Объявление о покупке капота, размещенное в соцсети, обернулось для пермячки потерей денег. Доверчивая женщина перевела оплату на счет мошенника, который представился менеджером магазина. Какие признаки должны навести на мысль, что вас пытаются «развести» в Интернете, напомнил журналист Dengi.59.ru.
В конце июля в отдел полиции Мотовилихинского района Перми обратилась 56-летняя горожанка, ставшая жертвой мошенников. Как сообщают в пресс-службе краевого главка, женщина разместила в соцсетях объявление о покупке капота для автомобиля. Вскоре ей перезвонил мужчина, представился менеджером известной компании и сообщил, что искомый товар есть в наличии. Чтобы его получить, необходимо перечислить денежные средства на указанный им счет. Женщина не заподозрила ничего плохого, перечислила деньги и стала ждать посылку. Время шло, товара не было. Тогда потерпевшая осознала, что попалась на уловку мошенников, и обратилась в правоохранительные органы. Надо сказать, что в данном случае преступника нашли достаточно быстро. Полицейские задержали жителя Нытвенского района 1993 года рождения, который дал признательные показания.
Стоит отметить, что сеть Интернет весьма популярна у преступников для похищения денежных средств граждан. «Приобретая что-либо через мировую паутину, следует сначала получить товар или услугу и только потом платить деньги. Если это невозможно – следует отказаться от сделки. Лучший способ получения вещи – доставка курьером, когда перед оплатой можно проверить качество товара, комплектность, документы, гарантийный талон», – напомнили в ГУ МВД Пермского края.
Признаки, которые должны навести на мысль о мошенничестве при покупке в Интернете:
отсутствует адрес и телефон, все общение предлагается вести через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями;
отсутствует реальное имя продавца, человек прячется за «ником»;
продавец зарегистрирован на сервере недавно, объявление о продаже – единственное его сообщение;
объявление опубликовано с ошибками в орфографии и пунктуации, составлено небрежно, заглавными буквами и так далее;
отсутствует фото товара либо приложена не личная фотография, а из Интернета (это всегда можно определить, используя сервисы поиска дубликата картинок);
слишком низкая цена товара в сравнении с аналогами у других продавцов;
продавец требует полную или частичную предоплату;
продавец принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение счета мобильного телефона.
Попасть на удочку мошенников можно и будучи продавцом. Звонит «покупатель» и просит сообщить реквизиты банковской карты якобы для перевода денег за товар. На самом деле, получив конфиденциальные сведения о карте гражданина, мошенники снимают деньги с его счетов. В этом случае должны насторожить такие моменты:
покупатель не интересуется товаром, быстро желает его приобрести и переходит к разговору о способе его оплаты;
просит назвать полные реквизиты банковской карты, включая CVC-код (3 цифры на обратной стороне карты). При помощи этих данных он сам легко может расплатиться вашей картой в Интернете.
«Если жители Пермского края хотят воспользоваться какой-либо услугой или купить какой-либо товар в Интернете, следует пользоваться гарантом, который обезопасит сделку для обеих сторон, – отмечают в краевом управлении МВД. – Гарант – это нейтральная сторона между покупателем и продавцом. Он следит за тем, чтобы сделка проходила честно. Гарантом обычно пользуются, когда не согласны на гарантии продавца и не хотят переводить деньги напрямую. Нужно найти такого гаранта, на которого согласятся обе стороны. Существуют специальные гарант-сервисы».
Напомним, в феврале этого года виновной в мошенничестве признали жительницу села Карагай. Она размещала на популярном интернет-сайте объявления о продаже двух сотовых телефонов iPhone 5S за 11 и 18,5 тысяч рублей. Нашлись несколько желающих приобрести товар из разных регионов России. Свои покупки они получили и оплатили в почтовых отделениях. Однако, открывая коробки, граждане обнаруживали внутри продукты питания, флаконы с хлоргексидоном и другие предметы, не представляющие ценности. Было установлено, что виновная отправляла посылки и получала денежные переводы через подставное лицо, не осведомленное о ее преступных намерениях.
Впрочем, остаться без денег можно и попросту передав карту для оплаты в кафе. «Многие, к сожалению, не задумываются о сохранении в секрете данных, указанных на карте, – сетует руководитель оператора платежей «Процессинговое агентство» Андрей Рычков. – Вспомните, бывало ли такое, что персонал в кафе, ресторанах, магазинах уносил вашу банковскую карту? Наверняка, многие ответят утвердительно. А ведь вы не знаете и не видите, что официант или продавец делает в это время с картой, он может ее просто сфотографировать. Тогда у него сохранятся все ваши личные данные, необходимые для совершения покупки в Интернете: фамилия и имя владельца, срок действия карты и cvv-код».
Конечно, если карта с чипом, эти данные нельзя использовать при оплате в магазине, их невозможно снять в банкомате. Однако купить себе товары в интернет-магазине, оплатить билеты или другие услуги будет достаточно просто, если сайт-продавец не использует дополнительную идентификацию владельца (3D Secure). А сейчас без защитного кода все еще работает огромное количество интернет-магазинов.