Криминал Суд по фонду «Содействие — XXI век» подробности «Сказала, работу не надо исполнять, а деньги отдать ей»: что рассказали свидетели на суде о хищениях из фонда «Содействие — XXI век»

«Сказала, работу не надо исполнять, а деньги отдать ей»: что рассказали свидетели на суде о хищениях из фонда «Содействие — XXI век»

Одним из обвиняемых в деле является экс-вице-премьер Прикамья

В суде допросили гендиректора компании «Кучер»

На этой неделе в Ленинском суде продолжались допросы свидетелей по делу о хищениях 67,7 миллиона рублей из фонда «Содействие — XXI век». Фигурантами дела являются бывший вице-премьер Прикамья Елена Лопаева и экс-директор фонда Елена Найданова, которая сейчас находится в розыске.

Благотворительный фонд «Содействие — XXI век» был зарегистрирован в Перми 21 сентября 2010 года. В этот фонд крупные компании региона перечисляли деньги, которые освободились при снижении налоговой ставки, после эти средства перечислялись в банк под проценты, а накопления должны были идти на развитие культуры и крупных социальных проектов в Пермском крае. С 2017 года в фонд поступило 1,14 миллиарда рублей, а за 2018 год — 1,54 миллиарда. В 2019 году после проверки ФСБ было возбуждено уголовное дело о хищениях из фонда 67,7 миллиона рублей. Обвиняемыми стали экс-директор фонда Елена Найданова, а позже бывший вице-премьер Прикамья Елена Лопаева. Их обвиняют в сговоре и мошенничестве: по версии следствия, обвиняемые предлагали предпринимателям составить фиктивные договоры, но услуги не оказывать, а перечисленные деньги обналичить. Всего таких эпизодов в деле более 30.

«Фонд вызывал доверие»

1 августа в суде допросили гендиректора ООО ГК «Кучер» Людмилу Везденеву. Она пришла со своим адвокатом, так поступили и все другие свидетели, которых допрашивали после нее.

ООО «Кучер» оказывает услуги по проведению масштабных мероприятий, праздников большого формата, крупных event-событий (например, открытие нового терминала пермского аэропорта), а также по проведению избирательных кампаний, услуги политконсультирования, подготовки ВИП-подарков и сувениров по индивидуальному заказу. С «Кучером», рассказала Людмила Везденева, фонд «Содействие — XXI век» заключил несколько контрактов, но гендиректор не смогла уточнить, сколько именно, потому что «в год компания заключает до полусотни договоров». Так, компания проводила для фонда субботники, праздник Масленицы, 8 Марта.

По словам гендиректора компании, к ее партнеру по бизнесу Марине Коркуновой ранее обратилась Елена Найданова.

— Найданова попросила ее провести политические мероприятия по созданию положительного общественного фона среди населения, — объяснила свидетель. — Коркунова мне сказала, что есть такая просьба, дело государственной важности. Мы разработали концепцию и методички для проведения этих мероприятий. Свои услуги мы оценили по стандартной таксе, сумма гонорара была 6–10 процентов.

— Вы свою деятельность оценили в 10 процентов, а остальные деньги, которые были прописаны в договоре с фондом, куда делись?

— Я не очень помню предмет договоров. Если, согласно договору, нужно было оплатить труд агитаторам, то я оплачивала своими наличными деньгами через Коркунову, я сама лично ее просила, и Коркунова относила туда для реализации мероприятий.

— То есть деньги, наличка, снимались после оплаты по договору с вашего счета?

— Нет, с расчетных счетов агентства они не снимались. Они снимались с моих личных счетов.

— Вы когда деньги передавали Коркуновой, она потом передавала их в фонд, какие-то документы об этом оформлялись?

— Ну это было на каком-то честном слове, порядочности. Фонд «Содействие — XXI век» вызывал доверие и не вызывал сомнений.

— Вам достоверно известно, куда эти деньги были потрачены?

— Я была убеждена, что деньги передавали агитаторам. Я уже говорила, что наше агентство занимается политическими консультациями. Мне казалось, что у фонда «Содействие — XXI век» на тот момент других шансов потратить эти деньги просто нет.

— А вообще к выборам благотворительный фонд какое отношение имел?

— Не знаю.

«Уверена: она использовала их на те цели, которые мы обговаривали»

Гособвинитель допросила директора компании ООО «Урал Консалтинг» Марину Коркунову. Ее компания предоставляет услуги по видеопродукции, изготовлению полиграфии, проведению мероприятий, в частности, они проводили Дельфийские игры в Перми в 2021 году. Коркунова рассказала, что Найданову знает еще с университетских лет, с 1990-х. Женщина подтвердила, что экс-директор фонда обращалась к ней с просьбой помочь.

— Я давала ей мои личные деньги. Найданова мне сказала, что надо наличку для агитаторов, просила выручить, перехватиться. Сказала, что сейчас идет федеральная кампания, — сообщила Коркунова. — Потом она возвращала мне деньги. Наличность я передавала Найдановой несколько раз, относила ей деньги даже в больницу, когда она там лежала. Она мне звонила и сказала, что очень надо деньги для оплаты агитаторам.

В суде слушают руководителя компании «Урал Консалтинг»

— А вы документы с Найдановой оформляли при передаче денег?

— Нет. Я знаю Найданову с 1990 года, не верить ей нет повода.

В суде огласили показания Коркуновой, которые она давала на первом допросе. По ним, фонд «Содействие» заключил с «Урал Консалтингом» трехсторонний договор (третьей стороной являлась администрация губернатора) в рамках кампании по выборам президента на услуги полиграфии — в частности, изготовление 10 тысяч блокнотов на 8 марта. Блокноты раздавали агитбригадам. Коркунова передала Найдановой 500 тысяч рублей на агитаторов.

«Это было в феврале 2018 года. Я осознавала, что впоследствии будет подписан договор, и деньги будут переведены на счет "Урал Консалтинга". Каким образом Найданова распорядилась деньгами, не знаю, но уверена: она использовала их на те цели, которые мы обговаривали — на оплату мероприятий и агитбригады. Она просила их для проведения президентской кампании. На мой счет потом пришли деньги — 740 тысяч рублей, в том числе с учетом налогов», — говорится в допросе Коркуновой.

Ответить на вопрос, как администрация губернатора принимала выполненные агитаторами работы, Коркунова не смогла, потому что «не присутствовала на проведении мероприятий».

«14 процентов оставлял себе, остальное — отдавал»

1 августа в суде допросили еще одного свидетеля — индивидуального предпринимателя Марка Нуртдинова. Он заключал с фондом три договора на услуги полиграфии.

Предприниматель Марк Нуртдинов дал самые откровенные показания

— Найданова знала, что я ИП, назначила мне встречу, на ней предложила заключить договор на полиграфию. Сказала, что надо помочь: работу не надо исполнять, а деньги отдать ей, — сообщил свидетель. — Я должен был отдать наличными, и я согласился.

Фонд заключил с его ИП договоры на сумму три миллиона, миллион и триста тысяч рублей.

— На мой счет шли деньги. Себе я оставлял небольшую выгоду: в среднем, 14 процентов с учетом налогов, остальное отдавал ей, — отметил свидетель. — Деньги отдавал в ее офисе, Найданова не говорила мне, для каких целей они нужны.

Ранее мы писали, что в суде свидетели сообщали о том, что часть денег из благотворительного фонда шла на личные нужды экс-губернатора Прикамья Максима Решетникова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем