Недавно суд признал Meta* экстремистской организацией, ей принадлежат Facebook* и Instagram*. Пользоваться соцсетями всё еще можно, но жители России больше не могут покупать там официальную рекламу и пользоваться их символикой. Обе соцсети заблокированы на территории нашей страны. Некоторым пермякам блоги в Instagram* приносили доход, поэтому мы спросили, как блокировка изменила их жизнь и что они планируют делать.
Фитнес-тренер: «Здесь были 40 процентов продаж»
У Лайлы Джумахмадовой страница в Instagram* посвящена фитнесу и здоровому образу жизни, на ней девушка делится полезной информацией для читателей.
— Несомненно, блокировка Instagram* отразилась отрицательным образом, — говорит Лайла. — Если затрагивать тему финансовой части, в моем случае Instagram* был важным фактором. Условно Instagram* — моя визитка/лицо. Примерно 40% продаж выполнялось здесь и 60% — на основной работе (в тренажерном зале). Сейчас основной источник дохода — работа.
Блогер объясняет, что эта соцсеть ушла на второй план из-за невозможности развития и продвижения рекламы.
— Люди перестали часто заходить в эту сеть из-за нынешних ограничений, соответственно, статистика блога упала, а это: охваты, посещаемость, показы публикаций, рост подписок, — продолжает девушка. — Доход из Instagram* был для меня важен, и на его развитии я не останавливалась долгие годы.
Сейчас Лайла начала работать над развитием другой соцсети — «ВКонтакте», но отмечает, что разница между площадками огромная.
— Все-таки Instagram* — это часть жизни. Это не про «а вот этот человек здесь, а я вот тут», это уже больше про бизнес, про продажи, про развитие действительно классных и полезных блогов, — говорит пермячка. — Продолжать развивать Instagram* я, конечно, буду, я не думаю, что он уйдет насовсем из нашей жизни. Уж слишком долго он присутствовал с нами и много сил и ресурсов было потрачено на ведение блога. Я люблю свой блог, свою аудиторию и часто наблюдаю сама за интересными личностями. Развитие на нынешних ограничениях не прекратится однозначно.
Гастроэнтеролог: «Большие надежды мы возлагаем на Rossgram»
Пермский терапевт-гастроэнтеролог Александр Соболь начал вести свой блог в Instagram* примерно 5–6 лет назад. Чуть менее полугода назад начала расти активность среди подписчиков, когда в соцсети появились Reels (аналог ленты коротких видео из «ТикТока»), когда Александр начал взаимодействовать с другими врачами и устраивать с ними коллаборации.
— Я понял принципы Instagram*, понял, что нужно людям. И тогда я и большинство моих друзей-врачей начали активно продвигаться в Instagram*. <...> Instagram* был самой благодарной площадкой именно по врачебной деятельности, — рассказывает Александр. — Там была благодарная аудитория, подписчики, которые давали тебе и контент-план, условно говоря, и спорили с тобой, и соглашались с тобой. Это была действительно интересная площадка, где ты мог выкладываться на 100 500 процентов, так и было. Когда Instagram* закрыли, произошел спад везде. Активность в Instagram* в первое время закрытия сильно-сильно просела. Статистика ниже, чем было ранее. Где-то на 30–50%, даже, наверно, на 40–60% упали охваты, упали просмотры. Посты и Reels больше не набирают такую бешеную популярность. Все труды, которые ты вкладывал, сутками не спал, работал, старался, весь твой труд информационный сейчас приходится переносить на другие площадки. Благо есть куда. Я оптимист и верю, что быстро адаптируемся. Этому нас научил весь 2020 год.
Врач рассказывает, что до недавних событий запись к нему была занята на две-три недели вперед и более 90% его пациентов приходили из Instagram*. Сейчас число записанных пациентов стало меньше. Но Александр связывает это также с возобновлением плановых приемов в поликлиниках и увеличением доступности медпомощи. Сейчас в основном приходят пациенты, которые давно наблюдаются у врача, узнали о нём от знакомых или через те же соцсети, хотя поток стал меньше.
— Конечно же, события, которые происходят сейчас вокруг в медиа, IT-индустрии, они очень сильно будут отражаться на простых людях, на простых ребятах — таких, как я. Селебрити, конечно же, не пострадают, у них огромное количество каналов, спонсоров и масса возможностей поддержать себя и поднять свой финансовый уровень. У нас же такой возможности нет, — считает Александр.
Врачи-блогеры используют и другие соцсети: например, «ТикТок», но сейчас российские пользователи не могут загружать туда видео. И медицинское сообщество, говорит Александр, перешло во «ВКонтакте».
— Во «ВКонтакте» есть подобные механики, но у «ВКонтакте» совсем другая аудитория, которая не готова к такому масштабному обильному контенту, экспертному контенту, — говорит врач. — Часть людей действительно ушла за мной, за моими коллегами во «ВКонтакте», но часть осталась в Instagram*, часть вообще ушла из всех сетей, часть перешла в Telegram.
При этом гастроэнтеролог отмечает, что люди не особо активно идут в Telegram, и он не знает, с чем это связано.
— 2020 научил меня быть гибким к изменениям. На всех площадках просто физически невозможно появляться и делать разнообразный контент, — рассказывает Александр Соболь. — Надо еще когда-то жить, работать, учиться, с семьей быть. И конечно же, сейчас это подвешенное состояние удручает. Естественно, мы работаем все и в государственных клиниках, и в частных. Офлайн-прием никуда не делся, он продолжается.
Александр объясняет, что взаимодействовать с аудиторией и пациентами через соцсети было интересно, это стимулировало читать много литературы.
— А сейчас нам предлагают что: полностью перейти в офлайн. Грубо говоря, работать с утра до вечера (за маленькую зарплату) и не заниматься просветительской деятельностью — но не профилактика ли основа здоровой сильной и успешной нации?! Да, с Instagram* многие из врачей вообще ничего не получали, но, как мы знаем, врачами движет энтузиазм и, конечно же, принятие, одобрение со стороны пациентов, хорошие отзывы, — говорит гастроэнтеролог. — Есть еще много альтернатив, мы сейчас пробуем сервис от Яндекса «Яндекс.Кью» (сервис, где можно задавать вопросы и получать ответы. — Прим. ред.), «Яндекс.Дзен» (сервис, собирающий в одну ленту материалы, которые могут быть интересны пользователю. — Прим. ред.), но всё это не то. Большие надежды мы возлагаем на Rossgram (новая российская соцсеть. — Прим. ред.). Но все понимают, что Rossgram — это соцсеть, которая выходит только-только, что будут баги, глюки, как минимум первые полгода-год, и что приложение вряд ли будет работать нормально.
Фотограф: «Многие отказываются от работы с блогерами»
Фотограф Ольга Мальцева-Гладких ведет в Instagram* блог о фотографии, путешествиях и стиле. Она говорит, что ее заработок напрямую зависит от охватов и активности подписчиков.
— Многие люди ушли из Instagram*, кто-то принципиально не ставит VPN, а для кого-то это просто не имеет смысла, и, конечно, упали охваты, просмотры, что важно для моих рекламодателей, от которых я также получала определенный доход как блогер, — говорит пермячка. — Как для фотографа мне также важны просмотры и таргетированная реклама, которую я запускала и которую также заблокировали. Эти факторы повлияли на заказы на съемку, соответственно, я понимаю, что с блокировкой Инсты* многим людям не нужны теперь и фотографии, ведь все мы социально зависимы от мнения других, многим важно было сделать съемку и выставить в Instagram*, а сейчас значительно меньше стал спрос.
Instagram* помогал Ольге находить свою аудиторию, а за этим следовали и продажи. При этом свою страницу во «ВКонтакте» девушка никогда не забрасывала, но она не приносила доход так активно, как аккаунт в Instagram*. Но сейчас в ВК есть значительное число подписчиков и при разумном подходе и желании можно развиваться и там, говорит фотограф, хоть и отмечает, что аудитория этих двух соцсетей отличается.
— В любом случае я не покину Instagram*, буду здесь, но уже больше наблюдателем. Хотя есть еще рекламодатели, которые готовы сотрудничать, но не всех устраивают охваты и многие отказываются от работы с блогерами, — говорит фотограф. — А в ВК сейчас поле непаханое, просто надо понять основные принципы и начать всё с нуля, ведь порой даже начать с нуля — очень интересно.
Но не на всех блокировка Instagram* сказалась отрицательно. Наш читатель Михаил, например, рассказал, что у него есть бизнес-страничка рекламной компании.
— Я давал рекламу [в Instagram*] для расширения и большего охвата аудитории. Доход Instagram* напрямую не приносил. Бизнес-аккаунты есть во всех соцсетях, но по опросам лучше всего работает сайт. [Блокировка Instagram* на меня] никак не повлияла. И бизнес, и личную странички буду вести. Последствий не ощутил никаких, — говорит Михаил.
В начале марта «ТикТок» заявил о приостановлении своей работы в России. Это значит, что российские пользователи не могут вести прямые эфиры и публиковать новые видео. Мы пообщались с пермскими тиктокерами и узнали, снизилось ли у них число подписчиков и перешли ли они в другие соцсети.
* Деятельность запрещена в РФ.