«ЛУКОЙЛ» повышает эффективность сбытового сегмента за счет изменения системы управления розничным бизнесом. Более двух тысяч АЗС компании теперь будут координироваться из четырех региональных центров вместо прежних восьми. Первый вице-президент «ЛУКОЙЛа» Вадим Воробьев рассказал, чем обусловлено это решение и как оно отразится на работниках компании.
— Вадим Николаевич, каким образом произойдет укрупнение региональных сбытовых предприятий?
— Реорганизация затронет все сбытовые организации компании. В России у нас восемь предприятий нефтепродуктообеспечения (НПО). До конца нынешнего года планируется оставить четыре из них: «Центрнефтепродукт», «Северо-Западнефтепродукт», «Уралнефтепродукт» и «Югнефтепродукт».
— Почему принято такое решение?
— Это решение отражает развитие рынка. Уровень цифровых технологий позволяет нам сегодня координировать и контролировать весь розничный бизнес из одного центра, мы видим каждую машину, каждую АЗС. Мы следим за мировой практикой и перенимаем успешный опыт крупнейших в мире нефтяных компаний. Практически все мейджоры сегодня реструктуризируют управление сбытовыми активами, чтобы увеличить эффективность этого бизнес-процесса. К тому же рост цен на нефть и слабый рубль ведут к удорожанию стоимости сырья, что вкупе с увеличивающимися акцизами негативно влияет на спрос на топливо в России. В таких условиях мы постоянно ищем возможности для повышения конкурентоспособности, для создания розницы, адекватной сегодняшним вызовом.
— Что будет с работниками предприятий, которые планируется ликвидировать? Будут ли сокращения?
— Бизнес «ЛУКОЙЛа» находится в стадии активного развития. Будет определенное перераспределение специалистов, их функций, но сокращений мы не планируем.
— Какой вы ожидаете эффект от реорганизации?
— За счет укрупнения НПО «ЛУКОЙЛ» оптимизирует производство и существенно уменьшит накладные и прочие расходы. Так, управленческие затраты сократятся на 25% в данном бизнес-сегменте. Произойдет оптимизация кадровой структуры, исчезнет дисбаланс между бизнес-подразделениями и функциональными службами.
Также упростится процесс проведения тендеров, как и взаимодействие с подрядчиками. Будет оптимизирована логистика — за счет использования пограничных нефтебаз. Произойдет унификация ценовой и маркетинговой стратегии, что соответствует задаче компании — поддерживать высокое качество ассортимента и сервиса на АЗС.
— Что потеряют регионы, в которых будут ликвидированы предприятия «ЛУКОЙЛа»?
— Физически ухода предприятий не произойдет. Речь идёт исключительно о внутрикорпоративном перераспределении управленческих функций и полномочий. Количество АЗС «ЛУКОЙЛа» не уменьшится. Качество топлива и сервиса останется эталонным. Наши клиенты не почувствуют перемен — обслуживать их будут те же самые сотрудники, что и раньше. Такие налоги, как НДФЛ, земельный, имущественный, налог на прибыль, по-прежнему будут платиться в регионах фактического присутствия объектов. Все действующие обязательства предприятий перед бюджетами и администрациями всех уровней также будут исполняться.
— Можно ли сказать, что «ЛУКОЙЛ» окончательно отказался от идеи продажи своих АЗС, которая обсуждалась год назад?
— Сегодня мы активно развиваем розничный бизнес, и планов по его продаже у компании нет. Но нужно понимать, что сегодняшняя ситуация на рынке требует от нас максимально эффективной структуры управления, высокой ответственности и самоотдачи от каждого работника нашей многотысячной команды.