Бизнес фоторепортаж Эмалированную посуду начали делать первыми в стране, а недавно купили оборудование из «Списка Шиндлера». Репортаж с лысьвенского завода

Эмалированную посуду начали делать первыми в стране, а недавно купили оборудование из «Списка Шиндлера». Репортаж с лысьвенского завода

Продукцию завода покупают не только в России, но и в двух десятках других стран

Один из этапов изготовления кастрюль и чайников: рисунок уже нанесли, осталось добавить ручки и крышки  | Источник: Тимофей КалмаковОдин из этапов изготовления кастрюль и чайников: рисунок уже нанесли, осталось добавить ручки и крышки  | Источник: Тимофей Калмаков
Один из этапов изготовления кастрюль и чайников: рисунок уже нанесли, осталось добавить ручки и крышки 
Источник:
Тимофей Калмаков

Единственной поездки в Лысьву вполне хватит, чтобы обставить кухню: на одном заводе купить плиту, на втором — полный комплект кастрюль и чайник. Несколько недель назад мы уже рассказывали и показывали, как изготавливают бытовую технику. Но визитом на одно предприятие города не ограничились. Сегодня публикуем репортаж с Лысьвенского завода эмалированной посуды.

Эмалированные миски и кувшины здесь начали выпускать еще перед Первой мировой войной, в 1913 году. Ассортимент тогда был небогатым, к тому же на выбор предлагали всего несколько вариантов расцветки. Сегодня же раздолье и по видам посуды, и по ее оформлению: от 250-граммовых бокалов до 40-литровых баков разных цветов.

Фритта — это прозрачная основа эмали, ее производят тут же, в Лысьве  | Источник: Тимофей КалмаковФритта — это прозрачная основа эмали, ее производят тут же, в Лысьве  | Источник: Тимофей Калмаков
Фритта — это прозрачная основа эмали, ее производят тут же, в Лысьве 
Источник:
Тимофей Калмаков

— Металл привозим в рулонах, — рассказал 59.RU старший мастер Сергей Сучков. — Толщина листа — от 0,45 до 1,5 миллиметра, для мелких деталей — до 3 миллиметров.

Оборудование разное: одни машины штампуют прямо из рулона, для других нужно предварительно нарезать металл на более узкие полосы или пластины.

Слева — рулон, справа — нарезанные листы  | Источник: Тимофей КалмаковСлева — рулон, справа — нарезанные листы  | Источник: Тимофей Калмаков
Слева — рулон, справа — нарезанные листы 
Источник:
Тимофей Калмаков
Из нарезанных пластин штампуют большие круги — затем они превратятся в тазы  | Источник: Тимофей КалмаковИз нарезанных пластин штампуют большие круги — затем они превратятся в тазы  | Источник: Тимофей Калмаков
Из нарезанных пластин штампуют большие круги — затем они превратятся в тазы 
Источник:
Тимофей Калмаков
Из узкой ленты получаются крышки  | Источник: Тимофей КалмаковИз узкой ленты получаются крышки  | Источник: Тимофей Калмаков
Из узкой ленты получаются крышки 
Источник:
Тимофей Калмаков
Среди работающих в цехе штамповки женщин больше, чем мужчин. Одна из сотрудниц в данный момент запаивает шов на ведре  | Источник: Тимофей КалмаковСреди работающих в цехе штамповки женщин больше, чем мужчин. Одна из сотрудниц в данный момент запаивает шов на ведре  | Источник: Тимофей Калмаков
Среди работающих в цехе штамповки женщин больше, чем мужчин. Одна из сотрудниц в данный момент запаивает шов на ведре 
Источник:
Тимофей Калмаков
Часть грузов от одного участка цеха к другому доставляют по воздуху — с помощью крана | Источник: Тимофей КалмаковЧасть грузов от одного участка цеха к другому доставляют по воздуху — с помощью крана | Источник: Тимофей Калмаков
Часть грузов от одного участка цеха к другому доставляют по воздуху — с помощью крана
Источник:
Тимофей Калмаков

Чтобы получить посуду более сложной формы, например чайник, основу обжигают на установке высокочастотного нагрева, а затем протравливают. Металл становится мягче и лучше гнется.

Обработанный металл легко принимает форму чайника | Источник: Тимофей КалмаковОбработанный металл легко принимает форму чайника | Источник: Тимофей Калмаков
Обработанный металл легко принимает форму чайника
Источник:
Тимофей Калмаков
Если же основу не обжигать и не обтравливать, то при растягивании металл рвется | Источник: Тимофей КалмаковЕсли же основу не обжигать и не обтравливать, то при растягивании металл рвется | Источник: Тимофей Калмаков
Если же основу не обжигать и не обтравливать, то при растягивании металл рвется
Источник:
Тимофей Калмаков

Ежедневно завод выпускает 15 тонн продукции. В советские годы объемы были раза в два больше, но такого разнообразия видов и расцветок посуды, как сейчас, не наблюдалось.

Обратите внимание на лозунг | Источник: Тимофей КалмаковОбратите внимание на лозунг | Источник: Тимофей Калмаков
Обратите внимание на лозунг
Источник:
Тимофей Калмаков

Цеха находятся на некотором расстоянии друг от друга. Продукцию между ними возят на небольшом погрузчике.

За один раз можно увезти множество заготовок  | Источник: Тимофей КалмаковЗа один раз можно увезти множество заготовок  | Источник: Тимофей Калмаков
За один раз можно увезти множество заготовок 
Источник:
Тимофей Калмаков

С ходу наносить эмаль на заготовки нельзя: сначала поверхность тщательно очищают.

— С изделий нужно смыть масло и грязь, следы оксидной пленки и ржавчины, которая может образоваться в процессе хранения, — рассказала технолог Галина Семенова. — Это происходит в отделении подготовки полуфабрикатов: в струйных установках или ваннах.

В такие ванны опускают для очистки кастрюли и миски в огромных ящиках-корзинах | Источник: Тимофей КалмаковВ такие ванны опускают для очистки кастрюли и миски в огромных ящиках-корзинах | Источник: Тимофей Калмаков
В такие ванны опускают для очистки кастрюли и миски в огромных ящиках-корзинах
Источник:
Тимофей Калмаков
Очищенные кастрюли | Источник: Тимофей КалмаковОчищенные кастрюли | Источник: Тимофей Калмаков
Очищенные кастрюли
Источник:
Тимофей Калмаков
Ручки для кастрюль  | Источник: Тимофей КалмаковРучки для кастрюль  | Источник: Тимофей Калмаков
Ручки для кастрюль 
Источник:
Тимофей Калмаков

Эмалирование проходит в несколько этапов. Сначала наносят грунт, сушат его, обжигают изделие. Только затем приходит черед покровной эмали.

Серое покрытие — это грунт, его наносит механический эмалировщик | Источник: Тимофей КалмаковСерое покрытие — это грунт, его наносит механический эмалировщик | Источник: Тимофей Калмаков
Серое покрытие — это грунт, его наносит механический эмалировщик
Источник:
Тимофей Калмаков
Слева посуда, которая движется на обжиг, справа — та, что уже прошла эту процедуру | Источник: Тимофей КалмаковСлева посуда, которая движется на обжиг, справа — та, что уже прошла эту процедуру | Источник: Тимофей Калмаков
Слева посуда, которая движется на обжиг, справа — та, что уже прошла эту процедуру
Источник:
Тимофей Калмаков
Чтобы изделие сохло равномерно, на конвейере его подвешивают  | Источник: Тимофей КалмаковЧтобы изделие сохло равномерно, на конвейере его подвешивают  | Источник: Тимофей Калмаков
Чтобы изделие сохло равномерно, на конвейере его подвешивают 
Источник:
Тимофей Калмаков
Эмаль может быть не только белой или черной: в Лысьве выпускают кухонную посуду самых разных цветов. Но эмаль сложного оттенка наносят позже | Источник: Тимофей КалмаковЭмаль может быть не только белой или черной: в Лысьве выпускают кухонную посуду самых разных цветов. Но эмаль сложного оттенка наносят позже | Источник: Тимофей Калмаков
Эмаль может быть не только белой или черной: в Лысьве выпускают кухонную посуду самых разных цветов. Но эмаль сложного оттенка наносят позже
Источник:
Тимофей Калмаков
Это не краска, а эмаль — твердое стекловидное покрытие  | Источник: Тимофей КалмаковЭто не краска, а эмаль — твердое стекловидное покрытие  | Источник: Тимофей Калмаков
Это не краска, а эмаль — твердое стекловидное покрытие 
Источник:
Тимофей Калмаков
На мелкие предметы эмаль наносят таким образом | Источник: Тимофей КалмаковНа мелкие предметы эмаль наносят таким образом | Источник: Тимофей Калмаков
На мелкие предметы эмаль наносят таким образом
Источник:
Тимофей Калмаков
Часть посуды украшают деколью, похожей на переводную картинку, но гораздо более стойкой. Изделие обжигают, после чего рисунок, можно сказать, срастается с поверхностью | Источник: Тимофей КалмаковЧасть посуды украшают деколью, похожей на переводную картинку, но гораздо более стойкой. Изделие обжигают, после чего рисунок, можно сказать, срастается с поверхностью | Источник: Тимофей Калмаков
Часть посуды украшают деколью, похожей на переводную картинку, но гораздо более стойкой. Изделие обжигают, после чего рисунок, можно сказать, срастается с поверхностью
Источник:
Тимофей Калмаков
Посуда с деколью и без нее | Источник: Тимофей КалмаковПосуда с деколью и без нее | Источник: Тимофей Калмаков
Посуда с деколью и без нее
Источник:
Тимофей Калмаков

Сегодня ЛЗЭП выпускает посуду под тремя торговыми марками — «Лысьвенские эмали», Elros и Olkusz-Lysva. Но помимо массового производства на заводе есть и штучное: в художественной мастерской изготавливают эксклюзивные вещи. Рисунок на них наносят кисточками, как обычную краску. Но после добавления каждого цвета изделие обжигают в печи. Заказать такую посуду можно, отправив заявку по электронной почте.

Художник-оформитель Александра Коршунова за работой | Источник: Тимофей КалмаковХудожник-оформитель Александра Коршунова за работой | Источник: Тимофей Калмаков
Художник-оформитель Александра Коршунова за работой
Источник:
Тимофей Калмаков
Кастрюля с уникальным рисунком  | Источник: Тимофей КалмаковКастрюля с уникальным рисунком  | Источник: Тимофей Калмаков
Кастрюля с уникальным рисунком 
Источник:
Тимофей Калмаков
Фантазии на тему «Золотой Адели» Густава Климта. Конечно, это тоже эмаль | Источник: Тимофей КалмаковФантазии на тему «Золотой Адели» Густава Климта. Конечно, это тоже эмаль | Источник: Тимофей Калмаков
Фантазии на тему «Золотой Адели» Густава Климта. Конечно, это тоже эмаль
Источник:
Тимофей Калмаков

При заводе имеется небольшой музей посуды, которую выпускали в Лысьве в разные годы. Здесь же можно разузнать об истории предприятия. Как мы уже упоминали выше, производство эмалированной посуды открылось в 1913 году. Но металлургический завод в Лысьве основал еще в 1785 году князь Борис Шуховской. Потом владельцем стал граф Шувалов, и завод обзавелся фамильным гербом его семьи — с единорогом. Последний, кстати, до сих пор красуется на логотипе Лысьвенского завода эмалированной посуды.

Музей маленький, но интересные экспонаты в нем есть | Источник: Тимофей КалмаковМузей маленький, но интересные экспонаты в нем есть | Источник: Тимофей Калмаков
Музей маленький, но интересные экспонаты в нем есть
Источник:
Тимофей Калмаков

Именно лысьвенцы первыми в России начали выпускать эмалированную посуду. Сначала работа шла под руководством польских специалистов, которые не раскрывали русским секрета изготовления эмали. После революции и Гражданской войны производство восстановили своими силами. Это удалось сделать благодаря ученику Дмитрия Менделеева Евгению Куклину — он сумел разгадать состав эмали.

Первая посуда на фоне современной кажется простоватой и грубой | Источник: Тимофей КалмаковПервая посуда на фоне современной кажется простоватой и грубой | Источник: Тимофей Калмаков
Первая посуда на фоне современной кажется простоватой и грубой
Источник:
Тимофей Калмаков
По-советски украшенные бидоны  | Источник: Тимофей КалмаковПо-советски украшенные бидоны  | Источник: Тимофей Калмаков
По-советски украшенные бидоны 
Источник:
Тимофей Калмаков
Кофейник периода активной индустриализации: в то время выпускать посуду с изображением Сталина можно было, только получив специальное разрешение | Источник: Тимофей КалмаковКофейник периода активной индустриализации: в то время выпускать посуду с изображением Сталина можно было, только получив специальное разрешение | Источник: Тимофей Калмаков
Кофейник периода активной индустриализации: в то время выпускать посуду с изображением Сталина можно было, только получив специальное разрешение
Источник:
Тимофей Калмаков
Это не стилизованные термосы: в годы войны производство временно меняли | Источник: Тимофей КалмаковЭто не стилизованные термосы: в годы войны производство временно меняли | Источник: Тимофей Калмаков
Это не стилизованные термосы: в годы войны производство временно меняли
Источник:
Тимофей Калмаков

В 1970-е годы лысьвенская посуда была в дефиците. Чтобы обзавестись ею, знаменитости приезжали и выступали перед работниками завода. К примеру, многие до сих пор помнят визит Александра Абдулова и Леонида Ярмольника: красный уголок во время концерта был набит битком.

Посуду с таким рисунком вручали участникам Олимпиады-1980 в Москве: из Лысьвы ее в буквальном смысле везли вагонами | Источник: Тимофей КалмаковПосуду с таким рисунком вручали участникам Олимпиады-1980 в Москве: из Лысьвы ее в буквальном смысле везли вагонами | Источник: Тимофей Калмаков
Посуду с таким рисунком вручали участникам Олимпиады-1980 в Москве: из Лысьвы ее в буквальном смысле везли вагонами
Источник:
Тимофей Калмаков

Предприятие связано с историей не только нашей страны. Два года назад ЛЗЭП выкупил оборудование со знаменитого краковского завода — того самого, из фильма «Список Шиндлера». В годы Второй мировой войны Шиндлер спас более тысячи евреев, устроив их к себе на работу. Но в современных условиях завод эмалированной посуды Польше оказался не нужен из-за больших затрат на производство. Так что сегодня на модернизированных станках из Кракова создают лысьвенскую посуду.

При этом часть выпускаемой в Лысьве посуды поставляют в Польшу — для тех жителей, кто привык пользоваться именно эмалированной. Также в числе заказчиков Чехия, Германия и еще около двух десятков стран, включая Чили и Перу.

Интересно, что кое-где за рубежом эмалированная посуда относится к числу дорогостоящей. Когда ЛЗЭП презентовал свою продукцию на выставке в Индии, местные удивились: «У нас бедная страна, думаете, мы можем себе позволить такую посуду?»

Сувенирные кружки из Праги производят совсем не в Чехии, а на лысьвенском заводе | Источник: Тимофей КалмаковСувенирные кружки из Праги производят совсем не в Чехии, а на лысьвенском заводе | Источник: Тимофей Калмаков
Сувенирные кружки из Праги производят совсем не в Чехии, а на лысьвенском заводе
Источник:
Тимофей Калмаков
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления