23 января из Кудымкара пришла страшная новость. В соцсетях и местных СМИ написали, что многодетная мать убила двух из четырех своих детей. Информация оказалась правдой — следователи заявили о возбуждении уголовного дела. Мы съездили в столицу Коми-Пермяцкого округа, чтобы узнать, почему женщина могла пойти на такой поступок и можно ли было предотвратить трагедию.
Первым делом мы поехали в Филичи — микрорайон с частными домами недалеко от центра Кудымкара. Именно здесь живёт семья Кругловых (здесь и далее имена и фамилии членов семьи изменены. — Прим. авт.).
Дом Кругловых выглядит крепким и ухоженным. На окнах — новогодние украшения и гирлянды, забор выкрашен в солнечный жёлтый цвет.
Утром 23 января в этом доме случилось то, что повергло в шок весь Кудымкар и Пермский край. По данным «Парма-Новостей», молодая женщина задушила двух своих детей: пятилетнего сына и годовалую дочь. Ещё двое детей спрятались и благодаря этому выжили. Сама женщина в больнице — она пыталась свести счёты с жизнью.
Спустя сутки после трагедии к дому то и дело подъезжают машины, подходят люди. Половина визитёров — родственники Кругловых, остальные — журналисты разных изданий и телевизионных каналов. Первые прячут лица с печатью горя в воротники и капюшоны. Вторые — задают важные и в то же же время неуместные вопросы: что случилось, почему мать лишила жизни детей, было ли заранее понятно, что что-то может случиться?
— Не надо, оставьте нас. Уходите! — голосом с нотками дрожи прогоняет прессу кто-то из входящих мужчин.
Соседи реагируют на журналистов не так болезненно. Жители соседних домов пытаются понять, что случилось в доме Кругловых, и соглашаются пообщаться.
По словам людей, до трагедии Кругловы казались образцовой семьёй. Муж Иван работал, а жена Светлана занималась домом и детьми. Супруги никогда не употребляли алкоголь и были приветливы.
— Со стороны они выглядели очень благополучно, — признает соседка Галина. — Всегда улыбались, на участке у них была чистота и порядок. Близко с нами они не общались, но никаких ссор, ничего подозрительного мы не видели.
По словам соседки Натальи, мать семейства каждый день гуляла с детьми, водила их в кружки, в церковь. К каждому Новому году семья украшала дом так, что он весь сверкал и у соседей радовался глаз.
— Для нас это была идеальная семья, — говорит Наталья. — У нас тут таких семей больше нет. Для всех то, что случилось, — это просто шок.
Задушенных детей обнаружил вернувшийся домой глава семьи. Соседи говорят, что не могли предположить, что в доме что-то не так. Снаружи не было слышно ни криков, ни странного шума. Никто не выбегал на улицу с просьбами о помощи. О том, что в доме Кругловых что-то стряслось, люди поняли только, когда к дому стали съезжаться машины полиции, скорой, следователей.
— Она никогда нас не посвящала в свои дела, ни на что не жаловалась, — смахивая слезы, рассказывает Наталья. — Что могло произойти? Наверное, какое-то помешательство, больше объяснений нет. Может быть, была послеродовая депрессия.
Ещё одна подруга Светланы — Наталья. Женщины вместе работали в детском саду в селе Егва (Светлана здесь выросла). Светлана была воспитателем и даже одно время исполняла обязанности заведующей.
По словам подруги, Светлана — перфекционистка, очень требовательная к себе. И на работе, и в семье она всегда старалась сделать все на отлично.
— Света была в длительном декрете. Занималась детьми, помогала маме, — перечисляет подруга Наталья. — Ей по мере сил помогали муж, свекровь. Конечно, было тяжело, это понятно. Но она никогда не жаловалась. Только один раз, в конце лета, сказала, что у нее немного упадническое настроение. Это было нетипично, не похоже на нее. Это я могла ей иногда на что-то пожаловаться. А она мне: «Наташа, у людей бывает намного хуже».
В последний раз подруги виделись в конце декабря. В январе встретиться не получилось. У обеих семьи, дети — свободного времени немного. Рассказывая об этом, Наталья не плачет. Но видно, что это даётся с трудом.
— По телефону мы разговаривали в начале января. Болтали минут двадцать, — делится Наталья. — Говорили о детях, планировали сходить в кино. Света была в приподнятом настроении. Не было ощущения, что что-то не так. Я не знаю, что произошло, не могу в это поверить. Не может такой человек так поступить со своими детьми. Наверное, она была не в себе. Со «свежей головой» она бы никогда такого не сделала.
Прохожие, которых удалось встретить в родной для Светланы Егве, тоже отзываются о ней очень положительно — ни одного плохого слова. Каждый знает о трагедии — новость уже облетела всех.
Зато агрессивных выражений в адрес Светланы полно в соцсетях. После поступка женщины многие в Кудымкаре считают ее чудовищем, обзывают сектанткой и говорят, что убить детей женщине велели бесы.
Те, кто знает Свету лично, утверждают, что все это бред — до 23 января она была отличной матерью и никогда не интересовалась сектами. По словам источника, близкого к следствию, в СКР не рассматривают версию убийства на религиозной почве.
Света была (и, возможно, остаётся) верующей. Она регулярно посещала православный собор, приводила с собой детей. Одна из дочек Кругловых пела в церковном хоре.
В церкви говорят, что Светлана обычно приходила к концу службы, чтобы исповедоваться, причаститься самой и причастить детей. Иногда семья появлялась и после окончания богослужения. Батюшки относились к этому с пониманием: всё-таки четверо детей — благо, что вообще нашли время прийти.
— Они приходили на исповедь и причастие, — рассказывает настоятель храма отец Сергий. — Я заметил, что в последнее время Светлана стала более замкнутой, меньше разговаривала. Последний раз в церкви она была на исповеди перед Крещением. Причащаться в тот и несколько предыдущих разов она не стала. Вероятно, чувствовала себя не готовой.
В церкви семью Кругловых всегда считали благополучной. Супруги с детьми приезжали на службы на машине, были хорошо одеты, дети выглядели чисто и опрятно. Помощи у церкви Иван и Светлана не просили. Получали подарок к 1 Сентября, как и другие многодетные прихожане (рюкзак со школьными принадлежностями), — на этом все.
О том, что с ней что-то не так, что она чувствует тревогу, Светлана говорила одному из батюшек лишь однажды. Тот посоветовал ей обратиться к врачу. Дошла ли женщина до специалиста — в храме не знают, но одна из знакомых рассказала, что Светлана всё-таки обращалась к психологу с жалобой на послеродовую депрессию.
В соборе понимают, что сейчас отец семейства оказался в сложной ситуации, и готовы помочь ему всем, чем могут. Но пока за поддержкой он не приходил.
— Что можно сказать об этой ситуации? Не судите да не судимы будете, — советует отец Сергий всем, кто оскорбляет Светлану. — Тут больше нечего сказать. Мы не были на ее месте. Не знаем, каково ей было.
По информации знакомых, дети Кругловых сейчас находятся у родственников. Все надеются, что отец ребят сможет справиться с ударом (уже вторым в жизни — ранее один из детей Кругловых умер из-за болезни) и воспитать их.
Похороны погибших малышей состоятся завтра, 25 января. Отпевание пройдет в Егве.
Что будет дальше со Светланой — не знает никто. После попытки самоубийства женщина находится в больнице в тяжелом состоянии. Врачи борются за ее жизнь и пока не дают никаких прогнозов. Посетителей к Светлане не пускают.
В отношении женщины возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Никаких подробностей о ходе расследования следователи пока не дают. Они заняты опросом всех, кто знает семью. Например, одного из сотрудников ведомства мы встретили в детской поликлинике.
Редакция 59.RU приносит искренние соболезнования семье Кругловых.