Мебель, спортивная одежда, модные гаджеты и предметы личной гигиены ушедших из России известных иностранных брендов — наиболее важная для россиян в повседневной жизни продукция. При этом 81% россиян готовы пользоваться российскими аналогами ушедших с рынка международных брендов и компаний. Таковы результаты опроса, проведенного банком «Открытие» и УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).
Опрос проводился 12–18 апреля методом онлайн-интервью. Было опрошено 1000 мужчин и женщин в возрасте от 18–65 лет по всей России (структура выборки отражает население городов численностью от 100 тысяч человек).
Среди иностранных брендов, уход которых для них наиболее критичен (открытый вопрос, можно было давать более одного варианта ответа), россияне чаще всего называли IKEA (27%), Adidas, Apple, Procter & Gamble и Nestle (по 14%). От 10% до 13% опрошенных выразили беспокойство за ограничения в работе с Россией ASUS, McDonald’s, Sony, Coca-Cola, Volkswagen, Danone, Disney, L'Oreal. Лишь 13% заявили, что для них не критичен уход из России любой иностранной компании.
При этом 59% россиян в целом положительно относятся к уходу с российского рынка известных международных компаний. По мнению 35% из них, Россия легко сумеет заместить товары и сервисы этих брендов своими. Еще 24% заявили, что не пользовались их услугами.
Приобрести ценные бумаги российских компаний можно на бирже через брокерский счет «Открытие Инвестиции».
21% отнеслись к уходу международных компаний из России отрицательно, считая это неоправданным. Еще 20% объяснили свое отношение тем, что им будет не хватать товаров и сервисов ушедших компаний.
Большинство поддерживает национализацию предприятий и магазинов, покинувших Россию иностранных компаний, но по принципиально разным причинам. 47% полагают, что это позволит сохранить рабочие места. По мнению 23%, национализация должна стать наказанием за отказ работать в России. Больше всего сторонников национализации на Урале (80%), меньше всего в Москве и Московской области (59%). 18% против национализации, чтобы дать возможность ушедшим иностранным компаниям вернуться в Россию. Еще 13% считают национализацию нарушением закона.
64% опрошенных готовы пользоваться российскими аналогами известных международных брендов в случае, если будут довольны качеством продукции. Еще 17% готовы делать это из-за желания лично поддержать отечественный бизнес.
ПАО Банк «ФК Открытие»