Авто обзор Аварии в пьяном виде приравняли к тяжким преступлениям

Аварии в пьяном виде приравняли к тяжким преступлениям

Нетрезвым виновникам автокатастроф грозит до 15 лет лишения свободы

Наказание за тяжёлые случаи пьяной езды теперь будет как за умышленные убийства

С 28 июня вступают в силу радикальные поправки в «водительскую» статью 264 Уголовного кодекса РФ, которые приравнивают пьяные ДТП к тяжким преступлениям и увеличивают максимальный срок лишения свободы до 15 лет. Зачем нужно очередное затягивание гаек и приведет ли оно к снижению числа пьяных аварий, мы спросили у экспертов.

Сроки — как за убийство


Наказание по статье 264 УК РФ зависит от последствий. За аварию с тяжёлым пострадавшим пьяному виновнику увеличили максимальный срок заключения до 3–7 лет (было до 4 лет), а также усилили другие виды наказания, например, до 5 лет возрос максимальный срок принудительных работ.

Если в аварии погиб человек, срок заключения возрос с 2–7 до 5–12 лет. При нескольких погибших планку подняли с 4–9 до 8–15 лет. Для сравнения, за убийство по статье 105 УК РФ наказывают лишением свободы на срок 6–15 лет, и параллели не случайны: если раньше автомобильные аварии с жертвами считали преступлениями средней тяжести, то теперь их перевели в категорию тяжких, внеся нужные изменения в статью 15 УК РФ.

Формально законотворцы не стали приравнивать ДТП к умышленным деяниям, как предполагалось ранее. Тем не менее наказание де-факто сравнялось, и депутаты видят в этом определенную логику:

— Такое ужесточение справедливо, поскольку если сел пьяным за руль, значит имел умысел, — пояснил председатель Государственной думы Вячеслав Володин.

Зачем это нужно


Депутаты Госдумы приняли закон быстро и без проволочек, и единодушие объясняют большим количеством пьяных ДТП с тяжелым исходом. В прошлом году их зафиксировали более 16 тысяч, а число погибших составило 4645 человек — алконавты уносят по 13 жизней в день, а на больничную койку ежедневно отправляют 60 человек.

Но дело не только в этом: депутаты обратили внимание на сравнительно мягкую судебную практику по таким делам, например, водители, осужденные за пьяное ДТП с тяжёлым пострадавшим, в 60% случаев обходятся условным сроком. При этом тяжкий вред здоровью почти всегда означает инвалидность и расстройство здоровья настолько существенное, что человек испытывает проблемы до конца жизни, часто теряя работу и отказываясь от привычного образа жизни.

Типичная авария с пьяным водителем: BMW вылетает на скорости 120 км/час. Видео: Константин Алейников / Vk.com, Марина Осина

Ужесточают не первый раз


Кампания по затягиванию гаек в отношении пьяных водителей носит систематический характер. За первый случай езды в нетрезвом виде грозит штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на срок до 2 лет, а если водитель продолжит ездить после лишения, его ждет ещё один штраф 30 тысяч или арест на 15 суток.

В 2015 году ввели уголовную ответственность за повторную езду в пьяном виде: статья 264.1 наказывает лишением свободы на срок до двух лет.

Менялась и процедура медосвидетельствования, например, с 2016 года у водителей каждый раз берут на анализ мочу для выявления наркотического опьянения, даже если первичным подозрением было алкогольное.

Уже в этом году приняты поправки в статью 264 УК РФ, которые приравнивают побег с места тяжелого ДТП к признанию себя опьяненным.

Поддерживаете ли вы увеличение сроков лишения свободы для пьяных виновников тяжелых ДТП?

Да, правильная идея
Да, но этого недостаточно: нужно ужесточать и дальше
Проблемы это не решит
Нет, нужно сначала менять всю систему (ГИБДД, суды), а не затягивать гайки
Нет, совсем озверели

Что думают эксперты


Критики проекта, как правило, указывают на то, что причины пьянства за рулём не связаны напрямую с мягкостью наказания: оно и до поправок было достаточно суровым.

— Поправки не изменят ситуацию кардинально, поскольку речь идет о наказании, когда трагедия уже случилась, — считает представитель Федерации автомобилистов России Максим Едрышов. — Не думаю, что человек, когда садится за руль в состоянии опьянения, перечитывает Уголовный кодекс и вычисляет, через сколько же лет он сможет вернуться домой.

Авторы законопроекта смотрят на это по-другому:

— Главная цель принимаемых изменений — профилактическая, чтобы человек, узнав о них еще раз, подумал и остановился перед тем, как сесть пьяным за руль, — заявил заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Максим Едрышов считает, что менять прежде всего нужно не уголовное, а административное законодательство.

— Мне, например, очень нравится идея брать у водителей залог при получении автомобиля со штрафстоянки после пьяной езды. Это повышает неотвратимость наказания, поскольку пока не оплатишь штраф — не заберешь автомобиль. Но этот законопроект где-то пропал в недрах Государственной думы РФ, — добавляет Максим Едрышов.

Пьяные аварии нередко влекут тяжелейшие последствия: в этом ДТП погиб человек, а пьяный водитель BMW не получил даже травм

По мнению адвоката Ильи Филатова, хотя изменения в законодательстве были необходимы, новая редакция статьи 264 УК РФ слишком сурова:

— Несправедливо приравнивать преступление, совершенное по неосторожности, к умышленному убийству. Это спорное решение, и я считаю, что через какое-то время эта статья будет смягчена.

Юрист отмечает, что возможны неоднозначные ситуации:

— Скажем, трезвый водитель, испугавшись или даже не поняв, что произошло смертельное ДТП, уехал с места происшествия по какой-то важной для него причине. Или же человек просто неправильно оценит свое здоровье и, посчитав, что с вечернего застолья уже всё выветрилось, окажется «пьяным по закону».

Илья Филатов советует в случае ДТП обязательно оставаться на месте и дожидаться приезда полиции, потому что побег с места тяжелой аварии почти наверняка теперь обернется большим сроком лишения свободы.

Представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов также считает, что пьяных за рулем серьезное наказание за тяжелые ДТП не остановит:

— Для достижения цели надо пропагандировать трезвый образ жизни, полный отказ от алкоголя за рулём, развенчивать мифы вида «луком заешь, и можно за руль», распространять практику сообщения о серьёзных нарушениях в ГИБДД, ломать стереотипы, по которым таких заявителей называют стукачами. Это будет иметь куда более серьёзный эффект.

Автоюрист Лев Воропаев отметил, что суды не использовали полностью и потенциал прежней редакции Уголовного кодекса.

— Честно говоря, наказание по максимальной планке даже для пьяных виновников тяжелых ДТП использовалось не часто. Это нужно, чтобы водитель был совсем уж беспредельщиком с массой обстоятельств. Конечно, на судебную практику повлияет то, что увеличиваются и минимальные сроки заключения, однако не думаю, что мы увидим множество случаев, когда виновников ДТП приговаривают к 15 годам лишения свободы.

Эксперты отмечают и наслоение новой редакции статьи 264 УК РФ на поправки, связанные с приравниванием беглеца с места аварии к нетрезвому водителю.

— Я как человек, однажды побывавший в шкуре водителя, сбившего пешехода насмерть, могу сказать, что после такого ДТП человек находится в шоковом состоянии существенное время, — объясняет Дмитрий Ларионов. — Для кого-то это секунды, для кого-то месяцы. В таком состоянии он способен на импульсивные поступки, о последствиях которых он неспособен думать. Как бы ни хотелось кому-либо думать иначе, но наказывать или ужесточать наказание для водителя, совершившего наезд в таком состоянии, нельзя. Нельзя ставить знак равенства между попыткой скрыть пьянство за рулем и шоковым состоянием.

Параллельно возникает вопрос о водителях, в моче или крови которых обнаружили психотропные вещества: как известно, это могут быть не только наркотики, но и многие лекарственные препараты. Например, фенобарбитал, входящий в состав банального «Валокордина».

Юрист Дмитрий Ларионов считает, что проблематично даже определить, какое именно лекарство запрещает вождение:

— Есть совет — читайте инструкцию. Вроде бы верно, но часто не помогает. Во-первых, на многих лекарствах ничего не пишут про последствия. Там, где пишут — ограничиваются фразой типа «с осторожностью» (ну, то есть если осторожно, то можно, а по факту вообще никогда нельзя). Но даже если водитель честно не садится за руль, то когда садиться можно? Об этом никто не пишет. По факту состояние опьянения может быть установлено даже спустя 3–4 недели после потребления условного обезболивающего!

Впрочем, сами авторы законопроекта не видят в этом проблемы.

— Для того, чтобы экспертиза показала в крови водителя наличие, например, «Валокордина», он должен выпить минимум целый пузырек залпом, — говорил председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. — Но в этом случае, естественно, речь уже не может идти ни о каком его медицинском применении: таких доз «Валокордина» не назначит ни один врач.

Депутат подчеркивает, что опьянеть с кефира или кваса также невозможно, если пить их в обычных количествах.

Увидели ошибку или хотите предложить тему? Пишите на auto@iportal.ru.

Артём Краснов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«В арке сделали перила, чтобы людей не сдувало»: как живется в ЖК на берегу Камы — здесь шикарный вид, но трещины и ветра
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Как замминистра культуры и владелец бара «Совесть» полюбили друг друга: рецензия на фильм «Втроем», снятый в Прикамье
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления