В конце сентября из цыганского рабства в Тульской области волонтеры движения «Альтернатива» вместе с полицией освободили 10 человек, в числе которых оказались двое прикамцев. Узников заставляли собирать яблоки и избивали их. Один пленник попытался сбежать, но его нашли надсмотрщики. Мужчина успел спрятать мобильный телефон в носок и позвонил жене, которая и обратилась к волонтерам. Мы поговорили с супругой одного из освобожденных прикамцев и узнали, как он попал в плен и что ему пришлось пережить.
Мы изменили имена освобожденного из плена прикамца и его жены и не указываем город Пермского края, в котором живет семья, из соображений безопасности. Для удобства чтения мы будем называть бывшего пленника Егором, а его супругу — Еленой.
Ехали из Курской области и попали в плен
В движении «Альтернатива» журналисту 59.RU рассказали, что в поселок Ровно волонтеры выехали, чтобы вызволить из рабства жителя Крыма. Вместе с ним им удалось увезти еще девять человек. В числе освобожденных действительно было двое прикамцев, которые работали в Курской области.
— По их словам, они работали в строительной или дорожной компании, их отправили на работу копать окопы в Курской области, — рассказали в «Альтернативе» журналисту 59.RU. — После этого отправили по домам. До дома они не доехали, немножко загуляли. В итоге добрались до Москвы. Из Москвы уже думали, как попасть домой, и согласились на быструю подработку, чтобы были деньги. В итоге их увезли в Тульскую область. Сейчас оба мужчины уже дома.
Волонтеры рассказывали, что в Ровно у пленников отбирали паспорта и заставляли писать расписки о том, что они работают добровольно. Эти расписки цыгане и показали полицейским, когда те вместе с «Альтернативой» приехали в поселок.
В плену люди жили в бараках без горячей воды, с тараканами, клопами и вшами. Если кто-то хотел отдохнуть или не слушался, его били, а тех, кто пытался убежать, возвращали. Вечером за хорошую работу узникам наливали спирт, и для некоторых это было поводом остаться в рабстве.
«Лена, если я к концу месяца не вернусь, объявляй меня в розыск»
Мы поговорили с Еленой — женой 47-летнего Егора, освобожденного из рабства. Женщина уточняет: они не пермяки, семья живет в одном из городов Пермского края. По словам Елены, ее муж работал с бригадой в Курской области, копал там окопы. Вместе с Егором там был еще один прикамец, Юрий, лет шестидесяти. Как Елена поняла со слов супруга, его бригаде сказали, что нужно возвращаться домой.
30 августа Елене с чужого номера позвонил Егор. Женщину это удивило, но перед отъездом мужа она положила ему бумажку со своим номером телефона в карман. Так он мог переводить ей деньги с зарплаты: сама Елена — домохозяйка, и семью содержит супруг. Егор по телефону сказал, что сейчас подзаработает денег на дорогу до Перми и приедет. Он был непривычно молчалив, вспоминает женщина, и это ее насторожило.
— А я еще ему говорю, когда он смог мне дозвониться: «Тебе SOS нужен?» До него дошло слово SOS: спасти его надо, — вспоминает Елена разговор с мужем. — И поэтому он сказал: «Лена, если я к концу месяца не вернусь, объявляй меня в розыск». Уже чувствовал, видать, что ли.
После этого звонка муж больше не выходил на связь с Еленой. Она пыталась дозвониться до него по его номеру, но телефон молчал. Не отвечал никто и по телефону, с которого Егор в последний раз позвонил жене.
— Я уже не знала, что делать, — чуть не плачет женщина. — Я уже себя в огороде работой занимала, чтобы не думать, не нервничать. Думаю: «Всё равно всё хорошо». Я же домохозяйка, мой муж меня обеспечивает всегда. Думаю: «Господи, ничего не буду думать!»
Елена не находила себе места и объявила Егора в розыск. Новость о том, что ее муж был всё это время в рабстве, повергла женщину в ужас. О том, что Егор пережил за это время, Елена узнала от него с трудом: супруг после возвращения домой стал непривычно мочалив.
«Кругом яблоки, яблоки, яблоки растут!»
Егор рассказал супруге, что на дорогу домой их фирма дала Егору и Юрию по пять тысяч рублей, но деньги они потратили. В Москве к ним подошли какие-то мужчины и предложили подработать — разгрузить дыни и арбузы. Сказали, что займет это полчаса, а деньги дадут сразу, наличными. На них можно будет купить себе всё необходимое и спокойно ехать на родину. Мужчины согласились.
Со слов Егора, их с Юрием пригласили сесть в машину, чтобы поесть. Очнулись они уже в поселке Ровно, но дорогу дотуда Егор не помнит. Вероятно, мужчин чем-то опоили.
— Он мне говорит: «Жена, я что, напился, что ли? Я вообще ничего не понял!»
Пленников поселили в общежитии с решетками на окнах и дверях, у каждой решетки, говорит Елена, стояли охранники. Позже решетки спилили, а охранники исчезли.
Душ в общежитии был, но только с холодной водой. Кормили узников скудно: давали кашу два раза в день. Неподалеку располагалось сельское хозяйство с растущими повсюду яблоками — эти яблоки рабов и заставляли собирать. Весь периметр сада был огорожен, так что сбежать было сложно.
— Мне муж сказал: «Там одни яблоки кругом. Там нет никаких признаков жизни. Кругом яблоки, яблоки, яблоки растут! Нас распределяли по всем участкам, и охрана стояла», — вспоминает слова мужа Елена.
«Некоторые люди сидят в плену уже до года»
По сколько часов в день работали пленники, Елена даже предположить не может.
— Их избивают, — шепчет Елена в телефонную трубку. — Их там просто бьют! Некоторые люди сидят [в плену] уже до года, их так напугали! Я такого не видела никогда в жизни! Это же надо так человека напугать настолько, что он ничего не хочет говорить. Они на коленях, говорит муж, ползают и эти яблоки собирают. Господи, я больше, наверное, яблоки тульские есть не буду!
У Егора вся грудь и спина в синяках. Его, предполагает Елена, сильно избивали. В рабстве Егор задумался о побеге, но свой план так и не осуществил. Другие пленники сказали ему, что в нескольких километрах от яблоневого хозяйства стоит небольшое поселение на 3–4 дома, но там беглецов не укроют: жители знают о рабстве по соседству и ничего не предпринимают. Бежать в Тулу тоже было бессмысленно, потому что пришлось бы идти через леса. За время, которое Егор осматривался и готовил план побега, он насчитал не меньше 150 пленников.
По данным «Альтернативы», людей держали в плену цыгане, но Елене про это супруг не говорил. В неволе он общался только с некой Верой Александровной, которая командовала узниками. Как сказали Егору другие пленники, эта женщина — беженка из Курской области.
Волонтер «Альтернативы» уже после вызволения пленников сам покупал им билеты на московском вокзале и отправлял людей по домам. По словам Егора, когда он вместе с волонтером стоял на вокзале, к ним два или три раза подошли мужчины и предложили ту же подработку.
Егор провел в плену около месяца: домой он вернулся 27 сентября. Елена очень благодарна волонтерам, спасшим ее мужа, и до сих пор не верит, что такое могло произойти в ее семье. Егор, по словам женщины, стал сам не свой, на каждый вопрос о пережитом он отвечает с трудом.
Прошлой зимой пермяка, которого неизвестные увели с вокзала Пермь II, нашли в работном доме в Башкортостане.