На прошлой неделе в соликамских соцсетях появились шокирующее видео и информация о массовой гибели коров в сельскохозяйственном потребительском кооперативе «Северный» в Соликамском районе. Мы выехали на место, чтобы поговорить с руководством и сравнить видео с реальностью.
У кооператива — три фермы. Мы побывали на двух из них, находящихся в поселке Городище. Большой коровник, горы силоса и сена у входа, внутри — коровы, стоящие в ряд. Рядом возится женщина-зоотехник, которая собралась кормить животных. Внешне — всё как на обычной ферме.
Яма с трупами и страшная смерть коров
В сопровождающем видео тексте говорилось о массовом падеже коров. «Каждый день гибнут от голода по 5 — 10 голов», — было написано в посте группы «Подслушано Соликамск». Но так ли это?
— За февраль — март пало семь коров, причем две из них — взрослые коровы, пять телят, — комментируют нам на ферме. — Это телята, ослабленные с рождения. Обычно таких забивают, но так как людей на ферме не хватает, этого не сделали.
Комиссия Соликамской ветлаборатории, побывавшая 10 марта на ферме, подтвердила эту цифру. Семь павших животных на 711 голов — это 0,9 процента при норме падежа не более 5%. Получается, согласно цифрам, на «Северном» массового падежа скота нет. А вот то, что умершие животные находились прямо на территории фермы и не были утилизированы вовремя, по мнению веткомиссии, является серьезным нарушением санитарных норм. Все животные после смерти должны быть сожжены.
На каждой животноводческой ферме есть биотермическая яма, в которую сбрасывают трупы животных после смерти, а потом сжигают в специальной печи-крематории. На одной из ферм «Северного» яма и крематорий тоже есть. Находятся они не возле коровника, а примерно в нескольких сотнях метров от него. Сюда привозят животных после их смерти со всех трех ферм «Северного» и утилизируют. Чтобы довезти труп коровы до места, нужны рабочая сила и транспорт, которых в последнее время на ферме просто нет. И.о. замначальника краевой ветинспекции Марина Кульневская поясняет, что руководство СПК оправдывает это тем, что нужный специалист был на больничном. Еще одной проблемой стало отсутствие дров. Ситуация, по ее мнению, недопустимая.
Прямо во время нашего приезда ситуацию спешно исправляют — сжигают трупы тех самых семи коров и телят.
Еда, как много в этом звуке... и много «му» отозвалось
Многие посмотревшие страшное видео возмутились тем, что животных не кормят и даже морят голодом, но перед входом в коровники были горы силоса и сена. Мы попали на ферму как раз во время кормления, зоотехник разносила корм. При появлении тазика по коровнику раздавалось многоголосое «му».
— Кормлю их три раза, как и полагается, — говорит зоотехник Ольга. — Утром, в обед и вечером.
Большинство коров выглядят бодрыми, но некоторые — очень худые. Обращаем внимание на одну из лежащих коров. На ее шкуре видны потертости, ребра выпирают, кажется, что у животного обезвоживание. Как оказалось при рассмотрении бирки, животному уже 11 лет, вообще на фермерских хозяйствах коровы живут 12 — 14 лет.
По результатам анализов, которые ветеринары взяли 10 марта, оказалось, что животные здоровы — никаких инфекций на ферме не нашли. Коров исследовали на лейкоз, бруцеллез и туберкулез. Возможно, дело все-таки в питании?
— Корма на ферме собраны в достаточном количестве, но они недостаточно питательные, так как скошены в августе и сентябре, когда трава уже плохо насыщена веществами. Получается, что животные здесь не получают качественный корм. Кроме того, телятам не дают предстартовый рацион — обогащенный витаминами и питательными веществами.
Но перед входом в коровник — гора силоса и стога сена. Мы посмотрели его состав: кроме высушенных желтых трав, в в нем были и зеленые травы, указывающие на летний сбор.
— Действительно, нам приходил не очень хороший сбор, и только в последнее время корм стал более качественным, — подтверждает зоотехник. Руководитель добавляет, что на фермах не всегда бывает идеальный урожай, бывает и августовский сбор, и июльский, и сентябрьский.
Откуда взялась цифра 2000
В тексте, который прилагался к видео, говорилось, что «за год руководства новыми собственниками СПК поголовье коров с 2000 голов довели до 200», но, похоже, эти цифры автор взял почти с потолка. 2000 коров на ферме содержалось еще в 2000 году. Сейчас здесь содержится 711 голов скота, а 200 коров находятся лишь в одном из коровников. Видимо, авторы, написавшие пост, не до конца владели ситуацией и сильно преувеличивали проблему.
Не хватает людей и нет зарплаты
Но на предприятии действительно есть большие проблемы — некому работать, потому что не платят зарплату. И взяться деньгам неоткуда.
СПК «Северный» — сельскохозяйственный производственный кооператив, в котором состоят 25 пайщиков. В 2016 — 2017 годах на ферме сменилось руководство, что привело к внутреннему конфликту и массовому увольнению людей, ранее поясняли нам в Минсельхозе.
— В результате появились долги по налогам, оплате электричества, не стало хватать денег на выплату зарплаты, — говорит директор СПК Елена Щеткина. — Конечно, люди стали уходить.
Предприятие не раз проверяли прокуратура, трудовая инспекция. Чтобы погасить долги по налогам и зарплатам, кооператив стал продавать скот. Но люди продолжали увольняться, большая часть ушла в 2018 году, это совпало с очередной сменой руководства. Официально сейчас в «Северном» работают 50 человек, но на месте мы увидели лишь несколько людей, ухаживающих за животными. Есть еще доярки, которые приходят утром и вечером.
В коровнике, где стоят 200 коров, работает всего один зоотехник. И тот — без специального образования, это бывшая сотрудница склада этого же предприятия. Видно, что женщина очень старается и любит животных, поэтому работает практически на одном энтузиазме, так как зарплату, по ее словам, ей практически не платят.
— Очень устаю, кормить нужно три раза в день, — говорит женщина. — Нужна помощь, очень нужны кадры, помощники.
В Минсельхозе уточняют: сейчас на предприятии нет агронома, профессионального зоотехника, ветеринара. В 2018 году кооператив получил 2,5 миллиона погектаровой поддержки, но не выполнил ряд установленных показателей, в этом году они планируют возврат субсидий.
Видео от Кукарачи
Информация о том, что видео, снятое на предприятии, гуляло по Сети, работников фермы не удивила.
— Ровно год назад был вброс в интернет аналогичного видео, — вспоминают фермеры. — Оно снято так, что трудно сказать, где именно это происходит. Такое может быть снято на любой ферме.
Мы провели визуальный анализ, сравнили места и нашли отличия. Так, на видео на полу видны сливные стоки наподобие городской ливневки, но ни на одной из ферм в СПК «Северный» таких нет. У коров на видео — красные бирки, а у «северных» — желтые. Расположение помещений на видео тоже несколько иное, чем в кооперативе. Автор видео — некий Александр с явно придуманной фамилией Кукарача. Его страничка во «ВКонтакте» без фотографии, у Александра в друзьях — всего четыре друга. Все указывает на то, что автор видео о коровах постарался остаться неузнанным.
Пиар или месть?
Появление видео вызвало бурную реакцию и почему-то сразу — последовавшее обращение за помощью к депутату Соликамского округа Илье Кузьмину, известному по недавнему случаю, когда в него стреляли пластиковыми шариками. По этому нападению, кстати, на днях появилась новая информация — обвиняемый в нем на дополнительном допросе рассказал, что Кузьмин сам предложил его инсценировать.
«Уважаемый товарищ Кузьмин Илья Павлович! Возьмите на заметку, пожалуйста! Хиреет наш совхоз. Молоко покупаем от других производителей. Обидно, блин...», «Где же вы, Илья?», «На вас вся надежда».
Депутат не замедлил отозваться: «Чрезвычайную ситуацию с массовой гибелью коров на ферме в Малом Городище, бывший СПК "Северный", взял под свой контроль. Это не голословное утверждение. До переезда в Соликамск мы с семьёй жили в деревне, и у нас было большое подворье — 16 коров и 10 поросят. С 7 до 11 лет наравне со взрослыми и кормил скот, и навоз убирал, и сено заготавливал. Так что знаю все "прелести" деревенской жизни не понаслышке и в проблемах животноводства разбираюсь не чисто теоретически. С собственниками фермы обсуждали, как выйти из этой ужасающей ситуации. Предложил им, считаю, единственное верное решение — это передача скота в частные руки».
Известно, что год назад Илья Кузьмин уже поднимал эту тему. Возможно, сразу после появления аналогичного видео, о котором сказали на ферме.
После встречи с руководством фермы Илья отчитался: «Сегодня встретился и продуктивно пообщался с министром сельского хозяйства и продовольствия Пермского края А.М. Козюковым. Обсудили ситуацию на СПК "Северный". Завтра я в сопровождении представителей "Соликамской станции по борьбе с болезнями животных" проведу выезд в СПК "Северный"». Также депутат немного сбавил напор в соцсетях: «Возможно, не все так ужасно, как пытаются раздуть некоторые паблики в соцсетях. Сообщения анонимные, кто за ними стоит и с какой целью нагнетают обстановку вокруг молочных ферм, непонятно».
Сотрудники фермы не исключают, что появление видео может быть связано с очередным пиаром депутата, хотя и не комментируют. Еще один вариант — козни тех, кто раньше состоял в кооперативе, но вышел из него после конфликта.
«Просим в нас поверить»
Руководство кооператива считает, что у них все должно получиться.
— Просто дайте нам время и поверьте в нас, — говорит новый директор кооператива Елена Щеткина. — Мы встанем на ноги.
Вариант, который предложил им депутат Кузьмин — отдать коров в частные руки, на ферме не рассматривают.
— Просто так коров мы отдать не можем, — сказали фермеры. — Но мы предлагали другой вариант нашим односельчанам и тем, кто раньше работал здесь, — приходить и работать за молоко. Но желающих пока нет.
Молоко с СПК «Северное» поступает на переработку в Соликамск и продается только в Соликамске, в Перми его не купить. Из него также производят творог и масло. По словам директора, ажиотажа нет, но продукцию покупают.
Ветеринарное ведомство рекомендовало «Северному» принять меры по устранению нарушений, провести диспансеризацию всего стада и обеспечить сбалансированным рационом всех животных.
— Мы согласны с тем, что обнаружила ветеринарная комиссия, это сигнал для нас, — говорит Елена Щеткина. — Будем работать над устранением недочетов.
На этой неделе должна пройти встреча, на которой специалисты Минсельхозпрода, руководители отдела сельского хозяйства Соликамского округа, представители ветинспекции и руководство «Северного» выработают план развития предприятия.
— Собственники хотят восстановить предприятие, у них не очень красиво это получается, но они стараются, — сказали в Министерстве сельского хозяйства Прикамья. — Постараемся выработать план по восстановлению хозяйства и помочь, чем можем.
Ранее мы писали о том, что на Ферме летом 2019 года откроют новый ипподром.