющая оплачивать всего лишь 50% от суммы административного штрафа при условии, если это произойдет не позднее 20 дней с момента вынесения постановления. Естественно, данная возможность не распространяется на серьезные статьи КоаПП. Многие любители тонировки уже всерьез начали рассчитывать на эту скидку: 500 делим на два, получаем какие-то 250 рублей. Красота. Однако легкой жизни любителям черной пленки все равно не видать.
Законопроект, рекомендованный к принятию в Госдуме, вносит изменения в ст. 12.5 КоАП, согласно которой действующий штраф за управление автомобилем с чрезмерной тонировкой составляет 500 рублей. Санкцию предлагается увеличить до 1500 рублей. А главное, если в течение года владелец авто снова попался с тонировкой, его судьбу определит уже суд: водитель может быть оштрафован на 5000 рублей или лишен прав на срок от одного до трех месяцев. Отдельная санкция предусмотрена в законопроекте для работников автосервисов. За установку чрезмерной тонировки штраф может составить до 5000 рублей для мастера и до полумиллиона для компании (юридического лица).
Данное решение еще не принято, но и на сегодняшний день у ГИБДД есть средства по противодействию этому распространенному нарушению. Причем речь не идет о предвзятом отношении сотрудников ДПС именно к любителям тонировки, как считают многие. «Да, мы ведем постоянную работу. Сотрудник ДПС воспринимает тонировку не как повод придраться, а исключительно как нарушение Правил. Такое же, как не пристегнутый ремень безопасности», – объясняет командир роты №3 первого батальона городского полка ДПС капитан Юрий Семенищев.
Способы воздействия на нарушителей есть уже сейчас, нет необходимости дожидаться новых поправок: водитель обязан подчиниться законному требованию и предоставить инспектору возможность произвести замер светопропускающей способности стекла. «Не выполнил требование – материалы могут пойти в суд. И в худшем случае водителю грозит до 15 суток ареста, – рассказывает капитан Семенищев. – Такие случаи уже были».
Миф о том, что проверять тонировку сотрудники ДПС имеют право только на стационарном посту и при наличии специальных «корочек», не выдерживает критики. «Где вы такое услышали?! – удивляется капитан Семенищев, – Любой инспектор вправе производить такие замеры, приборы имеются у многих экипажей». К тем, кто попадается с тонировкой повторно, уже сейчас могут быть применены особые меры. Если при проверке выяснится, что требование прекратить нарушение (снять пленку) уже выносилось, а водитель «бункера» (разговорное обозначение полностью тонированного автомобиля. – Прим. ред.) был остановлен в очередной раз, сотрудники ДПС вправе доставить нарушителя в дежурную часть, а материалы направить в суд.
ГИБДД обращается ко всем участникам дорожного движения и призывает привести свои транспортные средства в соответствие техническому регламенту о безопасности транспортных средств. «Полномочия, предусмотренные требованиями Федерального закона "О полиции", дают сотруднику ДПС право требовать от граждан прекращения противоправного действия. Водитель обязан на месте удалить тонировочную пленку. Естественно, заднее стекло и задние боковые можно тонировать без ограничений», – напоминает начальник отделения пропаганды краевого ГИБДД Владимир Васенин.
Автоинструктор Алексей С.: «Излишняя тонировка на передних боковых стеклах, особенно в темное время суток, существенно снижает безопасность. Представьте ситуацию: неосвещенный двор, вы маневрируете "по зеркалам", крутите головой по сторонам. Пешехода в темной одежде и так трудно заметить, а тут еще и темная пленка. Начинающим водителям вообще рекомендуем отказаться от этой затеи. Всем остальным – тонируем заднюю полусферу».