23 сентября глава СУ СКР Прикамья Сергей Сарапульцев совершил самоубийство, мужчину нашли в его доме. После этого СК РФ инициировал доследственную проверку по факту его смерти. На следующий день — 24 сентября — федеральное издание «Коммерсантъ» выпустило статью, в которой сообщалось, что Сергей Сарапульцев первую попытку суицида совершил в 2020 году, а причиной трагедии, возможно, стало скрытое психиатрическое заболевание. Также издание сообщало, что в анализах погибшего есть следы этилового спирта. Редакция 59.RU обратилась в СК РФ с официальным запросом (дважды) прокомментировать изложенные факты в упомянутой статье.
Напомним, 23 сентября в Пермь приехал глава СК РФ Александр Бастрыкин и провел совещание по факту расследования стрельбы в ПГНИУ, в результате которой погибли 6 человек. На нем присутствовал руководитель СУ СКР Прикамья Сергей Сарапульцев — и в этот же день он покончил с собой. Как позже сообщило издание Baza, совещание было напряженным.
— Как отмечают источники Baza, присутствовавшие на совещании, Бастрыкин «разнес Сарапульцева, как мальчишку», — писала Baza. — Во время разговора с главой СУ СКР Бастрыкин на глазах подчиненных фактически обвинил его в произошедшем в ПГУ, заявив, что всему виной стала плохая работа местных следователей.
После этого в федеральном «Коммерсанте» от 24 сентября 2021 года вышла статья под названием «Пожил достаточно». В ней издание сообщало, что «улетая в Москву, господин Бастрыкин тепло попрощался с коллегами, в том числе с полковником Сарапульцевым, пожав ему руку».
— Последний, очевидно, учитывая, что основной объем работы теперь на москвичах, устроил ужин с ближайшим окружением, на котором было выпито немало спиртного, — писал «Коммерсантъ». — На следующий день совещание с участием полковника Сарапульцева вел уже генерал Габдуллин, которого подчиненные называют весьма спокойным и интеллигентным человеком. Опять же, по данным источников «Ъ», обошлось без нагоняев — следователям и оперативникам просто раздали поручения, заслушав их доклады о проделанной работе. Вскоре после этого совещания полковник и отправился на обед, с которого не вернулся. В его крови и моче нашли следы этилового спирта.
Издание сообщило, что причиной трагедии, возможно, могло стать «скрытое психиатрическое заболевание» у Сергея Сарапульцева.
— Уже установлено, что им страдает близкий родственник господина Сарапульцева, — писало издание. — Почему на это не обратили внимания при его приеме на работу, а господин Сарапульцев служил в армии, налоговой полиции, прокуратуре и СКР, пока неизвестно.
В этой же статье «Коммерсантъ» сообщал, что первую попытку суицида Сарапульцев предпринимал в 2020 году, оставив прощальную записку.
Озвученные в федеральном «Коммерсанте» факты вызвали общественный резонанс. В беседе с корреспондентом 59.RU один из гостей церемонии прощания с Сергеем Сарапульцевым, близкий к погибшему, назвал материал «Коммерсанта» «очевидной заказной публикацией» и прокомментировал версию о психиатрическом диагнозе.
— Прием в нашу службу — это как прием в вооруженные силы, — сказал собеседник. — Человек с психиатрическим заболеванием не смог бы пройти. Это жесткий отбор. У Сарапульцева действительно есть брат, который получил инвалидность и заболевание при серьезной травме и последующей инфекции. Но вы понимаете, какая это огромная разница, это не врожденное заболевание. Вы видели семью Сергея Юрьевича. Они похожи на людей с психическими заболеваниями?
В связи с публикацией «Коммерсанта» и мнениями, которые она породила, 29 сентября редакция 59.RU направила в СК РФ официальный запрос с просьбой прокомментировать изложенные факты. 1 ноября в пресс-службе ведомства сообщили, что данный запрос к ним не приходил. Мы повторили запрос и убедились, что он дошел. Вчера, 14 декабря, в пресс-службе СК РФ устно сообщили, что «ведомство отказалось от комментариев».
Публикуем наш запрос полностью:
«Просим Следственный комитет РФ прокомментировать информацию, изложенную в публикации "Пожил достаточно" сетевого издания "Коммерсантъ" от 24.09.2021 в 15:34. В частности, ответить на ряд вопросов, связанных с публикацией, имеющих высокую значимость не только для родных и близких Сергея Сарапульцева, но и для всего населения Пермского края:
1. Действительно ли у Сергея Сарапульцева, занимавшего должность руководителя следственного управления СКР по Пермскому краю с 2018 года, имелось психиатрическое заболевание?
2. Действительно ли Сергей Сарапульцев выражал намерение совершить самоубийство в 2020 году, оставив предсмертную записку?
3. Если информация, изложенная в упомянутой публикации, верна, известно ли было руководству Сергея Сарапульцева о его проблемах с психикой и суицидальных намерениях?
4. Отвечает ли человек с психиатрическим заболеванием требованиям к должности руководителя регионального СУ СКР? Является ли намерение совершить самоубийство основанием для отстранения от этой должности?
5. Понесет ли кто-то из сотрудников Следственного комитета дисциплинарную или иную ответственность, если факты, изложенные в упомянутой публикации, верны и главой следственного управления по Пермскому краю в течение трех лет руководил человек с психиатрическим диагнозом, не отстраненный от должности даже после выражения суицидальных намерений?
6. Закончена ли доследственная проверка по факту смерти Сергея Сарапульцева? Каковы ее результаты? Возбуждено ли уголовное дело?»
Ранее в архиве краевого суда мы изучили самое резонансное дело Сергея Сарапульцева о соликамском стрелке.