
В качестве примера женщины-грамотного управленца Мария Огарева привела Екатерину Великую
В Перми на женском бизнес-форуме «ПредприниМАТЬ!» выступила федеральный эксперт Мария Огарева. Она рассказала о роли женщины в истории, а также об особенностях женской психологии при управлении бизнесом. Мы побывали на лекции и рассказываем подробности.
Женский бизнес-форум «ПредприниМАТЬ!» прошел в Перми в шестой раз. Неизменным хедлайнером мероприятия стала Мария Огарева. Бизнес-тренер основала свою школу «Практической психологии управления».
О важности женского и мужского начала для управления
Мария Огарева рассказала, что еще в детстве узнала — ее фамилия имеет древние славянские корни и происходит от птицы «огарь».
— В давние-давние времена у нас все божества были двоедины. Обязательно у мужского божества было своё женское божество. Ключевой бог славян Пир был не один, оказывается, у него была жена Огарь, — рассказала Мария. — И если Пир создал все сущее, то его любимая жена-утка Огарь родила всех людей, потом родила всех зверей. Все живое воплотила эта великая птица. И в честь нее существует моя фамилия.
Мария рассказывает, что это впечатлило ее в семь лет и с тех пор она изучает роль женского начала в истории. Интересно, что уточка как символ великой матери встречалась у многих народностей в России. В виде нее дома делали солонки, а также помещали уточку в центре жилья как оберег.
— Женское начало очень долго почиталось у нас на Земле. Неважно, какие были народы, неважно в какой части света, но оно всегда почиталось. И в почитании женского начала развивалась гармоничная суть общества. Максимальный расцвет любого государства был тогда, когда почиталось помимо мужского начала еще и женское начало, — рассказала Мария Огарева.
Кто должен быть во главе компании
Постепенно от истории Мария Огарева перешла к тому, что женщины при управлении бизнесом должны использовать свою «мягкую силу», то есть присущее им милосердие и любовь. Примером такого руководителя, например, была Екатерина Великая. По мнению Марии, она была своего рода «матушкой», за которой все шли. А еще она внедрила человеческий подход к подчиненным, который работает до сих пор.

В зале были и мужчины, которые откликались на вопросы эксперта
— Ключевой мотивацией в управлении в период с 2025 по 2035 годы будут две вещи. Первое — это авторитет руководителя и вторая — человеческий подход к подчиненному. Если мы не организуем эти две вещи, коллектив не будет держаться с нами, — пояснила со сцены бизнес-тренер. — Наши с вами подчиненные пойдут не туда, где деньги, они пойдут там, где перспектива. А перспектива будет там, где сильнейший лидер, который через мягкую силу организовал человеческое отношение к своим подчиненным.
Мария Огарева рассказала, что советует топ-менеджерам мужчинам привлекать на руководящие должности и женщин. Тогда мужчина займется стратегией, структурой, финансами. А женщина, например, работающая директором по персоналу — будет обо всех заботиться.
— И наоборот: я рекомендую девочкам, которые всех объединяют, всех с ложки кормят, но навести порядок вокруг себя не могут — вы возьмите себе замом мужика. Он составит структуру, сможет ее держать. Даст мужское начало, — объясняет Мария Огарева. — Это именно Екатерина Великая вывела принцип, что она женщина, а за ней стоят мужчины, которые держат ее власть жесткими мужскими руками.
Также бизнес-тренер рассказала о важности любви к работе. Свою работу должен любить и предприниматель-управленец, и его подчиненные. Те, кто любит свою работу, будут в ней преуспевать.
— Здесь очень хорошо подойдет принцип Королёва: отобрать лучших и способных, позволить им делать то, в чем они максимально проявляют себя. И убрать у них все социальные нужды. Вот это успех, — сказала бизнес-тренер.
Ваша компания — это вы и есть

Мария Огарева говорит, что по компании может составить портрет владельца
Также Мария обратила внимание, что по тому, как работает компания и как в ней все устроено, она может составить примерный портрет руководителя.
— Мы с вами — то, что происходит в нашей с вами компании. Все, что происходит в компании — отражение истинного я. Если вам что-то не нравится в вашей компании, подумайте об этом, и в первую очередь, это надо будет изменить в себе. Ваша компания — это вы и есть, — говорит Мария Огарева.
У сотрудников должен быть четкий функционал
Также бизнес-тренер настоятельно посоветовала не дружить со своими подчиненными, так как они находятся в зависимом положении. При этом в коллективе должна быть высокая культура взаимоотношений, индивидуальная система роста и развития и авторитет у руководителя.
— Для каждого сотрудника должна быть понятная система функционирования. Сейчас, для компаний с которыми я работаю, один простой функционал расписывается примерно на 18 листов, чтобы четко встроить человека в компанию, — рассказывает эксперт. — Когда человек приходит к вам на работу и у вас полностью расписан функционал, ему можно в течение одного дня объяснить правила игры. Человек знает, через какие инструменты он это делает, с кем и почему.
Четко расписанная функциональная карта позволяет сотруднику быстро адаптироваться, а также в сжатый срок понять, будет он тут работать или нет.
— Обязательный принцип, который должен быть в вашей компании — халявы не будет. Просто так на тебя ничто не свалится, но можно всегда заработать и через хорошую работу в вашей компании можно двигаться, расти и развиваться. Это обязательно. В вашей компании обязательно должна быть культура уважения к труду и любовь к труду. И, соответственно, вы всегда должны уметь ставить задачи на перспективу развития, — говорит эксперт. — Важно, чтобы сотрудники понимали: «Хорошо будет компании, хорошо будет мне».
Также бизнес-тренер отметила, как важно уважать человеческое достоинство. При этом зачастую именно достойная оплата труда становится таким мерилом.
— Тот, кто вкладывает больше, должен больше и получать. Часто бывает так: кто везет, на том и везут. Но почему-то забывают ему за это платить. И, соответственно, когда человек уже устает от того, что он работает без выходных, вкладывается в компанию, а получает как все остальные, он уходит. И вы понимаете — как будто пять человек ушло, — рассказывает Мария Огарева. — И на место этого человека надо брать даже не пять, а десять сотрудников. И еще десять окладов туда вкладывать, понимаете? Каждый сотрудник должен внутри понимать: «мне здесь хорошо». Если каждый ваш подчиненный сотрудник будет получать это ощущение, люди будут работать с вами всегда.
Организаторами форума «ПредприниМАТЬ!» выступили Пермское региональное отделение «ОПОРА РОССИИ» и бизнес клуб «Деловая жизнь». Идейный вдохновитель форума — председатель Пермского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», владелица Научно-производственной «Камской химической компании», Президент бизнес-клуба «Деловая жизнь», координатор проекта «Предпринимательство» Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Пермском крае Ирина Южанинова.
Ранее мы рассказывали про хозяина легендарного пермского бара «13/69». Оказывается, Василий Захаров хотел работать в полиции, а в 50 лет стал папой в пятый раз.