Многосерийный фильм по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» (16+) снимает в Пермском крае кинокомпания «Русское» для телеканала «Россия 1».
Действие романа начинается в 1930 году. Раскулачивание коснулось маленькой татарской деревни Юлбаш. У крестьянки Зулейхи убивают мужа, а её саму вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по каторжному маршруту в Сибирь. Вторая часть романа посвящена истории выживания ссыльных, брошенных в глухой тайге на берегу Ангары.
Нас пригласили на съемочную площадку на шестой день съемок. Часть сцен снимали в Полазне, а чтобы увидеть съемки других сцен, мы отправились со съемочной группой и актерами на корабле в Добрянский район.
Пуговицы, бороды и кабан Вася
В живописном лесном районе — огромные трейлеры с реквизитом. В кадре — лес, сваленные стволы сосен, рабочие и одна из главных героинь — девушка Настасья, роль которой в фильме исполнила Юлия Пересильд. Роли рабочих и красноармейцев играют пермяки.
Операторы настраивают рельсы, ставят камеру на кран, звукооператоры держат микрофонные удочки — длинные палки, похожие на шесты, на концах которых закреплены микрофоны. Режиссер Егор Анашкин работает в темной палатке, вглядываясь в картинку на мониторах. «Камера, мотор», — командует второй режиссер.
Некоторые сцены снимают по несколько раз. После каждой режиссёр разговаривает с артистами. «Встань на точку», — дает рекомендации артисту, который играет в эпизодической роли.
Целая команда гримеров в перерыве поправляет актерам грим и даже приклеивает усы. На столике среди красочного разнообразия — баночка с красной краской — «кровью». Консультант по военному костюму тщательно осматривает костюмы и закрашивает темным маркером золотые пуговицы на костюмах красноармейцев. «Потому что тогда пуговицы были железные, а не золотые», — объясняет он артисту.
В съемках фильма занято много пермяков. Один из них — пермский журналист и директор портала «Медиамода» Мишель Абдулов — сыграл одного из переселенцев, сосланных в тридцатые годы в Сибирь.
— Для меня это первый серьезный проект, — рассказывает 59.ru Мишель. — Хотел попробовать, как это все происходит изнутри. Недавно снимали сцену ночью. Ощущение — до дрожи. Как профессионалы перерабатывают сценарий в реальность! То, что читаешь в книге, и то, что идет эмоционально от актеров, рождает другую действительность.
В фильме снимаются 25 инструкторов местной базы — центра активного отдыха «Полазна». Они задействованы и в каскадерских съемках. В одной из сцен на реке им пришлось нырять в воду с баржи за ящиками и бочками.
— Вода была где-то 18 градусов, — рассказывает генеральный директор центра Игорь Соловьев. — Но мы, инструкторы, проводим все лето в воде, поэтому для нас это нормально. Некоторые из нас отправятся на съемки в Казань. А потом здесь будем готовиться к зимним съемкам — рыть волчьи ямы. Волки есть в фильме. Вчера их привозили для съемок. По сюжету нам нужно было успеть убежать от них, а также пришлось ловить дикого кабана. У волков есть хозяин, они прирученные, а вот кабана привезли из Карагайского лесного хозяйства. После фильма мы забрали его себе на базу, теперь он будет нашим главным героем. Назвали Васей.
«Вот ведь что нам нужно — Урал, Пермь»
Для съемок других сцен журналисты 59.ru вместе с артистами отправляются в Добрянский район. Идем на двух больших яхтах примерно час. За бортом открываются белые скалы потрясающей красоты, но большая часть команды сидит в каюте — команда преодолевает этот путь уже шестой раз, привыкли к пейзажам.
Оказавшись на месте, команда разгружает оборудование и реквизит. Спрашиваем у режиссера, почему выбрано такое дальнее место.
— Когда приехали весной, здесь было очень красиво и нетронуто, лоси переплывали Каму, — говорит режиссер Егор Анашкин. — В Казани, где мы снимаем остальную часть фильма, было бы удобней. Но там нет впечатления, что люди попали в дикую тайгу. Там как на пикнике. Палатки только не хватает. А здесь очень красиво и есть ощущение стихии и тайги. Считаю, что нам повезло. И люди здесь замечательные, все нам помогают. Невероятно, насколько люди открытые и хорошие, мы тут на всём готовом.
Второй режиссер Лилия Пысларь присоединяется к беседе.
— Кама сыграла роль реки Ангары, — говорит Лилия. — Можно было бы и Ангару снять, но туда лёту шесть часов. И если у актера в Москве в девять вечера заканчивается спектакль, то во сколько он будет на съемочной площадке? И что с этим актером будет? Ангара — красиво, но это очень далеко. Поэтому мы в кино всегда ищем альтернативу. Я из Лысьвы, мы уехали отсюда давно. Как раз, когда выбирали место для съемок, я обнаружила фотографию из детства, где мы сидим с родителями на берегу реки с шашлыками, виден пейзаж — точно такое же место. И я показала фото ребятам: «Вот ведь что нам нужно — Урал, Пермь».
Лилия говорит, что съемочная группа приезжала смотреть место в мае, когда воды на берегу не было вообще.
— Это был огромнейший берег, масштабы такие, что ты словно фотографируешь на нем не людей, а жизнь муравьев. Но когда приехали позже с художником — появилось много воды и пропали берега. Местные нам сказали, что вода обязательно уйдет. Но она не уходила и не уходила, а приближались съемки. Один из местных жителей каждый день приплывал сюда, фотографировал, как уходит вода, и присылал мне фото. Я уж не знала, каким богам молиться. И я рискнула — ничего не отменила. Я сказала: «Всё, едем». И когда мы приехали, воды не было.
И режиссер, и психолог, и даже актриса
Что только не входит в обязанности второго режиссера Лилии Пысларь! Организация съемочного процесса, управление людьми, транспортом, катерами, объяснения с артистами, графики, репетиции и даже психологическая помощь.
— Вплоть до того, что нужно просто произнести по рации: «Ребята, давайте поставим большой трап» — вот как сейчас, — смеется Лилия. — Нужно сделать всё, чтобы состоялась съёмка. И всё объяснить, вплоть до того, где стоит туалет. Эти съёмки даются нелегко. Мы очень много тратим времени на организацию — чтобы утром приехать, погрузить, отплыть, разгрузить и наоборот. Три часа примерно уходит. Пока один курит, второй чай пьет, третий — кофе, нам уже нужно плыть. Собрать всех 65 человек, посадить и сказать: «Всё, катер отходит» — нелегко. То, что вы сегодня видите — это очень слаженный вариант. Все-таки шестой день. Но что было с нами в первый! Корабль? Где я, куда я? Где я сижу, куда мне положить эту коробку? Сейчас уже все понятно, работаем, как муравьи. Каждый знает, что делает, как поселенцы в романе, которые через месяц уже знали, как они живут и что они делают.
Лилия работает с режиссёром Егором Анашкиным уже давно. В сериале «Деньги» кинокомпании «Русское»
он неожиданно предложил ей сыграть в фильме.
— «Послушай, Егор, — сказала я ему. — Ну не актриса я, ну о чем ты!» Но он убедил меня: «Лиля, не думай ни о чём, ничего не играй. Вот какая ты есть, такая и будь». «Не играть» оказалось реально круто. И он теперь в каждом своем фильме меня снимает. Даже когда я не работала у него на сериале «Кровавая барыня» вторым режиссером, он все равно меня позвал, чтобы снялась. Но если вдруг он поставит мне актёрскую задачу — я потеряю сознание. Верите? В проекте «Зулейха открывает глаза» я играю домработницу профессора Лейбе, роль которого исполняет Сергей Маковецкий. Она, как настоящая интеллигентка, тоже хочет жить в хоромах хозяина и спать на его постелях. И она его сдает властям.
«Ребятушки, страхуем»
В двух последних сценах, на которых мы оказываемся, играет актриса Чулпан Хаматова. На ней — национальный татарский костюм. Его специально сшили художники по мотивам исторического костюма. Чулпан играет с коллегой — актрисой Еленой Шевченко. Она сыграла интеллигентку Изабеллу, оказавшуюся в числе переселенцев в лесу..
«Она настолько интеллигентка, что даже на французском поет колыбельные», — характеризует героиню Лилия. И Чулпан, и Елена в перерывах спорят с режиссером.
— Иногда актеры тебя слушаются, а иногда ты — актеров, — объясняет 59.ru режиссер Егор Анашкин. — Вот, например, Чулпан. Начинал с ней спорить сейчас, а она придумала такое, против чего аргументов у меня нет. Нужно найти какой-то консенсус.
После съемок сцены за Еленой Шевченко приезжает квадроцикл. На нем она мчится ввысь по горе под оханье артистов. Елена спешит на самолет, вечером она должна играть в спектакле в Москве. Пришлось пользоваться доступным местным транспортом — квадриком.
Во время перерыва Чулпан поправляют парик, который выглядит, как настоящие волосы актрисы, подкрашивают волосы. Гример объясняет: парик делали специально для Чулпан.
Актеры в перерывах подогревают чай и кофе, чайник подключен к передвижной миниэлектростанции. На столе у артистов — печенье, кофе, чай и обеды в контейнерах. Осы, вьющиеся вокруг актеров целый день, то и дело норовят попасть в кадр или полакомиться печеньем на походном столе. Иногда достается членам команды, но на выручку с тюбиком мази тут же спешит врач, который обязательно дежурит на съемках.
В заключительной сцене сына Зулейхи играет 14-летний Ислам Хафизов. Он приехал в Пермь из Казани вместе с папой. Перед съемками спасатели научили мальчика грести. После недолгого инструктажа подросток смело управляет деревянной лодкой. Спасители, выключив моторы, страхуют его рядом на моторке, не отрывая от ребенка взгляда. Во время крупного плана оператор садится с мальчиком в лодку. «Ребята, — обращается по рации к спасателям Лилия, — ради бога, держитесь с ними рядом». Казалось, вся съёмочная группа замерла на берегу и даже боялась дышать. «Плыви на Солнце», — просит режиссер по рации. «Ребятушки, страхуем», — тут же подключается второй режиссер, командуя спасателям. Мальчик выбирает направление на отражение заходящего солнца в воде и движется по солнечной дорожке. «Молодец! Снято».
Что же дальше
В Пермь съемочная группа прилетит еще в ноябре, будут снимать сезон весны. В январе и феврале команда поедет в музей «Хохловка», который сыграет роль родной татарской деревни Зулейхи.
— В Казани мы такие дома, как в Хохловке, не нашли, — говорит Лилия. — Были либо совсем разрушенные, либо осовремененные. В Перми будем снимать еще поезда — движение эшелонов. А для съемки в интерьерах мы построили землянку в Казани. Они якобы здесь живут, но интерьеры — это Казань. Такова магия кино. Вроде бы Пермь, а на самом деле — не Пермь.
В главных ролях фильма заняты Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Сергей Маковецкий, Дмитрий Куличков, Александр Сирин, Александр Баширов. Также в фильме снимались пермяки и жители Казани. Интересно, что в картине снялась настоящая пожилая марийка из Казани, актриса Театра Камала. Она тоже прилетала в Пермь на съемки, и ей здесь очень понравилось.
Фильм «Зулейха открывает глаза» планируют показать на канале «Россия 1» в 2019 году. Сериал будет состоять из восьми серий.