Современный бизнес уделяет большое внимание бухучету. В любой крупной компании существует специализированный отдел со штатом высококвалифицированных специалистов. Однако небольшим компаниям держать в штате бухгалтера просто не выгодно. Выход есть – это бухгалтерский аутсорсинг. Удобство этой услуги уже успели оценить многие. Но как выбрать надежную компанию-аутсорсера?
Марианна Корнеева, директор группы по оказанию услуг в области финансового менеджмента и информационных технологий КПМГ в России и СНГ: «Как правило, на аутсорсинг передаются процессы вспомогательных функций, имеющие транзакционный характер. Это могут быть как полноценная функция, например бухгалтерский учет, так и отдельные ее процессы – сбор и проведение платежей, ведение учета заработной платы и т. д.».
Георгий Шипигузов, директор ООО «Ренессанс Прикамья»: «Бухгалтерский аутсорсинг применяют многие российские компании: и крупные, и малые, и средние. Однако особенно выгоден он для предприятий малого бизнеса или вновь открывающихся компаний. В начале пути специализированная бухгалтерская компания поможет таким компаниям выбрать систему налогообложения, сформирует учетную политику, наладит все финансовые бизнес-процессы грамотно и оптимально».
Что такое бухгалтерский аутсорсинг?
Слово «аутсорсинг» английское и дословно переводится, как «использование чужих ресурсов». При бухгалтерском аутсорсинге бухучетом занимается сторонняя организация специализированная компания, которая имеет штат высококлассных специалистов и использует отлаженные методики, что позволяет оптимизировать и удешевить этот процесс.
Георгий Шипигузов: «Аутсорсинг позволяет руководителю сосредоточить своё внимание на основном виде деятельности, чтобы повысить её эффективность и не беспокоится о факультативных функциях».
Экономия на затратах
Генеральный директор ООО «Аудиторская компания «ЭкономистЪ» Елена Богомолова: «Популярность аутсорсинга в немалой степени связана с возможностью работодателя оптимизировать затраты на второстепенные функции, а учётная функция является именно факультативной для бизнеса. В случае привлечения аутсорсера работодатель экономит на стоимости бухгалтерских услуг, оборудования, рабочего места, программного обеспечения, а также – обеспечении функции контроля, поскольку серьёзный аутсорсер обеспечит не только ведение учёта, но и высокий уровень контроля качества учётных процессов клиента силами штатных аудиторов. Кроме того, качество услуг аутсорсинговой компании гарантировано страховкой, что «совершенно бесплатно» для клиента».
Ирина Поносова, директор ООО «Эксперт-Аудит»: «Средняя заработная плата главного бухгалтера в Перми составляет 35-40 тысяч рублей. Для сравнения: услуги организации с многолетним опытом работы и солидным штатом профессионалов обойдутся примерно вдвое, а то и втрое дешевле. За последние 5 лет поток клиентов, готовых передать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг существенно увеличился. Если раньше мы обслуживали в основном субъекты малого предпринимательства, то, сейчас это средний бизнес и даже бюджетные образовательные учреждения. Это объясняется потребностью руководителей в оптимизации затрат на содержание бухгалтерии и их желанием, при этом значительно улучшить качество бухгалтерского обслуживания».
Елена Богомолова: «На увеличение клиентов аутсорсинговых компаний повлиял, введенный в прошлом году, новый федеральный закон «О бухгалтерском учёте», который сделал обязательным бухучёт для всех компаний, в том числе применяющих упрощённую систему налогообложения».
Ирина Поносова: «Распространенность и популярность услуги бухгалтерского аутсорсинга эксперты связывают с развитием новых технологий. Сегодня совершенно реально осуществлять профессиональное бухгалтерское сопровождение компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть в разных городах и даже странах.Через интернет сегодня легко решаются и уточняются любые вопросы. При этом, система защищенного документооборота гарантирует стопроцентную надежность и конфиденциальность».
Елена Богомолова: «Пермский бизнес открывает филиалы и находит инвесторов в других регионах. Благодаря развитию новых технологий наша компания, например, сопровождает клиентов, которые физически находятся не только в Перми, но и Москве, Минске и других городах».
Как выбрать надежного аутсорсера?
Марианна Корнеева: «К основным рискам аутсорсинговой модели для компании можно отнести: нарушение конфиденциальности и утечку информации, потерю контроля над процессами и, как следствие, потенциально возможное снижение качества процессов по сравнению с тем, как они были выстроены и работали в самой компании. Также одной из причин отказа от передачи процессов на аутсорсинг может являться незрелость и неэффективность внутренних процессов в самой компании».
Ирина Поносова: «Чтобы сделать выбор в пользу аутсорсинга, нужно знать цифры, факты, тенденции и выбирать в качестве партнеров те компании, которые давно работают на рынке, обладают хорошей репутацией и солидной клиентской базой».Она рекомендует собрать как можно больше сведений об аутсорсере, позволяющих сориентироваться в ее специфике, процессе оказания услуги и механизме ценообразования. «Необходимо изучить информацию на сайте компании и в других открытых источниках: статьи в СМИ, упоминания в интернете, выступления на тематических семинарах и конференциях, рекомендации клиентов, и даже отзывы конкурентов! – советует эксперт и дополняет: Бухгалтерских компаний на рынке много, поэтому лучше доверить ведение бухгалтерского учета крупной компании, имеющей солидный уставный капитал и застрахованную профессиональную ответственность».
Марианна Корнеева: «Самое главное – определить ключевые критерии выбора аутсорсера. «Такими критериями могут быть: качество соглашения об уровне сервиса, система обеспечения непрерывности и качества обслуживания, система защиты конфиденциальности информации, наличие формализованной методологии выполнения сервиса и стандартизованных процедур, используемые ИТ-платформы и возможности настроек интеграции с системами клиентов, уровень компетенции и знаний персонала, численность персонала в сопоставлении с объемом работ».
Георгий Шипигузов: «Выбирая аутсорсинг, вы отдаете конфиденциальную информацию в руки чужих людей, поэтому благонадежность аутсорсеров имеет первостепенную важность. Вас могут уверить, что работать с вами будут профессионалы. На деле же иногда привлекаются «надомники», квалификацию которых никто не проверял. Именно поэтому необходимо как можно больше узнать о фирме и комплексе ее услуг».
Елена Богомолова: «При выборе партнёра по ведению бухгалтерского учёта важно как наличие необходимых документов, обеспечивающих стабильность компании-аутсорсера (страховой полис; возможно, членство в СРО аудиторов; рекомендательные письма и др.), так и уровень доверия, который сложится между клиентом и исполнителем. Знакомьтесь, спрашивайте, обсуждайте варианты сотрудничества! Однажды приняв взвешенное решение Вы на многие годы обеспечите себе надёжный тыл в лице аутсорсинговой компании!»
Ирина Поносова: «Выбрав аутсорсера, необходимо познакомиться и со специалистом, который непосредственно будет вести бухучет компании. Оцените его возраст, опыт, профессиональные компетенции, насколько он контактен и даже симпатичен вам, и даже его нравственные личностные ценности. Нужно понять, какова его внутренняя мотивация: профессиональный или сугубо коммерческий интерес. Вам должно быть комфортно работать вместе. И еще очень важная деталь: профессионал никогда не будет идти на поводу у клиента, полагаться на его мнение или субъективные ощущения, пытаясь понравиться и поддакивать ему».
В конечном итоге, принятие решения о структуре ведения бухгалтерского учета для каждой организации сугубо индивидуально. И каждый руководитель принимает такое решение самостоятельно, исходя из целей и задач бизнеса. Однако многие компании уже убедились, что вывод бухгалтерии на аутсорсинг – это более высокое качество бухгалтерского обслуживания при значительном снижении затрат.