За историей любого устойчивого предприятия стоят уникальные люди. Вы слышали о таких. Именно их волевые решения привели бизнес к успеху, а о том, сколько энергии и сил они в это вложили, можно слушать часами. Пермская сеть ювелирных салонов «Аметист» — как раз такой случай. 70 лет этот бизнес развивался, попадал в непростые ситуации, формировал надежную команду. И всё это под зорким руководством одной семьи. С 1969 года директором магазина была Нина Чхеидзе, а с 2013 года, после ребрендинга и расширения, управление сетью салонов полноценно взяла на себя ее дочь Лиана Шайгазамова. О том, как это было, лучше узнать из первых уст.
Из деревянной одноэтажки на главную улицу города
«Аметист» сегодня — это известная каждому пермяку сеть салонов с самой долгой ювелирной историей в Пермском крае. Отделы этого бренда с 2018 года открылись в пяти крупных торговых центрах Перми и Березников.
Однако свою жизнь «Аметист» начал в 1952 году как небольшой салон в маленьком деревянном здании. Это было единственное место в городе, где пермяки могли позволить себе приобрести нечто диковинное и ценное. А вот в 1970-м он уже получил свою нынешнюю прописку — на Комсомольском проспекте, 58. Коренные жители Перми уже и не представляют, что когда-то его здесь не было. Теперь это центральный салон ювелирной сети.
За год до переезда в самое сердце города, в компанию учеником продавца пришла молодая 19-летняя работница завода АДС Нина Чхеидзе. Через 4 года после прихода она стала заместителем заведующей магазина, а потом и директором.
Перестройка, заработанное имя, приход конкурентов
— 40 лет правильные решения Нины Александровны помогали сохранять компанию в трудные периоды, — говорит директор сети Лиана Гурамовна. — Ее вклад в этот бизнес невозможно измерить, а времена, в которые она была директором, пережил мало какой предприниматель.
В перестройку магазин столкнулся с невиданным покупательским спросом. Люди буквально дежурили у входа и внутри салона, ожидая, когда товар «выкинут» на прилавки.
— Признаться честно, иногда даже было страшно. Когда что-то появлялось в продаже, наших продавцов буквально с ног сносили, девочек вместе с витринами к стенам прижимали, — вспоминает Нина Александровна.
Потом пришла череда дефолтов и выбила из колеи простых граждан и предпринимателей.
— С 1995 года пришлось начать сначала, — откровенно рассказывает директор. — Остаться на плаву могли попробовать только те, кто к тому моменту успел заработать себе честное имя, иначе просто невозможно было договориться с партнерами. Благодаря только доверительным отношениям поставщики давали нам товар под реализацию без предоплаты.
Безупречная репутация Нины Александровны помогала во многих подобных вопросах. На доверии и связях, построенных ею за почти 30 лет, «Аметист» тогда выстоял. Но сама бывший директор признается, что все кризисы до этого момента и после преодолевались еще и с помощью собственных вложений в золото.
— Даже личные средства я всегда направляла в драгоценные камни, металлы и украшения. Это так же надежно, как инвестировать в недвижимость: наличные, которые всегда можно пустить в оборот.
Хотя совсем критичных точек в ведении бизнеса на ее памяти не было. Даже в конце 90-х, когда на пермский рынок зашли их первые конкуренты, таковыми «Аметист» их не считал. Маленькие ювелирные магазинчики не представляли опасности. С настоящими конкурентами они столкнулись, когда в Пермь зашли федеральные ювелирные сети и когда управление компанией уже перешло в руки ее нынешнего руководителя Лианы Шайгазамовой.
— Да, скрывать тут нечего. Они попытались нас прижать ассортиментом и своей ценовой политикой. С их появлением даже произошел небольшой отток клиентов и снизилась покупательская активность, — констатирует Лиана Гурамовна. — Но количеством и ценниками взять не получилось, качество страдало. Люди часто стали сталкиваться с браком, и наш покупатель вернулся.
Она с разочарованием в голосе признает, что прежний покупатель был более разборчив, поэтому «Аметист» и прожил такую долгую жизнь. Раньше украшения для людей были ценными вложениями, семейной реликвией, они передавались из поколения в поколение, а сейчас такие традиции остались лишь в редких семьях.
В ассортименте «Аметиста» есть и украшения среднего ценового сегмента, но сеть не отступает от качественных украшений с крупными камнями, чистыми бриллиантами и драгоценными металлами. Во многих ювелирных салонах в большинстве своем в продаже пустотелые украшения (облегченное золото, которое с целью экономии веса и удешевления внутри делается полым), что отражается на качестве изделия. В украшениях утратилась и ценность цельного камня — их собирают по новым технологиям из множества мелких, но покупателя это не смущает.
Протест против агрессивного маркетинга и текучки
Но явный ответ такой конкуренции компания давать не собирается. Их позиция простая:
— «Аметист» — честный продавец без агрессивного маркетинга, нацеленный на выстраивание долгих отношений с покупателем, мы продолжим работать именно так — без навязывания своей продукции, настырных СМС и спам-форматов рекламной активности.
Такое же ненавязчивое мягкое отношение руководства направлено и к членам команды «Аметиста». По мнению директора, этот факт тоже помог их ювелирному бизнесу остаться на плаву.
— Многие пришли к нам молоденькими девчонками работать и отсюда ушли на пенсию. Здесь никогда не было текучки кадров. Свой костяк сотрудников был образован в течение многих лет, и даже сейчас, когда большинство старожилов отправились на заслуженный отдых, у нас работает 6 человек, чей стаж в «Аметисте» составляет уже более 20 лет.
Даже пандемия не стала камнем раздора для этого коллектива.
— Мы весь персонал сохранили во время вынужденного закрытия, — говорит Лиана Гурамовна. — Отправили, конечно, всех в оплачиваемый отпуск по договору, но никто не ушел. А как уйдешь из семьи?
Любовь к украшениям — дело семейное
Про преемственность и семейность бизнеса Лиана Гурамовна знает лучше многих. Сейчас она руководитель сети «Аметист», но совсем ребенком она приходила сюда вместе с мамой. Пока та решала важные вопросы, маленькая Лиана старалась запомнить названия всех драгоценных камней и играла среди витрин. Да, Лиана — дочь Нины Александровны. Вот уже почти 10 лет, как она переняла бразды правления брендом в свои руки, однако его частью она стала задолго до этого.
— Директором я стала в 2013 году, но присоединилась к семейному бизнесу гораздо раньше, — вспоминает Лиана Гурамовна. — Хотя изначально я хотела выбрать другой путь. Окончила юрфак по наводке родителей. Но даже эти знания я принесла сюда, в «Аметист».
Сначала она занималась в компании кадровыми и юридическими вопросами, но вскоре сама не заметила, как начала разбираться и принимать участие в подборке изделий для продажи, собеседовании молодых специалистов. Тогда-то она и поняла, что юриспруденция — немного не то, от чего горят глаза, и получила диплом специалиста по управлению персоналом и диагноста драгоценных камней и металлов в Пермском политехе.
Сейчас она мечтает, что ее дети тоже переймут наследственный бизнес. У Лианы двое сыновей-близнецов.
— Мне бы очень хотелось, чтобы хотя бы один из них так или иначе пришел к тому, что хочет быть частью всего этого, — откровенничает молодой управленец. — Пусть не сразу, как я и сама это сделала, но всё же. Мечтаю, что мы все вместе отпразднуем успешное 100-летнее пребывание «Аметиста» на пермском рынке. Это был бы чудесный памятный день.
Такая сентиментальность со стороны руководства ничуть не удивляет, ведь эта семейность перенесена даже в позиционирование бренда. Основные ценности компании — это драгоценные моменты их покупателей. Чаще всего к ним приходят с «событием», поэтому главная цель сети салонов — быть рядом в важный момент и не подвести. Это с их украшениями мужчины делают предложение, на которое хотят услышать «да», создаются крепкие семьи и рождаются добрые традиции.
Поддержка культурного наследия региона
Еще большую душевность бренд «Аметист» приобрел, когда приобщился к местным инициативам. Последний год компания активно поддерживает социальные проекты региона, нацелена на популяризацию культурного наследия Пермского края.
В рамках фестиваля «Новые Имена» Дениса Мацуева, к примеру, ювелирному салону удалось посотрудничать с краевой филармонией. Лауреатам премии из Перми «Аметист» отлил на заказ памятные серебряные ноты вручную. И хотя сами они не производители, им хотелось удивить и порадовать молодых музыкантов.
Их также можно увидеть в числе партнеров местных театров, фестиваля уличной культуры «Герои Улиц» и среди участников совместных онлайн-проектов с танцевальной студией Funky Family.
На счету «Аметиста» также поддержка спортсменов на чемпионате Пермского края по сноуборду среди женщин и праздничном заезде на лыжах и сноуборде среди женщин, который прошел на Такмане.
В планах сети салонов продолжить поддержку социокультурных проектов Прикамья. Компания нацелена на развитие и плодотворное сотрудничество с администрацией Перми и объектами культуры края.
Сеть ювелирных украшений «Аметист»:
сайт: ametist-perm.ru;
телефон: +7 (950) 466–15–96;
shajgazamova@mail.ru.
Адреса салонов:
Пермь, Комсомольский проспект, 58;
Пермь, ТРК «Планета», шоссе Космонавтов, 162Б, 1-й этаж;
Пермь, ТРК «Столица», улица Мира 41/1, 1-й этаж;
Пермь, ТЦ «Астраханский», улица Маршала Рыбалко 41а, 1-й этаж;
Березники, ЦУМ, улица Пятилетки 41, 2-й этаж.