Культура Фабрика-кухня и Баухауз. Пермский конструктивизм, часть 2, или История соцгородка в Мотовилихе

Фабрика-кухня и Баухауз. Пермский конструктивизм, часть 2, или История соцгородка в Мотовилихе

Продолжаем рассказывать об истории пермских домов двадцатых и тридцатых годов

Башня фабрики-кухни на улице Лебедева выглядит современно. И не подумаешь, что зданию уже 87 лет

В первые же послереволюционные годы в СССР началась работа по переустройству быта рабочих. Партийные лидеры верили, что изменение пространства повлияет на создание нового типа человека. Городская архитектура должна была быть «заточена» под работающего человека: дома — быть функциональными и иметь простые формы, рядом располагаться ясли и садики, огромные фабрики-кухни, которые должны освободить время трудящихся женщин. Так появилась идея создавать в стране соцгородки, их решили строить вокруг действующих заводов и фабрик.

Строительство больницы на Лебедева

Архитектурным авангардом того времени стал конструктивизм, который сказался не только на общем геометрическом стиле домов, но и на четкой планировке улиц. Его отличали четкие простые формы, лаконизм и монолитность. Соединение функций и формы должно было «читаться» во внутреннем и внешнем облике зданий.

Рабочий поселок


Соцгородок Рабочий поселок начали строить в середине 1920-х годов. На пустоши вдоль Соликамского тракта запланировали целый «город-сад», представленный академиком Сергеем Чернышевым. Это был один из самых известных советских архитекторов, который участвовал в проектировке здания МГУ. Он учел расположение квартир по сторонам света, чтобы в них попадало солнце и их можно было проветривать. Это были первые дома в Перми, имеющие централизованное водоснабжение и канализацию. На придомовой территории старались разбить яблоневые сады, а в каких-то дворах даже сооружали фонтаны. Несмотря на строгий конструктивистский типовой облик, архитекторы украшали дома балконами и башнями.

Одно из зданий больницы на Грачева построено в стиле конструктивизма
Узнаете? То же здание больницы во время строительства. На крыше новостройки — терраса для прогулки пациентов. Рабочие материалы подвозили на лошадях

В 1930-е дальнейшей планировкой занялись архитекторы немецкой архитектурной школы Баухауз. По одной из версий — среди них был сам бывший директор немецкой школы Ханнес Мейер. По крайней мере его имя занесено в некоторые паспорта мотовилихинских домов. Вместе с другими архитекторами он приехал из Германии в СССР, чтобы создавать новый образ советских городов и исполнять гигантскую программу строительства социального жилья.

В 20–30-е годы появились дома на Уральской, 75, Циолковского, 7, 9, 11, 13 и так называемые «Дома горсовета» на Уральской, 82, 84 и 86.

Кроме жилых кварталов, тогда же построили поликлинику на улице Лебедева, 11, фабрику-кухню на Уральской, 85, гостиницу «Металлург» на Лебедева, 9, Дом техники на Уральской, 78 и другие сооружения.

Репрессии и расстрелы


История соцгородка связана не только с положительными моментами — строительством нового города, но и трагедиями. Инициатором стройки Рабочего поселка был директор Мотовилихинского Василий Чекмарёв. В 1929 году его арестовали по статье «Взятка» и приговорили к десяти годам концлагерей. В 1932 году Чекмарёва освободили и признали жертвой политического террора. Продолжил возглавлять строительство его преемник Петр Премудров, который активно создавал инфраструктуру в Рабочем посёлке. Именно при нем открыли детскую техническую станцию, построили лечебницы, поликлиники, гостиницы, появились кинотеатры, клубы и музыкальный техникум. В 1937 году Премудрова арестовали и обвинили в преступной политике, а в 1938 году расстреляли.

Мемориальная доска в память о Премудрове, при котором строился соцгородок, находится на проходной Мотовилихинских заводов

Репрессии коснулись и немецких архитекторов. В конце 30-х советские идеологи начали серьезно критиковать немцев и обвинили конструктивизм в однообразии и безликости, а соцгородки — в строчной планировке, которая придает им унылый вид. Появилась новая концепция городов с пафосными архитектурными ансамблями, монументальными высотками, помпезным декором, который назовут сталинским неоконструктивизмом, а позже неоклассицизмом и ампиром.

Немецкий архитектор Ханнес Майер занимался планированием соцгородка в 1930-е годы

На архитекторов Баухауза началось гонение, их обвинили в контрреволюционной деятельности. Ханнес Майер успел уехать из страны. Его жену Маргарет Менгель расстреляли, а 11-летнего сына Майера отправили в детдом, где его переименовали в Ивана Ивановича. Он всю жизнь проработал на угольных шахтах под Челябинском и лишь в 1990-е годы узнал о судьбе матери.

Рассказываем об истории некоторых зданий соцгородка, построенных в стиле конструктивизма в 1920–30-е годы.

Фабрика-кухня, улица Уральская, 85


Была построена в 1932 году. Фабрики-кухни — уникальное явление в советской архитектуре. Это были грандиозные сооружения, которые обслуживали сотни человек одновременно. Уже тогда в них работали механизированные конвейеры и посудомоечные машины. Нужно было оперативно накормить большие массы людей и максимально освободить женщин от обязанностей по дому.

Фасад фабрики-кухни обновили в середине 2000-х годов 

Типичная фабрика-кухня упоминается в романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», изданном в 1931 году: «Европейский стол. Тарелки моются и сушатся при помощи электричества. <...> В большом зале фабрики-кухни, среди кафельных стен, под ленточными мухоморами, свисавшими с потолка, путешественники ели перловый суп и маленькие коричневые биточки».

В 1930-е в пермской фабрике-кухне был открыт ресторан «Западный Урал» и четыре столовые
Сравните со зданием во Франкфурте, построенным в те же годы архитектором Баухауза Эрнстом Маем. Кстати, он один из первых немецких архитекторов приехал в СССР

К фабрикам-кухням предъявлялись определенные требования. В них должны быть три или четыре этажа, подвал, в котором находились холодильники и склады, полуподвал, где резали хлеб и располагались комнаты для персонала фабрики. Первый этаж отводился под производственные помещения, лабораторию, раздевалки для посетителей, закусочную и магазин полуфабрикатов. Второй этаж — место для обеденных помещений, третий — для банкетных и праздничных залов.

Верхняя часть достроена уже в позднее время, пропорции окон изменили

В Перми были построены две фабрики-кухни. Одна из них находилась в районе Чкалова, а самая большая — на улице Лебедева. По архивным данным, здесь были четыре столовые и ресторан, а повара готовили до 25 тысяч блюд в сутки. Позднее здесь нашли нарушения и столовые постепенно закрыли. В 1971 году открыли ресторан «Горный хрусталь».

Техникум на Уральской, 78


В советское время улица Уральская называлась улицей Коммунистических Коммун.

Углы техникума украшены балконами 
Центральная часть здания выделена башенкой над крышей

В 1938 году по проекту московского архитектора Пантелеймона Голосова на этой улице построили здание для штаба и квартиры комсостава войск НКВД. Здание имеет четкий план и украшен вытянутыми горизонтально балконами, напоминающими трибуны. Чуть позже в здании открыли механический техникум, а потом — Дом техники.

Угол оформлен вытянутыми окнами
Каких только стекол здесь нет!
Здание нуждается в ремонте

В 1948 году по решению партии и рабочих на территорию техникума перенесли могилу изобретателя электросварки Николая Славянова. Его похоронили еще в 1897 году на кладбище Свято-Троицкого собора в Мотовилихе (где сейчас мужской монастырь). Но в советские годы собор закрыли, а кладбище пришло в запустение. Рабочие вспомнили об учёном и решили его перехоронить с почестями. После опознания тело переложили в металлический гроб и организовали прощание, которое шло два дня. За это время около гроба прошло более тридцати тысяч человек. Могила до сих пор находится на территории техникума и является памятником истории федерального значения.

«Плачущий» памятник Славянову 
1948 год. Многотысячная процессия идет прощаться с ученым 
Открытие памятника Славянову. Балконы заполнены зрителями

Администрация Мотовилихинского района, Уральская, 36


Здание построили в 1930-е годы. С 1939 по 1974 годы в этом здании располагалось управление связи. В военное время здесь организовали эвакогоспиталь. В 1974 году связисты переехали, и здание отдали Мотовилихинскому исполнительному комитету народных депутатов. Сейчас здесь находится администрация Мотовилихинского района.

Когда-то в этом здании работали связисты
Центральная башня-вертикаль
Перила на балконе оформлены фигурными балясинками

Бывшая гостиница «Металлург», улица Лебедева, 9


Здание было построено в 1920-х годах. Изначально здесь находилась гостиница «Металлург», а на первом этаже в крыле по улице Лебедева работал ресторан. Сейчас в помещениях бывшей советской гостиницы работает офисный центр.

На стене — четкие вертикали с окнами. Верхняя часть украшена круглыми окошками
Угол оформлен балконами 
Вид снизу
Еще один фасад

Дом горсовета, Уральская, 82


Его построили в 1928 году, он является одним из типичных жилых домов в стиле конструктивизм в этом районе. Их строили для рабочих Мотовилихинского завода. Два соседствующих с ним Дома горсовета на Уральской, 84 и 86 на него похожи и отличаются строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Кстати, в одном из домов соцгородка провел детство композитор Евгений Крылатов, написавший песни к 160 фильмам и мультфильмам. Его родители работали на Мотовилихинском заводе. Талантливый мальчик ходил заниматься в местную музыкальную школу.

Трехэтажный жилой дом
Год создания указан в верхней части здания
Еще один дом на Циолковского, 11. Ремонтники выделили чердачные надстройки и козырек над входом красным цветом
Этот же дом издалека. Рядом — точно такой же

Ранее мы писали о шедеврах пермского конструктивизма в центре Перми. Среди них — гостиница «Центральная», бывший узел связи речного пароходства и дом, в котором бывал писатель Вениамин Каверин и жил герой романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем