Этой осенью в Перми откроются первые магазины модной сети Жизньмарт. В уютных залах нет кассиров и очередей, а выбирать продукты легко: в каждой категории представлены только самые-самые: от молока и фруктов до супов, горячего и десертов с натуральным составом. Профессиональный бариста готовит посетителям ароматный кофе: удобно взять с собой или посидеть за столиком. Также гостям предлагают много бесплатных фишек: хочется выпить стакан воды со льдом в жаркий день, нужно подзарядить телефон или забежать в туалет — пожалуйста, даже покупать ничего не обязательно. Впрочем, отсюда мало кто уходит с пустыми руками.
Необычный формат горячо полюбился сначала в родном Екатеринбурге, а сегодня активно завоевывает всё новых поклонников в разных городах России. Более того, сейчас ведутся переговоры с Казахстаном и полным ходом готовится к открытию первый Жизньмарт в Дубае. Как удается масштабировать продукт, не теряя при этом в качестве и сохраняя доступные цены, рассказал основатель и идейный вдохновитель сети, уральский бизнесмен Иван Зайченко.
Жизньмарт — уральская сеть продуктовых магазинов, основанная предпринимателем Иваном Зайченко. В России уже работают по франшизе 142 магазина в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Уфе, Челябинске, Тюмени, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Верхней Пышме. В 2023 году Жизньмарт выходит в новые регионы: Пермь, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, в планах — Казахстан. Также готовится к открытию первый магазин в Дубае.
— Иван, одна из фишек Жизньмарта — вместо огромного ассортимента предлагать покупателям лучший продукт в своей категории. Насколько строго проходит отбор?
— Перед запуском в каждом новом регионе мы ищем поставщиков и проводим дегустации: берем и сравниваем одну и ту же позицию от разных производителей. Потому что если пробуешь отдельно какой-то продукт, то не понятно, вкусный он или невкусный. Но стоит взять два или несколько похожих для сравнения — обычный-то человек так не делает никогда — сразу видно, какой лучше.
Мы бракуем очень много продуктов. Перед запуском первых магазинов в Санкт-Петербурге дегустировали около 200 блюд от 12 разных фабрик, и из всего объема понравилось лишь 3%, примерно так же сейчас происходит и в Перми, и в Дубае. В итоге вместе с поставщиками дорабатываем, улучшаем, чуть ли не новые рецептуры создаём.
— В Перми планируете добавить в ассортимент какие-то местные блюда, которых нет в других городах?
— Посмотрим, в Уфе это не сработало: на старте мы добавили национальные блюда, которые местные очень любят, но у нас их не покупали вообще, от слова совсем. Так что решили фокусироваться на стандартном ассортименте, который уже полюбился в других городах: селедка под шубой, борщ, щи, финская уха… Да, у местных фабрик наверняка будут какие-то хиты, будем их заводить, возможно, даже перекидывать из одного города в другой лучшие ингредиенты и продукты. Это и сейчас уже происходит: в Уфе нашли хороший чак-чак и начали возить во все регионы, в Челябинске морсы классные, раскатываем их по всей сети.
— А из Дубая потом планируете что-то везти в российские магазины? Может быть, восточные сладости?
— Сладости в Дубае — отдельная боль. Казалось бы, арабы очень любят сладкое, но здесь очень мало хорошей кондитерки. Выглядит-то всё красиво, но на вкус — у нас гораздо лучше делают. Та же пахлава — в Екатеринбурге она просто сумасшедше прекрасная, вот что в Турции попробовать, что у нас на Урале…
Вообще, Россия очень мощна продуктом, и сейчас я особенно остро понимаю, насколько у нас всё развито. Российские предприниматели в этом плане очень сильные.
— Значит, наоборот — будете привозить российские продукты в Дубай?
— Да, и особенно приятно видеть интерес у поставщиков. Для них ведь это тоже круто: ты небольшой производитель, Жизньмарт у тебя первый существенный клиент — и тут вдруг предложение не только по России, но еще и в Дубай поставлять. Для многих это такой амбициозный скачок. Конечно, здесь есть ограничения: замороженную, охлажденную продукцию с трех- или пятидневным сроком хранения нам не привезти. Так что всё свежее, типа молочки, мяса или зелени, приходится искать у местных поставщиков.
— Легко найти подходящих?
— Первое время было сильное разочарование, казалось, что в Дубае все какие-то недисциплинированные. Дело в том, что здесь другая культура и бизнес-этикет, не принято говорить «нет». И первые поставщики, с которыми мы общались, сначала говорили: «Да-да, всё решим, перезвоним через неделю». Мы ждем — никто не перезванивает, мы спрашиваем снова и снова — и целый месяц слышим, что люди заняты, не успевают. А мы пока не поняли, в чём дело, даже ездили к ним, подарки какие-то приносили… На нас, наверное, смотрели, как на сумасшедших. Но в итоге нашлись поставщики, которые готовы сотрудничать, сами приезжают, привозят товары на дегустацию.
— В российских городах запуск новых магазинов за четыре с лишним года отлажен до мелочей, а как за рубежом?
— В Дубае всё оказалось гораздо сложнее и интереснее, чем мы предполагали в самых страшных снах. Очень много согласований: от планировки и расстановки мебели — до каждой надписи на вывеске. Даже количество света нужно согласовывать: владелец помещения может сказать тебе, что лампочки слишком яркие, давайте потусклее — это всё отнимает много времени.
В чём-то здесь даже проще: в Дубае нет онлайн-касс, стоят обычные чекопечатающие машинки. Зато агрегаторов доставки — около 16 штук, и с каждым нужно интегрироваться. Плюс трудности перевода: арабский ведь читается справа налево — и нам нужно отзеркалить и приложение, и сайт, поменять местами меню, логотипы, полностью перевести все интерфейсы… Работа предстоит серьезная.
— Открытие в Дубае еще нескоро?
— Изначально планировали на 1 августа, причем если мы не успеваем, то по договору должны выплатить собственнику помещения штраф, это около 23 тысяч рублей за день (!) просрочки. Сейчас договариваемся о переносе сроков, но в этом году точно всё запустим.
— Сотрудников будете искать на месте — или перевозить из России?
— Из России, это уже точно решено. Во-первых, хочется дать ребятам шанс: люди по 10 лет учили английский язык, посвятили год или два работе у нас — пусть у них будет возможность переехать в другую страну, поработать, может, даже открыть свой собственный магазин. Второй момент: мне очень важно, чтобы сотрудники приехали уже с опытом работы в Жизньмарте, чтобы сформированная в Екатеринбурге культура перебралась в Дубай, потому что здесь, конечно, с этим всё по-другому…
— В чём разница?
— Местные настороженно относятся к готовой еде в упаковке. Здесь очень высокие температуры, под 45 градусов. Даже в 11 вечера выходишь, вроде солнца уже нет, а духота невероятная. И в магазинах очень легко купить испорченные продукты. Готовую еду здесь привыкли брать на раздаче, чтобы при тебе ее ложкой накладывали. Да, ее могли приготовить 2–3 дня назад, но многим кажется, что это всё только что сваренное, горячее и свежее. Будем развеивать эти мифы и бороться с предрассудками.
— А вкусовые предпочтения отличаются от российских?
— Да, здесь в основном индийская кухня, в еде очень много специй — и просто безумное количество риса. Какая-нибудь чикен тикка — это полкило риса и граммов сто курицы. Люди тут вообще привыкли порции по полкило покупать. Мы когда привезли для образца наш российский боксик, тут посмеялись и сказали, что нет, мы даже смотреть на такое не будем, нам надо, чтобы целая кастрюля была. Так что для Дубая делаем большие боксы.
— А что по ценам, Дубай ведь один из самых дорогих городов мира?
— Как ни удивительно, люди здесь безумно чувствительны к цене, я бы даже сказал, больше, чем в России. Может показаться, что Дубай супербогатый город, где все миллионеры. На самом деле 60–70% людей приехали из бедных стран и живут просто за гранью добра и зла.
Будем ориентироваться максимально широко. Мне очень хочется, чтобы и люди с высоким достатком могли оценить комфорт и качество еды — и сильно удивиться ценам. И чтобы простые рабочие ребята спокойно зашли и купили всё, что им нужно.
— В дальнейшем в Дубае будет сеть магазинов?
— Конечно, ведь один магазин в жизни не окупит всю команду, которая здесь работает. Мы пока даже не рассчитываем выйти в плюс, надеемся показать просто более-менее нормальные цифры — и дальше уже открываться по Дубаю.
— В России магазины окупаются быстро?
— Да, из крупных городов у нас разве что Уфа достаточно сильно западала на старте, но теперь тоже вышла в плюс. В Санкт-Петербурге показатели на общем фоне не самые впечатляющие, но мы планируем открывать здесь больше магазинов: чем шире будет сеть, тем проще будет договариваться с поставщиками, налаживать доставку и увеличивать выручку.
«Зачем с нами конкурировать? Не вижу смысла тратить 50–100 миллионов на создание такого же формата, если проще взять франшизу и расти вместе с нами»
— У себя на родине, в Екатеринбурге, Жизньмарт уже есть практически в каждом квартале…
— Да, и теперь мы открываем магазины по всей области. Недавно запустили магазин в Первоуральске — это городок с 114 000 населения, и там просто какие-то сумасшедшие выручки, мы прямо не ожидали, сами были в шоке. Сейчас партнер отчаянно бегает по всему Первоуральску и ищет еще одно помещение.
Всего в Перми планируется открыть 20 магазинов Жизньмарт большого формата и 26 магазинов мини. Как минимум 4–5 точек начнут работу до конца 2023 года. Уже известны первые адреса:
Островского, 74;
Луначарского, 34;
Революции, 50;
Ленина, 60.
— Когда сеть только появилась, формат был в новинку: самообслуживание, посадочные зоны, настоящий кофе, натуральные местные продукты... Конкуренты до сих пор не изобрели ничего подобного?
— Думаю, повторить подобный формат было бы крайне сложно. Во-первых, это очень большие инвестиции. Один магазин себя точно не окупит никогда, нужно открывать огромную сеть, держать управляющую компанию. Во-вторых, это очень скрупулезный труд, мы все-таки работаем на собственной IT-системе, а это большие вложения в разработку, аналитику, построение процессов. Так что каких-то сильных конкурентов в регионах, которые бы прямо костью в горле вставали, мы пока не замечали.
Да и зачем с нами конкурировать? Мы же открыты для сотрудничества: пожалуйста, берите франшизу и открывайтесь. Мы даём достаточно много зарабатывать партнёрам, и не вижу смысла тратить 50–100 миллионов на создание такого же формата, если проще взять франшизу и расти вместе с нами.
Хотите узнать, как Жизньмарт запускает магазины в новых регионах, как выбирает крутые локации, ищет и обучает персонал? Подпишитесь на телеграм-канал по франшизе (18+).
Также все подробности и ответы на вопросы о франшизе магазинов Жизньмарт можно узнать на сайте и по телефону +7 912 044-89-64.
ООО «Кушать Надо Вкусно и Полезно, а Не как Сейчас в Магазинах. Франчайзинг», lifemart.ru
Юридический адрес: Екатеринбург, ул. Малышева, 109а, пом. 17, ОГРН 1206600044243.