Авто Город Почему не раскрылся эйрбэг

Почему не раскрылся эйрбэг

С месяц назад я получил письмо от юриста, который ведет дело клиента, серьезно пострадавшего в ДТП. По мнению юриста, причиной травм послужила нераскрывшаяся подушка безопасности.

Сценарий аварии был типичным: автомобиль с тремя взрослыми и ребенком на борту двигался по главной дороге, а со второстепенной дороги выехала другая машина под управлением пьяного водителя. Скорость первого авто была порядка 87 км/час, и удар получил преимущественно фронтальным.

Истец пытается отсудить стоимость автомобиля и компенсацию морального ущерба у дилера, продавшего автомобиль (московская компания).

Я углубился в присланные документы, в частности, заключение эксперта. Тот констатировал, что подушки безопасности действительно не раскрылись, хотя, по его оценкам, должны были. В частности, эксперт ссылается на тесты EuroNCAP и руководство по эксплуатации и сайт производителя, делая вывод, что при скорости выше 20-30 км/час подушки обязаны раскрываться в любом случае. Далее эксперт приходит к заключению, что эксплуатация автомобиля с неисправными подушками является небезопасной.

Должен заметить, что юрист передал мне не полный пакет документов, а только заключение эксперта и несколько определений суда, который отказался удовлетворять исковые заявления истца. Схемы ДТП я не видел, поэтому могу судить только по описаниям самого юриста.

Между тем в одном из присланных мне релизов встретилась фраза: «Ввиду того, что удар пришелся спереди и слева по ходу движения автомобиля (то есть со стороны водителя), передняя панель авто, гораздо сильнее продвинута вперед со стороны водителя, чем переднего пассажира. От удара же водителя выбросило из автомобиля. Можно сделать вывод о том, что если бы водителя не выбросило из автомобиля в момент удара, его бы просто раздавило приборной панелью. И все потому, что подушка безопасности не развернулась!»

Я уточнил у обратившегося ко мне юриста, был ли пристегнут водитель, и ответ был таким: «Артем, здравствуйте! Судя по всему, водитель не был пристегнут. Это его и спасло».

После этого мой энтузиазм несколько иссяк, и хотя юрист не согласится с моей позицией, но я считаю, что прежде чем обвинять производителя в неработающей системе безопасности, нужно выполнить все условия, при которых эта система безопасности должна работать. Пользование ремнями безопасности – одно из важнейших условий.

Скажем, на сайте производителя есть такая фраза: «Система подушек безопасности спроектирована, чтобы дополнять ремни безопасности и улучшать защиту обитателей салона при определенных видах столкновения».

В любом современном автомобиле настройка всех систем пассивной безопасности осуществляется таким образом, чтобы максимально защитить пристегнутого водителя или пассажира. Во время аварии ремень воспринимает львиную долю нагрузок и позиционирует седоков таким образом, чтобы выстрел подушки безопасности не нанес тяжелые травмы (были прецеденты, когда непристегнутый человек получал переломы шейных отделов позвоночника от сработавшей подушки безопасности).

При этом важность подушек безопасности несколько преувеличена маркетинговой линзой, которая создала у многих иллюзию, что подушки, во-первых, крайне эффективны при любых типах ДТП, во-вторых, будто они заменяют ремни безопасности. Так вот, все это чушь: в реальных крэшах подушки являются лишь одним из десятка факторов, которые снижают вероятность последствий. В случае с водителем фронтальная подушка позволяет избежать травм лица и грудной клетки из-за удара об руль, но в любом случае основную работу выполняет ремень безопасности. Именно ремни не дают седокам отправиться в «свободный полет», калечась самим и попутно добивая остальных пассажиров. Если в автомобиле действительно были непристегнутые обитатели салона, как минимум этот фактор должен рассматриваться в качестве одной из причин получения тяжелых травм. Гипотеза, что водитель спасся лишь благодаря «катапультированию» из машины, нуждается в тщательном анализе: не исключено, что пристегнутый человек получил бы заметно меньшие травмы, оставаясь на своем месте.

К слову, эксперт, сделавший заключение о неработоспособности подушек безопасности, утверждает, что водитель и передний пассажир были пристегнуты – этот вывод сделан им по наличию затяжек на ремнях безопасности, природа появления которых непонятна (возможно, даже при непристегнутых седоках сработал преднатяжитель). Между тем обратившийся ко мне юрист не скрывает, что как минимум водитель пристегнут не был, что не добавляет очков эксперту.

Остается открытым вопрос, почему все-таки подушка безопасности не сработала? Одно время в российских СМИ активно муссировалась версия, что для исключения травм при легких ДТП в современных автомобилях подушки безопасности отключаются, если не пристегнуты соответствующие седоки. Ни в одном из заслуживающих доверия источников я не нашел подтверждений, что это так, хотя практически все производители указывают на вспомогательную функцию подушек относительно ремня безопасности.

Нужно понимать и такую вещь: подушка безопасности не обязана раскрываться при любых типах ДТП, и условия ее срабатывания определяются на основе анализа данных с нескольких датчиков, установленных в машине. Компьютер учитывает интенсивность удара и его направление, чтобы активировать нужные набор подушек (в дорогих машинах их количество может достигать 10-12 единиц). По сути, вывод можно делать лишь в случае, если достоверно известны значения перегрузок в момент удара и его точное направление. Эти данные нужно сравнивать с критериями, при которых система безопасности должна активировать подушки. Ничего этого сделано не было, и эксперт, по сути, исходил лишь из скорости столкновения.

Между тем в открытых источниках есть схема, описывающая алгоритм срабатывания подушек данной марки при фронтальном ударе. Если читать мелкий шрифт, там указано, что подушки раскрываются при скорости более 20-30 км/час, однако скорость может меняться в зависимости от типа автомобиля и оппонента. Также указано, что данные критерии распространяются на объект, который не меняется и не двигается. Наконец, указаны углы до 30 градусов, при которых столкновение считается фронтальным.

Другими словами, набор данных, которые анализировал эксперт, на мой взгляд, недостаточен, чтобы веско судить о том, должны ли сработать подушки или нет. Еще раз подчеркну, что они срабатывают, когда система «уверена» в том, что это принесет пользу. Изрядные повреждения передней части кузова, например, говорят о том, что деформируемые зоны автомобиля поглощали энергию, и, возможно, этого оказалось достаточно, чтобы перегрузки не превысили критичных уровней.

Не исключен и вариант, что подушки действительно не сработали. Скандалы с нераскрывшимися подушками безопасности происходят регулярно и затрагивают практически всех крупных производителей. Так, недавно крупный отзыв объявил в США и Канаде Volkswagen: подушки безопасности в ряде случаев не срабатывали из-за загрязнения контактов.

К слову, вот что ответил критикам специалист Volkswagen of America Ларри Вест: «Правило, которое должен иметь в виду каждый клиент, таково: подушки безопасности являются вспомогательной системой. Они спроектированы, чтобы замедлить вас, но они не спроектированы, чтобы выполнять всю работу. Ремень безопасности также должен работать. На самом деле, подушки безопасности спроектированы, чтобы защитить потребителя от фатальных или близких к ним повреждений. Если речь о ДТП «по железу», не стоит ожидать, что подушки безопасности сработают».

В Штатах, к слову, помимо VW отзыв коснулся автомобилей еще семи производителей: в данном случае, подводит массовая унификация. Разные марки используют оборудование одних поставщиков, и если оно имеет дефект, проблема умножается на тираж.

Так, самый крупный отзыв из-за подушек безопасности случился в прошлом году: под него попало 30 млн автомобилей 10 разных производителей. Все они использовали подушки безопасности Takata, которые, как выяснилось, при срабатывании могли взрываться, убивая или раня седоков осколками металлического картриджа.

Даже если вы владеете автомобилем с максимальным рейтингом безопасности и полным комплектом подушек, не нужно думать, что он способен спасти вас в любом типе ДТП. Сценариев аварий слишком много, чтобы инженеры могли обеспечить стопроцентную эффективность всего оркестра средств безопасности в каждом случае. Кроме того, системы безопасности, как и автомобиль вообще, могут ломаться и выходить из строя от старости. Тем более наивно ожидать, что машина спасет вас, если вы пренебрегаете даже такой мелочью, как ремень безопасности.

Как бы далеко не продвинулся прогресс, главным элементом системы безопасности остается человек.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
57
ТОП 5
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления