В двух предыдущих выпусках нашего цикла для начинающих бизнесменов мы со специалистами Пермской торгово-промышленной палаты разобрали, что нужно продумать до запуска проекта, как зарегистрировать ИП или ООО и какую систему уплаты налогов предпочесть.
В новом материале выясним, какие моменты нужно учесть при выборе наружного оформления торгового помещения и как продвигать свои продукты или услуги. Консультировать будут юрист Пермской ТПП Владимир Халдеев и идеолог-руководитель проекта «Маркетинговая кухня» Пермской ТПП Анастасия Орзаева.
Шаг 11: оформить вывеску и вход
Если вы работаете не из дома, а арендуете помещение (или владеете им), то вам придется оформить вывеску, входную группу и уголок потребителя.
Вывеска должна быть небольшой, лаконичной, не отвлекающей на себя внимание (требования прописаны в приложении к Правилам благоустройства Перми). Хотите что-то, выходящее за рамки? Для начала придется разработать колерный паспорт (в Перми есть организации, которые предоставляют такую услугу). Можете объединиться с другими компаниями в здании — паспорт делается сразу на всё строение. Колерный паспорт нужно утвердить в городском департаменте градостроительства и архитектуры, после чего можно делать вывеску. При согласовании специалисты обращают внимание на район и тип дома. Если речь о районе с серыми панельками, то получить разрешение на крупные элементы проще, в зоне исторической застройки — почти невозможно.
На вывеске обязательно укажите наименование юрлица или ИП, можно добавить вид деятельности и режим работы.
— Вывески часто путают с рекламой, — комментирует Владимир Халдеев. — Но их согласуют разные органы. Наружную рекламу — в городском департаменте потребительского рынка. Улицы в Перми поделены на несколько категорий, в каждой из них можно устанавливать только рекламные конструкции определенных размеров. Нужно соблюдать закон о рекламе. Например, надпись «У нас дешевые лекарства» — это реклама, а не вывеска. Не ориентируйтесь на крупные сети и их наружную рекламу: у них все проверено и перепроверено юристами, а вы можете допустить какую-либо ошибку.
Входная группа. Понятие объединяет крыльцо, дверь и прочие элементы. У входа обязательна урна: из-за ее отсутствия можно получить штраф. Если у вас отдельный вход, необходима одна урна, если летнее кафе — две, объем каждой из которых не менее 30 и не более 100 литров (за несоответствие размерам также могут оштрафовать).
Очистку территории перед зданием владелец в договоре аренды обычно перекладывает на арендатора. Производить ее нужно ежедневно до восьми утра и после обильных снегопадов.
Ставить рядом со зданием столики, штендеры и другие конструкции можно только при ширине оставшейся части тротуара не менее трех метров. Если тротуар и без этого узкий (а для Перми это характерно), то выставлять что-либо наружу нельзя.
Необходимо обеспечить возможность входа инвалидов. Это может быть пандус (в том числе съемный), а если по каким-то причинам установить его нельзя, — просто кнопка для вызова сотрудника. То есть инвалид в принципе должен иметь возможность попасть в здание.
Уголок потребителя может быть оформлен в виде информационного стенда либо как папка с правовой информацией. Он должен находиться в доступном для потребителя месте и обязателен для изготовителей, продавцов товаров и исполнителей услуг. Даже для самозанятых, если они ведут работу с потребителями не на дому, — например, продают товары в арендованном помещении.
Шаг 12: разработать план продвижения
Если вы планируете зарабатывать на своем бизнесе (а иначе зачем это всё?), без рекламы и продвижения не обойтись.
— Маркетинговая стратегия включает анализ макро- и микросреды (то есть внешних и внутренних факторов. — Прим. ред.), SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон. — Прим. ред.), цели бизнеса и подробный портрет целевой аудитории, — говорит Анастасия Орзаева. — Затем необходимо разработать позиционирование (что отличает от конкурентов. — Прим. ред.) и фирменный стиль, сформировать медиаплан.
Где рекламироваться, выбирайте в зависимости от ваших целей и масштабов. Небольшой компании вполне хватит продвижения в соцсетях и одностраничного сайта — при условии, что разработан качественный фирменный стиль. Из социальных сетей сегодня лучший эффект дают Instagram и VK. К тому же именно в этих соцсетях люди чаще рекомендуют другим то, что понравилось. А если ваш продукт или услугу начинают хвалить клиенты, это в разы эффективнее любой рекламы.
В интернете есть множество бесплатных ресурсов для продвижения предпринимателей: конструкторы логотипов, готовые шаблоны сайтов (в том числе для интернет-магазинов), вебинары по обучению основам маркетинга и эффективному продвижению в соцсетях. Можно найти фрилансеров, которые за доступную плату разработают фирменный стиль и сайт, настроят интернет-продвижение.
Уточнение: если у вас большое предприятие, то этого будет мало, понадобятся комплексное продвижение и продуманная маркетинговая стратегия.
План продвижения в идеале необходимо разрабатывать в соответствии с маркетинговой стратегией, продуманной профессионалами. У начинающих бизнесменов свободных средств на это, как правило, нет. А точечное бессистемное продвижение не дает ожидаемой эффективности. Выходом может стать самостоятельная разработка стратегии — краткий план вы можете запросить в сообществе «Маркетинговая кухня» при Пермской ТПП.
— Обязательна омниканальность, то есть единая коммуникация с клиентами во всех каналах продвижения, — отмечает Анастасия Орзаева. — Часто бывает, что компания рекламирует товар в соцсетях с одним предложением, при переходе на сайт появляется информация о другой акции, а в самой компании говорят о третьей. Всё это — с разрозненными имиджами и рекламными сообщениями. Такого быть не должно.
Чтобы продвижение было наиболее эффективным, его стоит поделить на два направления: уже существующие и новые клиенты.
В обоих случах поможет внедрение современной СRM-системы (в переводе с английского СRM — это управление взаимоотношениями с клиентами). Это позволит делить клиентов по нужным вам категориям, настраивать таргетинг в соцсетях (то есть показывать рекламу только целевой аудитории), отправлять e-mail и сообщения в мессенджеры (важно, чтобы клиент дал согласие на обработку персональных данных).
Не стоит обходить вниманием и развитие личного бренда собственника или управляющего компании: он будет работать в том числе на имидж предприятия.
Затраты на продвижение закладывайте в виде фиксированной суммы. Этот показатель называют Advertising to Sales, его размер варьируется следующим образом:
автомобильная промышленность — хватит менее 1% от бюджета;
сеть розничной торговли — 2,5%;
бизнес-услуги — 3,5%;
развитие нового бизнеса — 5–7%;
продажа товаров повседневного спроса с коротким сроком реализации, или FMCG (мясо, молочные продукты, выпечка и прочие) — 8–10%;
фармацевтика — 20%.
В следующем выпуске нашего цикла материалов поговорим о госзакупках — как регистрироваться и искать подходящие аукционы. А также разберем типичные ошибки первых месяцев работы.