Современному предпринимателю нужны не только выгодные тарифы и надежность банка. На первый план сейчас вышли требования к простоте и удобству сервиса.
В середине мая этого года российские банки как обычно представили публичную отчетность за первый квартал. В этом году внимание к динамике показателей особенное. Как свидетельствует статистика, российская экономика вышла из длительной рецессии: по итогам первого квартала индекс промышленного производства составил 100,1%. Сейчас важно оценить характер восстановительного этапа различных отраслей, секторов, компаний. О ситуации в банковской индустрии мы поговорили с вице-президентом, директором департамента по работе с корпоративными клиентами УБРиР Алексеем Икряниковым.
– Алексей Викторович, скажите, по вашему мнению, экономика страны оживает?
– Состояние российской экономики отражает индекс ВВП. Судя по данным Минэкономразвития РФ, в апреле рост показателей ускорился и составил 1,4% г/г. Еще один важный показатель – уровень инфляции, сейчас она приближается к целевому уровню, а инфляционные ожидания продолжают снижаться. Кроме того, оптимизм внушает стабилизация на нефтяных и валютных рынках. Производственная активность восстанавливается: небольшой рост зафиксирован в обрабатывающем производстве (0,6% г/г) и пищевой промышленности (0,9% г/г), легкая промышленность подросла на 4,4% г/г.
– А по вашим клиентам видно, что ситуация стабилизируется?
– Конечно. Рост оборотов по счетам корпоративных клиентов – первый признак оживления деловой активности. В УБРиР за первый квартал 2017 года средний оборот по одному расчетному счету вырос на 25,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Помимо позитивной динамики количества операций, с начала этого года мы видим и увеличение потока новых клиентов. Наши специалисты обрабатывают до 20 тысяч заявок на открытие счета в месяц.
– Чем вызван приток клиентов?
– Демография малого и среднего бизнеса в России, к сожалению, отрицательная. По данным Росстата в 2016 году коэффициент официальной ликвидации выше коэффициента рождаемости организаций. Тем ценнее для банков предприятия, успешно преодолевающие кризисные явления и обеспечивающие рост экономики.
Мы боремся за клиентов, улучшая качество обслуживания, последовательно реализуя развитие систем удаленного доступа, эффективно управляя ценообразованием. Эффект от мероприятий показывает анализ структуры наших заявок, около 28% желающих открыть счет приходят к нам из государственных банков.
– Миграция клиентов из госбанков – прецедент или тенденция?
– Как известно, Банк России проводит жесткую политику в области надзора: за два года было отозвано 199 лицензий. Сначала предприниматели, опасаясь за судьбу своих средств на счетах, начали переводить их в банки с государственным участием. Это естественная реакция. Сейчас ситуация стала более предсказуемой. Конечно, регулятор продолжает следить за рынком, но общая атмосфера стала более доверительной. На первый план у банковских клиентов вышли требования к качеству обслуживания. Подобный баланс надежности и персонального подхода возможен в крупных частных банках.
– Что является драйвером привлечения клиентов?
– Прежде всего, это выгодное и качественное расчетно-кассовое обслуживание по удобным для клиента каналам, включая дистанционные. Мы много лет назад начали инвестировать финансовые и интеллектуальные ресурсы в информационные технологии, создавать и постоянно совершенствовать интернет-банк для бизнеса. Дистанционное обслуживание позволяет клиенту сэкономить не только время, но и деньги. Исключив бумажный документооборот, банк снижает расходы на обслуживание счета, соответственно и тарифы становятся в разы дешевле, чем при использовании бумажных документов.
На сочетание качества ДБО и оптимальной стоимости обслуживания обратило внимание известное агентство Markswebb Rank & Repor. По итогам исследования за 2016 год УБРиР дважды оказался одним из самых выгодных банков по обслуживанию компаний сектора B2C и B2B, розничной торговли и индивидуальных предпринимателей. А наш интернет-банк Light занял пятое место в категории «Интернет-банк для начинающего малого бизнеса» и седьмое место в списке интернет-банков для профессионального малого бизнеса согласно исследованию Business Internet Banking Rank 2016.
– Какие финансовые услуги кроме РКО сейчас нужны бизнесу?
– Естественно, для обеспечения текущей деятельности предприятиям нужен спектр современных банковских продуктов – кредиты на оборотные средства, гарантии, депозиты, аккредитивы. Поэтому мы сформировали весь необходимый набор финансовых инструментов, который позволяет удовлетворить как самые простые потребности, так и проводить сложные структурированные сделки.
За последний год отмечается рост спроса на депозиты, особенно дистанционные, среди корпоративных клиентов. Современные бизнесмены и менеджеры научились этим инструментом очень хорошо пользоваться. Для многих принцип «деньги должны работать всегда» является основным: за год количество клиентов, которые открывали депозиты в банке, выросло почти в два раза. Есть компании, чей бизнес зависит от сезонности. Есть компании, с которыми государственные заказчики рассчитываются в конце года, и в таких случаях лучше не держать деньги на расчетном счете, а разметить их под проценты, хоть на небольшой срок. Средний срок депозитов в нашем банке – 30–60 дней, но есть депозиты на неделю и даже три дня.
Но для этого банк должен предложить клиенту не только хорошую и разнообразную продуктовую линейку, но и возможность разместить средства, не теряя времени. Именно поэтому мы еще пять лет назад фактически первыми на рынке разработали в интернет-банке функционал по дистанционному открытию депозитов и постоянно его совершенствовали. С 2011 года в интернет-банке УБРиР можно размещать депозиты по простой оферте, без визита в отделения. По итогам первого квартала этого года количество заключаемых договоров по депозитам увеличилось на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и 68% депозитов оформляются через интернет-банк, то есть эта опция оказалась востребована предпринимателями. 98% предпринимателей единожды воспользовавшись i-Депозитом делают это снова. Ситуации в бизнесе бывают разные: сегодня деньги не нужны, а завтра появился интересный контракт. И в 2015 году мы реализовали максимально гибкий онлайн-депозит. Он позволяет не только размещать средства за «три клика», но и пополнять и изымать их без ограничений.
– В начале нашего разговора вы сказали: клиент выбирает надежный банк. А как определить эту надежность?
– Нужно посмотреть на финансовые показатели банка. Один из важнейших показателей – капитал, это собственные средства банка, то есть то, чем банк отвечает перед клиентами. Вся эта информация есть в открытом доступе на сайте банков. Я проиллюстрирую свои тезисы на примере отчетности нашего банка. На 1 апреля 2017 года капитал УБРиР составил 25,84 млрд рублей, активы – 326 млрд рублей. Обязательства банка сохранились на уровне декабря 2016 года и составили на 1 апреля 2017 года 298,4 млрд рублей.
Регулятор банковской системы установил относительные показатели, характеризующие уровень устойчивости банка – это нормативы. Их тоже следует изучить. Наверное, самый важный – норматив достаточности капитала Н1.0. Минимально допустимое значение этого норматива определено Банком России на уровне 8%. В УБРиР норматив Н1.0 на 1 апреля 2017 года составляет 10,08%, и до конца года мы планируем поддерживать его на стабильном уровне 10%.
Второй важный норматив – норматив мгновенной ликвидности (Н2), минимальное значение которого 15%. На 1 апреля 2017 в УБРиР этот норматив равен 81,6%. Мы намерены поддерживать значение норматива в диапазоне 25%–200%. Еще один индикатор – норматив текущей ликвидности (Н3). Минимальное значение – 50%, а в нашем банке этот показатель находится на уровне 70,5% .
Кроме того, я бы рекомендовал обратить внимание на косвенные факторы, свидетельствующие об устойчивости банка. Можно посмотреть, какие рейтинги присваивают банку авторитетные агентства. Совсем недавно агентство Standard & Poor’s (S&P) повысило краткосрочные рейтинги долговых обязательств УБРиР в иностранной и местной валюте до уровня «В» с уровня «С». Проще говоря, это означает, что компания имеет возможность исполнить свои долговые обязательства в срок и в полном объеме.
Также я бы посоветовал оценить офисную сеть банка. Это свидетельство политики диверсификации. Присутствие банка в регионах с разным уровнем экономического развития позволяет выстроить эффективную модель управления и диверсифицировать риски. Сейчас офисная сеть нашего банка насчитывает 175 точек в 42 регионах страны. Начиная с декабря 2016 года, банк открыл четыре офиса в формате стрит-ритейла (это офис для розничных клиентов) в Санкт-Петербурге. В конце марта в Москве появились две новые точки обслуживания для юридических лиц.
О надежности банка скажет и наличие крупных социально-значимых проектов его портфеле. УБРиР в апреле этого года выпустил банковскую гарантию для ООО «ЛСР. Строительством» в пользу АО «Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3» на сумму 1,026 млрд рублей сроком до 30 апреля 2018 года. Гарантия предоставлена для строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов, расположенных в Северо-Восточном административном округе Москвы.
Работа с иностранными банками – также свидетельствует о высоком уровне доверия. Например, УБРиР работает с Commerzbank, AKA Bank (это банки Германии), UniCredit, UBI Banca (Италия), КВС (Бельгия), Harbin Bank (Китай), ВСР (Швейцария) и другими иностранными финансовыми институтами.
– Как вы оцениваете в целом ситуацию в банковской системе? Можно ли говорить о том, что банковская индустрия вошла в восстановительный этап?
– Мы считаем, что влияние негативных экономических факторов на банковскую систему заканчивается. Об этом говорит динамика финансовых показателей. По итогам первого квартала этого года активы УБРиР увеличились на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным РИА «Рейтинг» на 1 апреля этого года наш банк вошел в топ-25 банков страны по размеру активов.
На текущий год мы смотрим оптимистично и закладываем в бизнес-план рост показателей.
Фото: Фото предоставлено заказчиком