11 апреля воскресенье
СЕЙЧАС +3°С

Пошаговая инструкция для начинающего предпринимателя. Часть 2: как назвать и зарегистрировать

Важно определиться, какая система налогообложения вам подходит

Поделиться

Название имеет большое значение: потенциальные клиенты должны выделять вас из множества других предприятий и организаций

Название имеет большое значение: потенциальные клиенты должны выделять вас из множества других предприятий и организаций

Поделиться

На прошлой неделе стартовал наш цикл материалов о важных моментах, которые нужно знать начинающему предпринимателю. В первом выпуске мы вместе со специалистами Пермской торгово-промышленной палаты разобрали, на что обратить внимание до регистрации ИП или ООО.

Сегодня определим, как не дать своему предприятию чужое название, как зарегистрировать ИП или ООО и выбрать систему уплаты налогов. Наши консультанты — юрист Пермской ТПП Владимир Халдеев и руководитель Центра интеллектуальной собственности Пермской ТПП Светлана Токмакова.

Шаг 5: выбрать название

На первый взгляд кажется, что в этом нет ничего сложного: решил открыть магазин молочных продуктов — назвал его «Молочное счастье» или просто «Молоко». На самом деле, нужно учесть немало нюансов.

Есть три вариации названия:

  • юридическое — его дают при регистрации в налоговой;
  • коммерческое — оно привязано к объекту недвижимости и может отличаться от юридического (условное ООО «Каштан» вправе открыть магазин «Телевизоры»), частично или полностью совпадать с ним;
  • товарный знак, которым маркируют продукцию или услуги.

Кроме того, еще используют понятие «фирменное наименование» — оно объединяет собственно наименование юридического лица и организационно-правовую форму (например, ООО или АО).

На вывесках, упаковке и в рекламе обычно используют коммерческое обозначение и товарный знак (о нем ниже). Главное — чтобы название не повторяло чужие фирменные наименования, коммерческие обозначения и товарные знаки.

Чтобы узнать, нет ли владельца у названия, которое вы хотите использовать, можно проверить его:

  • в ЕГРЮЛ (едином госреестре юридических лиц). Есть совпадение? Уточните, чем занимается другая организация с таким именем. Если деятельность схожа с вашей, такое название использовать нельзя;
  • в специализированном госреестре товарных знаков. Учтите, что за поиск в нем нужно платить. Если хотите сэкономить, можете воспользоваться одним из бесплатных сервисов в интернете, но в них информация может быть неполной или устаревшей;
  • обычным поиском в интернете. Общей базы коммерческих названий нет. Чтобы избежать дублирования, просмотрите рекламные объявления в интернете: нет ли предложений о продаже аналогичных товаров от компаний с придуманным вами названием;
  • обратившись к специалистам в области интеллектуальной собственности.

Использовать чужие товарные знаки и названия запрещено. Это касается и вывесок, и печатей, и оформления помещений. Если вы и официальный владелец названия ведете смежную деятельность, то за нарушение вас могут привлечь к административной ответственности с выплатой ущерба или компенсации, потребовать прекратить использовать название либо изменить его. При этом в расчет надо брать не только отдельный регион, но и всю страну.

Поделиться

— Представители малого бизнеса иногда думают, что крупные компании не заметят, если использовать их товарный знак, — поясняет Владимир Халдеев. — Но, как показывает практика, замечают даже минимальные элементы оформления. Обращаются в суды и взыскивают ущерб. Показательный пример — «Маша и Медведь». В Перми была целая серия дел в арбитражном суде — от владельцев этого бренда поступало по четыре-пять исков в день.

Обратите внимание: по закону правообладатель вправе требовать компенсацию до 5 миллионов рублей без доказательства причиненных ему убытков. Другими словами, владельцу товарного знака никак не нужно подтверждать, что он недополучил прибыль. Использовали чужой товарный знак в коммерческих целях — будьте готовы к искам.

Шаг 6: зарегистрировать предприятие

В первом материале мы писали, что подсчитать примерную выручку вы должны еще до открытия собственного дела. На этом этапе полученные цифры помогут вам определиться с организационно-правовой формой: будете ли вы самозанятым или ИП, организуете ООО (АО для начинающих не подходит из-за больших затрат).

Понимаете, что годовая выручка не превысит 2,4 миллиона рублей? Нет смысла регистрировать ИП или ООО. Вам стоит получить статус самозанятого. Для этого установите на смартфон или компьютер приложение «Мой налог» и зарегистрируйтесь в качестве плательщика НПД (налога на профессиональный доход).

Если у вас будет хотя бы один наемный работник или объем выручки превысит 2,4 миллиона, то нужно оформить ООО или ИП.

Чтобы зарегистрировать ООО, заполните заявление в налоговую и оформите решение учредителей о создании общества. Подготовить необходимые документы можно с помощью спецсервиса на сайте ФНС. В течение пяти дней после подачи заявления вам должны выдать свидетельство о госрегистрации.

Чтобы зарегистрировать ИП, заполните заявление (его можно найти на сайте ФНС) и отправьте его в электронном виде либо распечатайте и принесите в налоговую лично. Через пять дней вам должны присвоить статус ИП.

— Обратите внимание, что самозанятый может привлекать работника по договору, — говорит Владимир Халдеев. — Но только в том случае, когда выполняемая им работа никак не связана с деятельностью самозанятого. К примеру, вы как плательщик НПД шьете дома игрушки и продаете их. Если при этом у вас в квартире раз в неделю делает уборку нанятый специалист по клинингу, то на статусе самозанятого это не отразится. А вот если приходящий помощник помогает набивать игрушки, то это уже нарушение. В таком случае нужно регистрировать ИП.

Шаг 7: выбрать систему налогообложения

Все самозанятые платят НПД, который начисляют каждый месяц в зависимости от выручки: 4% от ее объема при сделке с физическим лицом, 6% — с юридическим. Учитываются только прошедшие сделки: после каждой продажи товара или услуги в приложении «Мой налог» вам нужно выставлять покупателю чек. Никаких кассовых аппаратов не требуется: чек электронный, при необходимости его можно распечатать на обычном принтере.

При регистрации ООО или ИП сразу подайте заявление о выборе системы налогообложения. В противном случае вас автоматически определят к общей системе, которая, как правило, малому бизнесу невыгодна. Подходящий налоговый режим выбирайте в зависимости от сферы деятельности, объема выручки и количества наемных работников.

  1. Патент (ПСН) выгоден, если выручка за год не превышает 60 миллионов рублей, а число наемных работников — не более 15. Многие представители общепита и торговли после отмены ЕНВД в Прикамье выбрали именно ПСН. Плата за патент зависит от вида деятельности и территории, где вы ее ведете. К примеру, Пермь относится к первой группе, так как здесь можно получить более высокий доход, а Юрлинский округ — к шестой. Соответственно, патент репетитора на год в Перми стоит 10 200 рублей, а в Юрле — 2600 рублей. В некоторых видах бизнеса плата зависит от количества наемных работников или площади помещений.
  2. УСН, или упрощенка, подходит, если у вас выручка до 150 миллионов рублей и до 100 работников. Можно выбрать один из двух вариантов: «доход минус расход» (если большие затраты — например, в торговле при закупке товаров) или «только доход» (если затраты маленькие, как у бухгалтера на аутсорсе).
  3. Единый сельхозналог (ЕСХН) — для производителей продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства и животноводства, если эта деятельность приносит свыше 70% дохода. Организации освобождаются от налогов на прибыль и имущество, а также НДС; ИП — от налогов на доходы и имущество физлиц, а также НДС.

Поделиться

Шаг 8: зарегистрировать фирменный логотип в качестве товарного знака

Главная задача логотипа — быть ориентиром для потребителя. Увидев товарный знак, люди должны сразу понимать, что это именно ваша продукция. Поэтому логотип должен быть оригинальным и понятным.

— Лучше отказаться от обозначений, состоящих только из простых геометрических фигур, линий и чисел, — говорит Светлана Токмакова. — А также из отдельных букв и их сочетаний, не образующих слово или оригинальную композицию. Не стоит использовать в обозначениях общеупотребимые названия товаров: «пельмени», «ламинат», «йогурт», «целлофан» и тому подобные. Или общепринятые термины и символы: «кафе», «проездной билет», научные и профессиональные термины. Не вписывайте в логотип характеристики товара: «вкусный», «экономно», «удачная покупка». Кроме того, обозначение не должно быть ложным, вводить в заблуждение относительно товара или его производителя.

На логотипе нельзя размещать изображения объектов культуры (даже схематические), официальные символы государств, органов власти и международных организаций. Обозначение не должно противоречить общественным интересам и принципам гуманности: к примеру, запрещены расистские лозунги.

Обратите внимание: логотип становится товарным знаком только с момента госрегистрации. Лишь после этого вы сможете предъявлять кому-либо претензии о его использовании. У одной организации или предпринимателя может быть несколько товарных знаков — они регистрируются в отношении определенных товаров и услуг. Правообладателем может быть юридическое лицо или ИП.

Шаг 9: отправить уведомление о начале ведения отдельных видов деятельности

— Многие об этом забывают, — отмечает Владимир Халдеев. — Между тем в 294-ФЗ прописано: если ваш бизнес относится к сфере торговли, оказания бытовых услуг, пассажирских перевозок и многим другим (полный список — в законе), о его старте нужно сообщить в уполномоченный орган — то есть в Роспотребнадзор, Ространснадзор или Федеральную службу по труду и занятости.

Шаг 10: изготовить печать

Юридическое лицо может вести деятельность без печати, если это прописано в его уставе. Не прописали? Значит, печать необходима. ИП вправе работать с печатью и без нее — на свое усмотрение. Самозанятые по умолчанию работают без печати, но если она есть, к ним не станут применять какие-либо санкции.

Из требований к самой печати в законе указано только, что нельзя наносить символы государственной власти РФ. По устоявшимся правилам, нужно как минимум указать название вашего ООО или ИП. Не стоит наносить логотипы, зарегистрированные кем-то другим в качестве товарных знаков, — это грозит вам судебными исками.

Поделиться

В следующем выпуске мы разберем, что нужно учесть при выборе наружного оформления торгового помещения и как продвигать свои продукты или услуги.

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...