В Перми открылась выставка известного сюрреалиста Рене Магритта. Правда, сам он таковым себя не считал и говорил, что он — «магический реалист». Мы побывали на экспозиции «Вероломство образов» (6+) и собрали самые интересные факты о художнике.
На выставке представлено более 50 литографий — оттисков на листе с поверхности камня, сделанных Магриттом со своих живописных оригиналов. Работы привезли из частных собраний Европы.
Трагедия в семье
Отец художника Леопольд Магритт занимался шитьем и торговлей тканями. Мать Регина до замужества работала модисткой. В семье было трое детей — Рене и его два брата. В марте 1912 года мать Рене утопилась в реке Самбре. Когда женщину достали, подол юбки закрутился вокруг ее головы, словно обезличив ее и сокрыв от посторонних взоров, сохранив некую тайну. Трагедия оказала значительное влияние на художника. В ряде работ, в том числе и на пермской выставке, мы видим этот мотив обмотанного тканью лица. Автор неоднократно повторял его в парных портретах, в образах влюбленных, целующихся людей.
Первыми были лошади
Первую картину художник написал в 16 лет. На ней были изображены лошади, выбегающие из горящей конюшни.
С женой познакомился еще в детстве
Свою будущую жену Рене впервые увидел ещё будучи подростком на ярмарке в Шарлеруа, за год до Первой мировой войны. Двенадцатилетняя Жоржетта Бергер была дочерью местного мясника. Они подружились, но из-за войны расстались, чтобы случайно встретиться только через шесть лет и больше никогда не расставаться.
Кружок сюрреалистов
В 1927 году Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где вступают в кружок сюрреалистов. Это помогло Магритту обрести тот стиль, по которому узнаются его картины. Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Концепция его творчества — философская и поэтическая, основанная на парадоксах логики.
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно.
«Это не он»
Известен цикл работ художника, в которых Магритт под обычными предметами пишет, что это не эти предметы. На выставке зрители видят известное «Вероломство образов», на котором подробно изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом Магритт намекает зрителю на то, что образ предмета не сам предмет.
Что за мужчина в котелке?
В картине «Голконда» (иначе «Дождевые люди»), на которой изображены люди, подобно каплям дождя, спускающиеся с неба на город, а также в работах «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта» художник изображает одинаковых мужчин в пальто и шляпах-котелках. Это типичный костюм того времени, который не только обезличивает людей, но и делает незаметными их проблемы. Сам Магритт говорил, что картина «Голконда» олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума, который может прикоснуться к настоящей жизни лишь во сне.
Яблоко скрывает истину
Работу «Сын человеческий» Магритт написал как автопортрет в 1964 году маслом на холсте. Позже Рене сделал цветные литографии, одну из которых и увидят пермяки. На ней перед лицом изображено крупное яблоко. Зрители пытались разгадать, зачем автор это сделал — скрывает ли он что-то или это намек на библейский сюжет. На этот вопрос автор отчасти ответил сам. «У вас есть очевидное лицо, яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека, — писал художник. — Это то, что происходит постоянно. Всё, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим».
Трижды коммунист
Художник три раза вступал в Коммунистическую партию Бельгии — в 1932, 1936 и 1945 годах — и дважды покидал ее из-за разногласий с товарищами во взглядах на роль искусства в пропаганде идей социализма. В идеях коммунизма Магритт прежде всего видел доступность «интеллектуальной роскоши» для всех слоев общества.
Были знакомы, но не дружили
Магритт, которого многие относят к сюрреалистам, не считал себя таковым и называл свое творчество «магическим реализмом». Многие сравнивают его картины с произведениями Сальвадора Дали. Но, несмотря на внешнюю схожесть и символизм, это абсолютно разные художники, двигавшиеся где-то рядом. У Дали более живое, меняющееся и тягучее пространство, у Магритта — более застывшее. Кстати, художники не дружили, хотя и были знакомы друг с другом.
Не «отец поп-арта»
Магритта также называли «отцом поп-арта», но сам он это влияние отрицал и говорил, что этот стиль ему чужд.
Не закончил картину
Последняя работа, над которой работал художник, — «Империя света». Многие коллекционеры готовы были заплатить любые деньги, лишь бы иметь в своем собрании одну из ее реплик. Поэтому художник создал шестнадцать вариантов «Империи света». Но Магритт не успел завершить ее новый вариант, художник умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Похоронен на Схарбекском кладбище.
Магритт в кино
Образы с картин Магритта часто используют в кино. В фильме «Афера Томаса Крауна» (16+) главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола» (18+), в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. Критики считают, что сцена с уползающим червем в фильме Дэвида Линча «Голова-ластик» была вдохновлена картиной «Медитация». В заставках сериала «Говорящая с призраками» зрители также видят мелькающие образы из его картин и стилизации под них.
Увидеть работы Рене Магритта можно в любой день, кроме понедельника, в Центральном выставочном зале на Комсомольском проспекте, 10. Стоимость билетов — 200–300 рублей.
Ранее мы писали о выставке эротической фотографии «Инсайт» (18+) и «Арт-Перми — 2019» (0+).