Специальное приложение, блокирующее телефонные звонки и SMS от коллекторов, могут установить себе владельцы смартфонов. Таким способом разработчики предлагают решить проблему с назойливыми взыскателями долгов. Правда, сами коллекторы уверены, что программа лишь навредит реальным неплательщикам.
Несколько тысяч телефонных номеров коллекторов сразу попадают в черный список при установлении приложения «Антиколлектор». Причем, база ежедневно обновляется. Разработчик этого новшества новосибирский программист Евгений Пятковский, сообщает «Коммерсант». Пока эта бесплатная программа доступна лишь для мобильных устройств на платформе Android, но в планах создать ее для систем iOS и Windows. В приложении есть еще и фильтр, позволяющий блокировать любые сообщения со словом «долг». Дело в том, что в списках коллекторов для обзвона порой оказываются номера совершенно сторонних людей. И для них новая программа будет очень даже кстати.
Однако многие участники коллекторского рынка негативно отнеслись к появлению этого приложения, утверждая, что оно нарушает права кредиторов. Взыскатели ссылаются на то, что по закону о потребкредитовании они имеют право на контакт с должником как представитель кредитора в определенное время по номеру, указанному заемщиком. А программа лишает их этой возможности. Впрочем, не все настроены так категорично.
«В принципе, ничего незаконного я здесь не вижу, – говорит руководитель коллекторского отдела «Интеллект-С» в Перми Руслан Исмагилов. – Единственное – коллекторам будет сложнее донести информацию до должников. Но здесь они уже сами должны решать, есть им смысл получать информацию о своей задолженности и совместно искать пути решения, или же кредитор получит судебное решение со взысканием всей суммы долга с процентами и пени». По его словам, должники зачастую говорят, что и пусть мол получают судебное решение – сумма тем самым зафиксируется. «На самом деле, проценты и пени начисляются заемщику до даты фактической оплаты долга, – поясняет собеседник. – Иными словами, после того как заемщик погасит задолженность по судебному решению, кредитор имеет право проиндексировать взысканную сумму, а также начислить проценты и пени с момента вынесения решения до дня фактического погашения задолженности».
В описании приложения сказано: «Коллекторы не имеют права звонить вам и надоедать вашим близким, но они это делают, и им плевать на законность. Это приложение создано с целью восстановления справедливости. Наша команда будет отслеживать, проверять и обновлять информацию обо всех номерах коллекторов». На текущий момент в базе насчитывается уже несколько тысяч телефонных номеров.
«Приложение, блокирующее входящие звонки и SMS от выбранных номеров взыскателей долгов должникам не избавит от главного – необходимости возвращать кредит, – считает генеральный директор компании MoneyMan Борис Батин. – Зачастую, одной из главных задач службы взыскания просроченной задолженности является напомнить клиенту об очередном платеже по займу. А в случае невозможности внести очередной платеж, компания может предложить услугу продления займа. Это особенно актуально для тех заемщиков, которые заботятся о своей кредитной истории. Бывают случаи, когда заемщик допускает просрочку по причине болезни, временного отсутствия или смены работы, снижения заработной платы и т. д.».
По мнению эксперта, если заемщик, в том числе, с помощью технических средств избегает контактов с компанией, он только усугубляет свое положение. «Во-первых, чем большую просрочку возврата заемных средств он допускает, тем меньше шансов у него получить следующий кредит или заем, поскольку сейчас не только банки, но и МФО обязаны передавать сведения о своих клиентах в аккредитованные бюро кредитных историй, – продолжает г-н Батин. – Во-вторых, если компания не видит возможности выйти на контакт с клиентом и предложить варианты решения проблемы с просрочкой, она скорее всего передаст долг коллекторскому агентству. Также компания-кредитор или коллекторское агентство может потребовать возвращение долга через суд. Мне видится, что общение с представителями кредитора является гораздо более предпочтительным для заемщика, нежели реальный шанс потерять массу времени и нервов при общении с коллекторами или судебными приставами. Поскольку долг все равно возвращать заемщику придется. Вопрос только в том, как это будет сделано и когда».
При этом собеседник напомнил, что у взыскателя долга всегда есть возможность позвонить заемщику на стационарный телефон, а также по телефонам контактных лиц, чьи данные запрашивает большинство банков и МФО при оформлении клиентом заявки на заем.