Пермяки обвиняют в обмане автомобильный салон Crystal Motors. Жалуются и те, кто продавал через него машины, и те, кто совершил там покупку. Рассказываем обо всём, что известно о ситуации.
Истории обмана
О проблемах в Crystal Motors редакция 59.RU узнала от пермячки Анны. В мае девушка разместила объявление, чтобы продать свой Hyundai Santa Fe. Объявление заметили представители автосалона, позвонили Анне и предложили свою помощь в продаже машины.
— Я приехала к ним, увидела, что салон достаточно крупный. Решила оставить машину, чтобы самой не заморачиваться и вечерами просмотры не устраивать, — вспоминает Анна. — 20 мая я отдала автомобиль и заключила с салоном договор о том, что он как мой агент продает машину. По договору после продажи я должна была получить на руки 1 миллион 790 тысяч рублей. В салоне эту цену одобрили.
По словам Анны и еще одной клиентки Натальи, предполагалось, что заработок салона составит 15 тысяч рублей агентского вознаграждения. Если продать машину удалось бы за сумму выше согласованной с клиентом, разница также осталась бы в салоне.
— Я постоянно звонила [в салон], спрашивала, как обстоят дела с продажей. На что получала ответ, что машина еще не продана, идут просмотры, — говорит девушка. — Спустя три недели снова позвонила, и мне предложили снизить стоимость. Я решила согласиться и понизила цену на 90 тысяч, так как машина не продается за предложенную мной стоимость. После этого они тут же якобы ее продали.
Анне показалось подозрительным, что машину продали сразу после понижения цены. К тому же ей несколько раз казалось, что она видит свое авто в городе. Чтобы понять, что происходит, девушка решила проверить историю регистраций Hyundai (это можно сделать на сайте ГИБДД или на «Госуслугах», введя VIN-номер машины) и выяснила, что машину продали еще в конце мая.
Анна считает, что салон не известил ее о продаже машины, чтобы уговорить снизить цену и увеличить размер разницы, которую может оставить себе. Девушка недоумевает, почему ее не пригласили для заключения договора купли-продажи, и говорит, что теперь не может получить деньги за свое авто — ей то говорят, что уже перевели деньги, то уговаривают подождать еще немного, то заявляют, что руководителя салона нет в Перми, а провести выплату без него невозможно.
Корреспондент 59.RU приехал в Crystal Motors вместе с Анной и двумя представителями юридической компании «Юрист Ментор». Директора салона на месте не оказалось, а другие сотрудники отвечать на вопросы отказались, заявив, что сделать это может только руководитель.
В безупречном на вид салоне с витражными окнами, отполированными авто и современной мебелью оказались другие недовольные клиенты. Мы поговорили с одной из них.
«Ну вы же сами не смогли подъехать»
Как и Анна, Наталья отдала в Crystal Motors автомобиль, чтобы продать его. Свою Skoda Rapid она привезла сюда 5 мая. Ценой продажи назначили 1 миллион 419 тысяч рублей. По словам Натальи, ей должны были отдать 1 миллион 390 тысяч.
— В салоне у меня потребовали, чтобы я отдала свой ПТС. Я сказала, что машина кредитная, находится в залоге у банка, но кредитный договор у меня никто не просил и не копировал, — делится женщина. — Третьего июня мне поступил звонок. Сотрудник сказал, что есть клиент, который хочет купить машину, но просит скидку. Я ответила, что и так выставила машину по минимальной цене. Мне пообещали перезвонить, но ни на следующий день, ни через день так никто и не позвонил.
Потом Наталья уехала в командировку. Во время нее ей снова позвонили из Crystal Motors и сказали, что нужны данные по кредитному договору. Наталья ответила, что сейчас не в Перми и не может их передать.
— 16 июня мне поступил звонок о том, что моя машина уже продана. Я говорю: «А почему я об этом только сейчас узнаю вообще?» Мне отвечают: «Ну вы же сами не смогли подъехать». Ладно, я приезжаю на следующий день в салон. Попросила предоставить мне договор с новым собственником, чтобы посмотреть, каким числом и за сколько продали машину. Они категорически отказались — сказали, что у них нет таких полномочий. Я говорю: «Ну дайте мне лицо, которое может», а мне подсовывают документы, например, отчет агента, где сказано, что салон обязуется перевести мне средства за машину. Абсолютно без указания дат — просто когда-нибудь.
По словам клиентки, в акте было сказано, что салон должен выплатить ей 1 миллион 370 тысяч — на 20 тысяч меньше, чем обговаривали ранее. Это не устроило женщину, и она подписала акт, внеся в него большое количество пометок, где указала, с чем она не согласна. Также она возмущена тем, что машину продали без участия ее как фактического владельца. Наталья убеждена, что продавать машину самостоятельно салон не имел права, поскольку доверенность на его сотрудников, позволяющую заключать такие сделки, она не писала.
Как и у Анны, у Натальи возникла сложность с выплатой денег за машину. Она осталась с действующим кредитом, была вынуждена вносить по нему платежи, но на все требования перечислить ей средства получала ответ, что директора салона нет, нужно подождать.
Цена на машину выросла на 400 тысяч
Еще одна клиентка салона считает, что ее обманули при покупке машины в Crystal Motors. В мае 2023-го 21-летняя мастер маникюра и будущий педагог Мария приехала в Камскую Долину, чтобы пройтись по автосалонам, выбрать и приобрести в кредит свою первую машину.
— В этот салон я пришла уже уставшая. Я хотела кроссовер, а мой молодой человек хотел Toyota Corolla. Здесь как раз была Corolla, и я сказала: «Ладно, давай "Короллу"». Мы посмотрели, что салон ухоженный, в машине всё было хорошо — она прямо как новенькая была, и решили попробовать ее оформить [в кредит]. Банк «Открытие» одобрил мне ее [покупку] с условием, что я взяла бы «Автодруг». Мне сказали, что он стоит 80 тысяч, которые прибавятся к сумме кредита.
Как объяснила Мария, «Автодруг» — это услуга помощи на дороге. Тот, кто купил ее, может позвонить в службу поддержки, чтобы попросить сменить лопнувшее колесо или подвезти бензин, если он кончился во время пути. По словам девушки, услугу предоставляет не автосалон, а компания из Казани — Crystal Motors лишь посредник при заключении договора.
— [В автосалоне] мне сказали, что это поможет снизить процентную ставку и так далее. Я услышала только одно — дополнительная сумма 80 тысяч и ее выплата растянется на все годы [кредита]. Я такая: «Ну ладно, тем более процентная ставка снизится». Я подумала, что это будет выгоднее [чем платить кредит с повышенной ставкой]. В итоге услуга обошлась мне не в 80, а в 90 тысяч, из которых 85 500 идет за консультацию длиной в пару минут, — говорит Мария.
Также девушке продали несколько страховок и банковскую услугу «Ставка автомобилиста». Клиент единоразово платит банку крупную сумму (в случае с Марией — 155 тысяч), а взамен получает снижение процентной ставки. Как девушка выяснила позднее, именно «Ставка автомобилиста» помогла ей снизить процентную ставку, а от «Автодруга» этот параметр никак не зависел. В результате, с учетом всех дополнительных услуг, стоимость автомобиля выросла с изначально объявленных 1 миллиона 279 тысяч до 1 миллиона 700 тысяч.
Мария говорит, что не осознавала, что машина обходится ей так дорого. Она слышала сумму в 1,7 миллиона, но ей объяснили, что это — конечная стоимость кредита с учетом всех выплаченных банку процентов. В полной мере оценить ситуацию, по мнению девушки, ей мешала усталость, некорректная информация, предоставленная сотрудниками салона, и то, что ее отвлекали от изучения документов.
— В момент, когда я подписывала документы, сотрудница кредитного отдела начала спрашивать про свою ногтевую пластину, а я как педагог начала всё ей объяснять по пунктикам и отвлеклась, — считает Мария. — Утром проснулась, заподозрила, что что-то не так, позвонила в банк и спросила: «На какую сумму у меня кредит?» Мне сказали: «1,7 миллиона».
При постановке машины на учет у девушки возникли проблемы — не хватало документов. За ними пришлось несколько раз приезжать в салон. А еще Мария проверила свою машину через сервис «Автотека» (туда поступает информация о пробеге на даты техосмотров и сделок по продаже авто, о гарантийных ремонтах и так далее) и выяснила, что пробег на ней был скручен на 70 тысяч километров.
Мария уже отказалась от «Ставки автомобилиста», одной из страховок и вернула за них деньги. Также она расторгла договор на услугу «Автодруг», правда, после этого ей вернули всего 4,5 из 90 тысяч — остальные деньги вычли за консультационные услуги. Теперь девушка готовится судиться с Crystal Motors, чтобы получить компенсацию за скрученный пробег.
Заявление в суд готовит и Наталья. Салон в итоге выплатил ей почти всю сумму за машину, через суд она хочет получить оставшиеся деньги и процент за пользование ее деньгами, компенсацию средств. Также женщина хочет, чтобы ей компенсировали убытки, понесенные из-за невозможности вовремя погасить кредит, и моральный вред.
Анна — единственная наша героиня, которой благодаря помощи юристов удалось получить все деньги за свою машину. Но и она намерена обратиться в суд, чтобы взыскать процент за пользование ее деньгами, неустойку и компенсацию морального вреда.
Это что, мошенничество?
Редакция 59.RU несколько раз пыталась получить комментарий у руководителя пермского салона Crystal Motors Ивана Нохрина. Несколько раз он отказывал во встрече, так как был в отъезде. В результате мужчина отказался от комментариев и предложил дождаться решений суда.
Правозащитник, представитель юридической компании «Юрист Ментор» (именно она представляла интересы клиентки автосалона Анны — видео о том, как это было, публиковали на YouTube-канале) Константин Федотов говорит, что усматривает в действиях Crystal Motors признаки мошенничества.
— Как минимум они подписывают ПТС за владельца. Во-вторых, они увеличивают стоимость договора, включают в стоимость автомобиля услугу по предоставлению гарантии. По факту отдельного гарантийного договора не существует, а значит, гарантии нет. Имеет место скручивание пробега, подписи в договорах купли-продажи за клиентов, удержание денежных средств, — перечисляет Константин.
Всё это, по словам Константина, не уникальные явления на российском автомобильном рынке. Он говорит, что скручивание пробега и увеличение цены авто при помощи дополнительных услуг — массовая практика.
— Это общая беда, общая печаль. Причем у нас в регионах еще более-менее, в Москве и Питере 99% покупок машин сопровождаются проблемами. Сейчас параллельный импорт. Очень часто везут «тоталы», то есть автомобили, которые списаны и не могут эксплуатироваться. Их восстанавливают, продают как «не бит, не крашен, в идеале», — комментирует Константин. — Наводят красоту снаружи и внутри, а по факту продают мусор и хлам, причем часто это делают так, что без эксперта проблемы не увидеть. Безопасность у таких автомобилей, как правило, не восстановлена, а без подушек безопасности в принципе нельзя эксплуатировать автомобиль.
По словам Константина, Crystal Motors не единственный салон в Перми, который прибегает к скручиванию пробега и продает машины в комплекте с разнообразными, часто ненужными допуслугами. Но эксперт признался, что «такого грубого и наглого поведения в других салонах не видел».
Десятки недовольных клиентов и иски по всей стране
Чтобы больше узнать о Crystal Motors, мы изучили открытые данные. Выяснилось, что это сеть салонов — они расположены в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Томске, Омске, Красноярске, Сургуте, Новосибирске, Новокузнецке, Кемерове и Барнауле.
Салоны принадлежат ООО «Авалон». По адресу сайта сети сервис по проверке контрагентов «Контур.Фокус» нашел организацию, зарегистрированную в 2004 году в Екатеринбурге. Учредителем и директором этого «Авалона» числится Елена Казакова, не имеющая другого бизнеса. В 2022 году выручка компании составила 521 тысячу рублей, а чистая прибыль — 220 тысяч.
Правда, на сайте сети автосалонов в качестве директора указана вовсе не Казакова, а Антон Смотрин. В «Контур.Фокусе» нам удалось найти другое ООО «Авалон», где руководителем числится он. Организация зарегистрирована в Екатеринбурге в 2014 году. Ее учредитель — Артур Шарафиддинов. Доход этого, второго, «Авалона» в прошлом году составил 213,4 миллиона.
Также на Шарафиддинова зарегистрировано еще одно екатеринбургское ООО «Авалон», показавшее чистую прибыль в 129,8 миллиона.
Второе ООО «Авалон» буквально не вылезает из судов — с 2019 года оно принимало участие в качестве ответчика в 57 разбирательствах в разных регионах России. 51 процесс был начат в 2022–2023 годах. Подавляющее большинство исков было связано с защитой прав потребителей.
Так, в декабре 2022 года Усть-Илимский городской суд Иркутской области установил, что «Авалон» продал клиенту за 1 миллион 198 тысяч 900 рублей автомобиль Toyota Estima с ПТС, который в реальности не выдавался. Транспортное средство сначала зарегистрировали в ГИБДД, но потом регистрацию отменили. Суд расторг договор купли-продажи и взыскал с продавца (физлица, отдавшего автомобиль в салон для продажи) в пользу истца все уплаченные за машину деньги.
Также в декабре 2022-го Ачинский городской суд Красноярска принял решение по иску другого недовольного клиента. Мужчина при помощи ООО «Авалон» приобрел подержанный автомобиль Honda Stepwgn Spada стоимостью 1 миллион 135 тысяч рублей. Позднее полиция обнаружила, что в ПТС машины вносили изменения — исправляли серийный номер. После этого возбудили уголовное дело по факту подделки ПТС, из-за чего покупатель не мог пользоваться купленной машиной. Суд взыскал всю стоимость авто с его предыдущего владельца.
Проблемы с постановкой машины на учет возникли и у покупателя из Кузбасса. Он приобрел в салоне ООО «Авалон» авто за 830 тысяч, но не смог зарегистрировать его в ГИБДД, потому что номер двигателя оказался не читаем. Мужчина потребовал салон вернуть ему деньги, но тот не сделал этого. Тогда потребитель был вынужден обратиться в Беловский городской суд Кемеровской области — он обязал предыдущего владельца машины вернуть покупателю все деньги.
В марте 2023 года Советский районный суд Омска рассмотрел иск еще одной клиентки «Авалона». Женщина купила за 270 тысяч рублей автомобиль, который продавали как полностью исправный. После покупки выяснилось, что машине требуется дорогостоящий ремонт. Суд обязал предыдущего владельца выплатить клиентке автосалона потраченные на работы 35,7 тысячи, проценты за пользование чужими средствами и возместить судебные расходы.
О подозрительных методах работы салона Crystal Motors в марте также писали наши коллеги — новосибирский портал NGS.RU. Как и в случае с пермячками Анной и Натальей, салон не сообщил клиенту о продаже его машины, а вместо этого уговаривал его снизить цену, чтобы увеличить свою прибыль и иметь возможность не отдавать деньги.
Как теперь покупать и продавать машины?
Чтобы не попасть в сложную ситуацию при покупке или продаже машины, правозащитник Константин Федотов советует приходить в автосалон с юристом — он поможет грамотно провести сделку и не купить ненужных услуг.
— Очень сложно не попасться на уловки салонов, потому что они оказывают психологическое давление, — считает Федотов. — Как правило, в таких салонах играет музыка, там душно, и они создают искусственные проблемы — то компьютер не грузит, то банк не отвечает, то еще что-то, и они человека мусолят пять-семь часов. Человек голодный, уставший, у него притупляется сознание. Они еще и красиво всё обыгрывают, когда кредитный договор подсовывают, — крутят-вертят данными так, как им выгодно.
Также эксперт рекомендует взять с собой специалиста по техническому состоянию автомобилей — он сможет осмотреть машины и подсказать, какие из них безопасны и не потребуют значительных вложений на ремонт.
— Если салон запрещает проводить осмотр со специалистом, то нет смысла там что-то выбирать, — уверен эксперт.
При всех недостатках автосалонов Константин Федотов считает, что покупать машину лучше все-таки там, чем напрямую у физлица.
— С физлица ты вообще ничего потом практически не спросишь, а юрлицу можно вернуть автомобиль, если в нем обнаружен дефект. Это сложно, но доказуемо и можно. За скрученный пробег тоже можно получить компенсацию через суд или досудебное соглашение, — говорит собеседник.
Ранее один из пермских автосалонов продал десяткам клиентов машины по завышенным ценам — всё закончилось возбуждением уголовных дел.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.