Федор Меньшов известен как ярый защитник всего пермского, и, в частности, продукции предприятия «Уралбиохим», на котором работает в качестве исполнительного директора. По его мнению, иностранные производители бытовой химии необоснованно доминируют на российском рынке, ведь у них есть деньги, чтобы платить высокие бонусы за полки торговым сетям и за трансляцию рекламных роликов федеральным телекомпаниям. Российские предприятия в этом плане обделены и нуждаются в поддержке государства. О том, чего не хватает местным производителям бытовой химии, чтобы конкурировать с зарубежными корпорациями, г-н Меньшов рассказал в беседе с корреспондентом 59.ru.
– Сразу хотел бы отметить, что не причисляю себя к бизнес-элите. На мой взгляд, это все-таки что-то пафосное. Если говорить о бизнесе как таковом, то самое главное в любом случае – люди. Деньги – второе. Есть люди, желающие заработать деньги для себя и засветиться на рынке лишь для того, чтобы получить материальные блага. Но я считаю, что основная масса серьезных бизнесменов понимают, что, получив деньги, нужно еще что-то отдавать: вкладывать в социальные проекты, в спорт и так далее. Моя цель – не только заработать для себя, но и сделать как можно больше хороших и полезных дел.
– Каких, например?
– Например, помощь церкви, чем я занимаюсь на протяжении нескольких лет. Участвовал в реконструкции Белогорского монастыря. Сейчас пытаюсь отреставрировать храм в селе Кыласово. Раньше помогал Слудской церкви. Одной из приоритетных задач для меня также является финансирование спорта в Пермском крае, в частности, фехтования. И еще я считаю, что руководитель каждого пермского предприятия имеет возможность продвигать пермские бренды.
– В процессе продвижения некоторых торговых марок вашего предприятия, вы столкнулись с тем, что представители компании «Реккит Бенкизер» обратились с жалобой в УФАС по поводу сходства в оформлении товаров. Как сейчас обстоят дела?
– Пока Федеральная антимонопольная служба еще не приняла решение. Но я думаю, мы придем к мировому соглашению. В любом случае худой мир лучше хорошей войны. Доказывать другу другу право собственности на цвет – абсурдно. Как можно, например, радугу запатентовать? Или, они говорят, что на упаковке буква V, а мы утверждаем, что это галочка. Флаконы у нас абсолютно разные. Пусть суд решит, кто прав.
– Есть какие-то предпосылки для заключения мирового соглашения?
– Мы уже сделали первые шаги. Где-то, действительно, перенимается опыт европейских производителей. На сегодня в России все это еще обкатывается. Китайцы подделывают вообще все что угодно. Мы не подделываем – мы просто перенимаем опыт. Ущемляет ли это чью-то интеллектуальную собственность, нужно еще доказать. Запатентовав торговую марку на территории Европы, они пришли сюда. К этому времени российские производители подхватывают какие-то идеи. Велосипед же и в Африке велосипед.
Во всем мире для конкретной группы товаров используются определенные цвета. В оформлении пятновыводителей применяются нежные розовые цвета, в средствах для прочистки стоков – яркие, например, красные, синие. Можно скупить аналогичную продукцию по всему миру, и она будет почти идентична нашей. Кетчуп везде продается в красной таре. Давайте покрасим ее в черный цвет. Кто-то купит такой кетчуп? Конечно, нет.
– А готовы ли местные производители вкладывать деньги в разработку и продвижение собственных уникальных брендов?
– Мы готовы выпускать новые продукты и продвигать их на рынке, но не в тех масштабах и бюджетах, которые закладывают иностранные производители. Мы не можем тягаться с мультинациональными компаниями, у которых офисы по всему миру, и наценка на продукцию до 300 %. Мы не можем вывести на рынок продукт за 300 рублей. Его никто не купит. У нас нет рекламы на центральном телевидении.
При этом у многих зарубежных компаний заводы находятся на территории России. К примеру, «Хенкель» купил ликвидное пермское предприятие, чтобы конкурента не было. И сегодня это предприятие является филиалом московской компании. То есть окружающую среду они засоряют в Перми, а налоги платят в Москву.
– Вы начали конфликтовать с зарубежными производителями еще в прошлом году, обратившись в УФАС с заявлением по поводу их доминирования на российском рынке бытовой химии. Что-то изменилось с тех пор?
– Никто уже не отрицает, что иностранные компании доминируют за счет больших инвестиций, огромных рекламных бюджетов и так далее. Российскому производителю нужна поддержка, чтобы конкурировать с ними. Для этого мы и создаем Ассоциацию российских производителей товаров бытовой химии. Мы хотим, чтобы нас услышали, и чтобы были приняты поправки в Закон «О торговле».
Реальная поддержка российскому малому и среднему бизнесу могла бы выразиться в предоставлении полочных пространств, а также в квотировании присутствия иностранных производителей. Кто в Европе даст возможность зарубежной компании доминировать на рынке? Да никогда такое не случится! Только в России это возможно. Простой пример – те же жевательные резинки: везде есть только Dirol и Orbit. Российскую жвачку ведь нигде не найти.
– Может быть, дело в том, что производство в России не налажено?
– Но производители бытовой химии в России есть. Мы готовы выпускать качественные продукты по доступной цене, что собственно и делаем.
– И кто же оценивает это качество?
– Безусловно, покупатель. Если бы мы не делали качественный продукт, нас бы не покупали. Но парадокс в том, что в других регионах мы продаем гораздо больше, чем на территории Пермского края. В том же Екатеринбурге покупательская способность совершенно другая. Люди видят продукт, реагируют на его цену и качество. В Перми все сложнее. Здесь наши продукты представлены не так широко. Есть, конечно, лояльные сети, такие как «Виват», «Седьмой континент». А в той же «Пятерочке» с приходом X5 Retail Group продажи у нас снизились.
– Если местные производители продают товары того же качества, что зарубежные компании, но при этом по более низкой цене, почему же последние доминируют? Ведь должны срабатывать законы рынка.
– У них работают программы с торговыми сетями, с дилерами, они платят бонусы. Реализующая организация, в свою очередь, предоставляет для них самые лучшие полки. Эти факты повсеместны в России. При этом еще идет мощная реклама на телевидении. Человек посмотрел эту рекламу, и сам же за нее потом платит.
– С принятием закона «О торговле» ситуация с бонусами, вроде бы, должна постепенно измениться.
– Конкретно на рынке бытовой химии ничего не меняется. В любом случае брали, берут и будут брать. Да, закон «О торговле» регулирует взаимоотношения между товаропроизводителем и продавцом. Но на сегодня хочется большего. Допустим, приходит торговая сеть на территорию Пермского края, и ее сразу обязывают выделить полочку для местных товаропроизводителей.
– Но ведь в этом случае опять одним участникам рынка предоставляют более благоприятные условия, чем другим. А как же конкуренция?
– А почему нет? Что такого? Я в этом не вижу никакого криминала. Везде за границей есть преференции для местных товаропроизводителей, потому что они платят в бюджет региона, создают рабочие места. Мы же на своей земле трудимся. Чем еще местных производителей можно поддержать? Деньги, кредиты нам не нужны. Единственное, что мы хотим, – возможность продавать продукцию на территории Пермского края. Будем больше продавать, соответственно, увеличится количество рабочих мест на предприятиях, улучшится социальная атмосфера.
– Много ли в Пермском крае производителей бытовой химии?
– Из местных производителей выделяются некоторые, но на сегодня потенциал у них слабый, потому что нет своего флакона. Мы же работаем в холдинге с «Пермским заводом пластмассовых изделий», имеем собственную тару и можем моментально реагировать на рынок. Поэтому нам легче, чем другим производителям.
– Какие меры предпринимали в последнее время, реагируя на рынок?
– В марте мы запустили новую линию по производству полимерной тары из вторичного сырья. Это хорошо и с экологической, и с экономической точки зрения. Мы получили более дешевый флакон, на базе которого запустили линейку экономкласса для потребителей с низким доходом. Эти товары показали хорошие результаты уже в первые месяцы: благодаря доступной цене мы вытесняем некоторых производителей с рынка.
– Где берете вторичное сырье?
– Вторичное сырье закупаем в Москве. В Перми нет перерабатывающего предприятия, которое дало бы нам чистый вторичный полиэтилен. Можно приобрести такую установку, но она слишком дорогая. Ориентировочно она стоит около двух миллионов евро. Учитывая это, нужно будет перерабатывать горы сырья. С помоек ведь его не будешь собирать и очищать. Оно должно разделяться уже на этапе выброса мусора. Если на предприятие попадет грязный полиэтилен, оборудование сломается. Везде в Европе люди выбрасывают отдельно бумагу, полиэтилен, стекло и пищевые отходы.
– Россияне так не смогут?
– Вряд ли. Россия – прекрасная страна. Человек русский очень хороший, но то, что нагадить может, это уже менталитет такой.
– Сырье для производства бытовой химии вы тоже в России закупаете?
– В основном, сырье покупаю в Березниках. Был период, когда мы перешли на закупку компонентов за рубежом. У нас же в России проблемы с химическим производством, когда-то все было утеряно. Сейчас я намерен полностью перевести производство на отечественное сырье. Мы активно ведем переговоры с местными производителями химических компонентов.
– Есть ли планы по сотрудничеству с зарубежными партнерами?
– Мы обсуждали с министерством промышленности Пермского края проект завода бытовой химии. Хотели бы пригласить одну известную итальянскую компанию рассмотреть площадку под строительство завода. Сейчас ведутся переговоры, пока подробности сообщить не могу.
Пермь сегодня очень интересна в плане инвестиций. Мы ознакомили наших партнеров в Италии с программами, разработанными правительством края. Они высоко оценили инвестиционную привлекательность региона. В России можно зарабатывать гораздо больше, чем в Европе. Поэтому многие иностранные корпорации обращают внимание на нашу страну.