24 сентября 2022 года Nissan Qashqai въехал в остановку с людьми на площади Карла Маркса. Одну женщину он сбил насмерть, две позже скончались в больницах, еще одна получила тяжелые увечья. За рулем машины был пенсионер, 70-летний Сергей Ощепков. Суд приговорил его к 3,5 года колонии-поселения, но сегодня Ощепков уже на свободе — он вышел условно-досрочно.
Пострадавшая в той жуткой аварии Анна Аверина рассказала 59.RU, что обвиняемый так и не выплатил ей иск, компенсацию он платит только небольшими суммами.
Не обращал внимание на недомогание
Страшное ДТП случилось 24 сентября 2022 года на площади Карла Маркса. Пожилому водителю иномарки стало плохо за рулем, его машина буквально протаранила остановку с людьми. Одна женщина погибла на месте, еще троих госпитализировали. В больнице скончались еще две пенсионерки — одной из них во время той аварии оторвало обе ноги. Единственной выжившей была Анна Аверина, она получила травму позвоночника. Молодая женщина долго восстанавливалась от полученных травм. На заседания она приходила на костылях и с катетером.
На суде обвиняемый Сергей Ощепков говорил, что потерял сознание за рулем. По словам его адвоката, к этому привело то, что у мужчины диагностировали коронавирус, бронхит, повышенное давление. До этого пенсионер жаловался, что у него резко темнеет в глазах, но «потом его отпускало» — это цитата обвиняемого из приговора суда.
Мы изучили показания Сергея Ощепкова из приговора суда. Мужчина говорил, что его стаж вождения 42 года. В день аварии 70-летний пенсионер вез жену к их дочери, чтобы она посидела с внучкой. На обратном пути ему резко стало плохо. С какой он ехал скоростью, Ощепков «не знает». Когда он повернул голову, чтобы посмотреть на светофор, просто отключился. Очнулся от удара подушки безопасности, вышел из машины и увидел женщину с открытым переломом ноги. Он достал из салона своей машины жгут и перевязал женщине ногу. Потом он увидел, что под его автомобилем лежит еще одна женщина.
— Он решил освободить женщину, которая была под машиной, они [с очевидцами] стали поднимать машину, но ничего не получилось, — говорится в приговоре суда. — Он предложил отогнуть лист железа. После чего приехали сотрудники полиции и стали вскрывать капот машины, чтоб отсоединить аккумулятор. После этого подъехали сотрудники ГИБДД и посадили его в машину. <…> Ранее до ДТП у него [Ощепкова] раз в месяц наступал туман в глазах при вставании, или при повороте головы. Он полагает, что это связано с употреблением препаратов для снижения давления, которые вызывали резкий скачок давления, к врачам он не обращался, думал, что это неважно.
«Это безответственность»
87-летней Лидие Батуевой в той аварии оторвало обе ноги, три недели она провела в реанимации и умерла. Из-за коронавируса семью к ней не пускали, попрощаться они не смогли. Другая пенсионерка, Мальвина Торопыгина, умерла раньше. В день аварии она должна была ехать на поезде в Питер, до этого хотела сходить за продуктами…
— Я не понимаю этого, если человек осознает, что болен, но всё равно садится в машину. Это безответственность, — говорила в суде дочь Торопыгиной Яна Лященко. — У меня гипертония, по этой причине я не сажусь за руль.
В суде заслушали кардиолога, которая знакомилась с медицинской картой водителя. Врач сообщила, что Ощепков давно страдает от гипертонии, болезнь вызывает нестабильное давление, слабость, помутнение вплоть до потери сознания.
— Гипертония есть у 40% населения, всем не запретишь садиться за руль, — говорила врач. — Гипертония не является отводом от управления машиной. В то же время наличие бронхо-легочных заболеваний вызывает осложнения сосудистых заболеваний. Коронавирус ослабляет стенки сосудов.
Сергея Ощепкова признали виновным по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и приговорили к 3,5 года колонии-поселения. Также суд удовлетворил иски потерпевших: пенсионер должен был им выплатить около 2,8 миллиона рублей.
УДО
В конце сентября этого года Чусовской районный суд удовлетворил заявление Сергея Ощепков об условно-досрочном освобождении. В решении говорится, что Ощепков имеет положительные характеристики, это и является основанием для того, чтобы отпустить его раньше назначенного срока.
— Соблюдает распорядок дня [колонии], выполняет работы, относится к ним добросовестно, — говорится в решении суда. — В общении с администрацией вежлив, корректен, принимает участие в воспитательных мероприятиях, на меры воспитательного воздействия реагирует правильно, поддерживает связь с родственниками. Согласно справке бухгалтерии ИК-37, частично возместил вред, причиненный преступлением, нарушений режима содержания не допускал. Имеет пять поощрений за активное участие в воспитательных мероприятиях и добросовестное отношение. <…> Цели наказания в данном случае достигнуты, а осужденный для своего исправлении не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
«Она умерла, лежа на мне»
Мы связались с единственной выжившей в этой аварии пострадавшей Анной Авериной. Молодая женщина рассказала 59.RU, что она получила травму позвоночника и до сих пор проходит реабилитацию — боли в спине не исчезли.
— В день аварии я стояла на остановке, в нас влетела машина, на мои ноги упала пожилая женщина. В тот момент я почувствовала дикую боль в спине, — рассказала 59.RU Анна Аверина. — Я стала просить бабушку встать с меня, освободить мои ноги. Она еще дышала, закатив глаза, но ничего мне не ответила. Она умерла, лежа на мне.
Врачи диагностировали у Анны Авериной перелом отдела позвоночника — крестца. Осужденный обязан выплатить ей 800 тысяч рублей за моральный ущерб. По словам Анны Авериной, сначала выплаты от Сергея Ощепкова поступали — по 4-5 тысяч рублей, так набежало 130 тысяч. С февраля по август этого года выплаты практически прекратились — за это время он прислал ей 100 рублей.
— Когда я пыталась выяснить у пристава, что происходит, пристав вел себя по-хамски и сказал: «Ну он же переводит деньги», — говорит собеседница. — Активизировался Ощепков в августе, непосредственно перед судом по УДО. От него снова стали перечисляться выплаты. От других потерпевших я знаю, что они даже хотели отказаться от исков, считая, что дождаться компенсации бесполезно.
Сейчас пенсионер должен выплатить Анне порядка 650 тысяч рублей.
Как объяснил 59.RU пермский юрист Николай Смирнов, то обстоятельство, что виновник аварии не до конца выплатил иски, не является отягчающим для УДО.
— Возмещение не в полном объеме причиненного вреда по букве закона не является препятствием для УДО, — отметил юрист. — Когда хоть какие-то выплаты есть, это уже по закону считается частичным возмещением вреда и УДО будет.