Все новости
Все новости

Соцпакеты сотрудников пустили под нож

Сокращать расходы на ДМС, корпоративную мобильную связь и другие непроизводственные сферы приходится предприятиям в кризис. Эксперты говорят, что такие «статьи комфорта» надо обсуждать с сотрудниками, поскольку урезание бюджета может снизить мотивацию и эффективность их работы.

Экономическая ситуация вносит существенные коррективы в деятельность компаний. Многим сотрудникам, которые привыкли к компенсации расходов на питание и проезд до работы, придется платить за все из своего кармана. Согласно опросам рекрутинговых порталов, работодатели сокращают траты на обучение сотрудников, мобильную связь, частично или полностью отказываются от добровольного медицинского страхования.

Директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование» Александр Лапунов говорит, что поведение страхователей зависит от размера бизнеса. «Крупные компании со сложившейся системой страхования сотрудников, управления их здоровьем к настоящему моменту не прибегают к отказу или сокращению объема программ ДМС. Это определяется их достаточно высокой финансовой стабильностью, а также особенностями бюджетирования – программы ДМС на 2015 год были заложены при планировании еще в 2014 году, – отмечает эксперт. – Определенная часть клиентов просит перестроить программы с целью оптимизации стоимости, чтобы вписываться в свои утвержденные бюджеты. Но отказа от страхования мы не наблюдаем».

В малом и среднем бизнесе, по словам эксперта, ситуация не столь однозначна и зависит не только от финансового состояния конкретных компаний, но и от общего состояния отрасли, от региона работы. «Такие компании либо совсем отказываются, либо сокращают объемы программ страхования. В каждом случае, разумеется, причина собственная – недостаток свободных средств для страхования, негативные ожидания от ситуации в отрасли или регионе», – поясняет г-н Лапунов.

Сокращение льгот может быть неявным. Например, сотрудникам оставляют возможность посещать фитнес-клуб, но выбирают более дешевый.

Руководитель приволжской региональной дирекции СГ «Уралсиб» Елена Сафина говорит, что страховые сборы действительно снижаются. «Компании оптимизируют страховой бюджет. Например, работодатели сокращают число VIP-медицинских учреждений в пользу клиник среднего ценового сегмента с полным комплексом услуг, меняют требования по стажу работы, – поясняет собеседница. – Если в 2013-2014 годах компании, преимущественно, выдавали полисы тем, кто уже прошел испытательный срок, то в 2015 году – сотрудникам, которые отработали 12 месяцев. Вводят «франшизу», например, сотрудник оплачивает 10-20% стоимости медицинских услуг».

На чем экономить не стоит?

По мнению председателя пермского отделения «Деловой России» Дмитрия Теплова, расходы на ДМС, корпоративную связь и т.п. – не лучший вариант для экономии. «С точки зрения налогов выгоднее сохранить затраты на подобные статьи, но пойти на уменьшение зарплаты – например, премии. Поясню. Зарплата в России облагается очень большим налогом, и предпринимателю выгоднее оставить перечисленные расходы на сотрудника, чем сохранять зарплату. Тем более, что «второстепенные» расходы важны для эффективности работы, та же корпоративная мобильная связь, например», – отметил эксперт.

Коммерческий директор образовательного центра «Каменный город» Родион Брехач считает, что имеет смысл бороться за сокращение нерациональных и неэффективных расходов: «Что касается вышеперечисленных статей, нужно учитывать, что каждая из них введена давно, сотрудники к ней приучены. А значит, отказ от них обязательно скажется на мотивации и эффективности работы. Эти расходы можно назвать «статьи комфорта». Их нужно пересмотреть и обсудить с сотрудниками. Если коллектив лояльный, то проблем с сокращениями явно раздутых в «жирные годы» статей расходов не будет. Ну, и конечно, сокращение затрат не должно влиять на качество сервиса. В качестве альтернативы я бы предложил посмотреть на статьи: KPI, покупка новой техники, «лишний» персонал и другие».

Есть ли отличия от кризиса 2008 года?

Некоторые аналитики говорят, что сейчас сокращение соцпакетов идет не так интенсивно, как это было в кризисном 2008 году, когда от бонусов отказывались до 90% работодателей.

Мы попросили собеседников сопоставить поведение предприятий в эти кризисные периоды. «Сложный вопрос, чтоб делать заключение сразу. Нужна статистика, требуются финансовые показатели и показатели качества работы персонала, – говорит Родион Брехач. – Можно сделать вывод, что у ряда предприятий рухнули продажи, а для части появился серьезный шанс для быстрого роста объемов. Плюс надо помнить, что 2008 год – это был один кризис, а 2015 год – совсем другой. Они отличаются, как по содержанию, так и по развитию. Только уверенные в себе предприятия не пересматривают свои бюджеты. Подход к бизнесу изменился, так как многие не ожидали таких скачков рынка. Сейчас главное, чтобы предприятия увидели свой шанс и сократили расходы, которые не повлияют на качество продуктов и эффективность работы».

В то же время Дмитрий Теплов принципиальных различий пока не видит. «Кризисы, в целом, одинаковые, – говорит собеседник. – Во время дефицита денежных средств экономия всегда идет примерно по одним и тем же статьям расходов. Другое дело, что в этом году, в связи с благоприятным курсом валют, местным производителям не стоит сокращать затраты на маркетинг, на рекламу, и одновременно нужно находить способы развивать производство. Специфика нынешнего кризиса – можно лишить себя чего-то, но выиграть в другом, в основном, сосредоточиться на импортозамещении».

Фото: Фото с сайта Jondon.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter