Пермяк Владимир Сысоев перепробовал множество профессий. Художник по образованию, он работал и кровельщиком, и слесарем, и даже гробовщиком. Но больше всего любит что-то создавать из дерева. Из этого увлечения родилось главное дело его жизни — изготовление гитар.
Первую гитару Владимир сделал еще в 15 лет. Очень хотел научиться играть, а своего инструмента не было. Просить деньги у родителей не стал, решил, что изготовит гитару сам. Работать с деревом он на тот момент уже умел — столярничать начал с шести лет.
— За основу взял гитару старшего двоюродного брата, — рассказывает пермяк. — Делал из подручных материалов. Например, выпросил у мамы немецкий буковый стул и из его ножек сделал гриф. Полностью закончил гитару где-то за месяц. Она, конечно, получилась примитивная, неказистая. Но на ней до сих пор можно играть.
Своим учителем Владимир считает Виктора Топорова. Известный в советские годы пермский мастер рассказал о многих секретах изготовления гитар. Но еще больше информации о ремонте и создании гитар, о достижении идеальной акустики приходилось искать самостоятельно: сначала — в Горьковской библиотеке, потом — в интернете.
— Сейчас много общаемся с другими гитарными мастерами страны, делимся опытом и материалами, — комментирует Владимир Сысоев. — Конкуренции и зависти нет. Участвуем в конкурсах — это полезный опыт, потому что без общения развиваться невозможно. Среди мастеров, кстати, немало профессиональных музыкантов, которые вместо выступлений занялись изготовлением гитар.
На изготовление одной гитары уходит два-три месяца. Долгий срок связан с технологией обработки материалов, кропотливой отстройкой инструмента. Как правило, Владимир делает одновременно по две гитары.
— Меня часто спрашивают, чем гитара ручной работы отличается от фабричной, — говорит мастер. — Отличий много, одно из главных — фабричные обычно делают из фанеры. Из-за пропитки клеем она тяжелее дерева, из которого изготавливают гитары мастера. Кроме того, фабричные гитары не проходят отстройку дек. А мастера отстраивают взаимодействие верхней и нижней дек по камертону, чтобы они звучали в определенном аккорде.
К древесине для гитар предъявляют особые требования: она не должна быть рыхлой, чем меньше расстояние между волокнами, тем лучше. Владимир Сысоев изготавливает инструменты из высокогорной кавказской и альпийской ели, кедра и мадагаскарского палисандра. На накладки для грифа идет тяжелое эбеновое дерево.
— Когда только занялся гитарами, думал: раз я уральский мастер, то и инструменты буду делать из уральских пород дерева, — рассказывает Владимир. — Из дуба, ильма — северного родственника березы, яблонь. Но меня быстро разубедили. Правильно подобранная древесина звучит гораздо лучше, уральские такого эффекта не дают. Зато мастера из других городов завидуют мне белой завистью из-за материала для верхних и нижних порожков, через которые идет звукопередача. Я использую обработанную лосиную берцовую кость — это лучший вариант, который вообще существует. Кости мне привозят местные охотники.
На гитарах работы Владимира Сысоева играют музыканты по всему миру — от Норвегии до Индии и Мексики. А также ученики музыкальных школ и студенты консерваторий в разных городах России. Мастер постоянно сотрудничает с пермским гитаристом Айдаром Галиакбаровым — призовые места на крупных конкурсах тот занимал именно с инструментами работы Сысоева.
— Для Бориса Гребенщикова я сделал гитару из платана, — делится Владимир. — Это дерево в гитаростроении мало используется, но для Гребенщикова оно ценно как духовный символ. Есть даже песня о том, что он хотел бы опираться о платан. А для Геннадия Игумнова, когда он еще был губернатором Пермской области, я делал два инструмента. Он очень неплохо играет на семиструнной гитаре, заказывал инструмент, который можно брать в поездки. Потому что другие гитары у него дворянские, старше двухсот лет, очень дорогие. Моя гитара у него очень быстро стала любимой, поэтому после первой я сделал для него еще одну.
Некоторые гитары пермяка можно назвать арт-объектами. Владимир украшает их инкрустацией и резьбой по дереву. Один из недавних проектов — гитара с портретом дона Корлеоне на грифе. Инструмент приобрел экс-сотрудник уголовного розыска, который очень любит фильм «Крестный отец». Есть гитары с нарисованными портретами, их автор — супруга Владимира Евгения, она тоже художник.
Бывает, что Владимир Сысоев отдает гитары бесплатно. К примеру, третий год предоставляет инструменты для победителей музыкального конкурса в Кургане.
— Хотелось бы и в Перми поднять культуру гитары, — признается Владимир. — К сожалению, в миллионном городе с этим сложно. Хорошие педагоги по гитаре есть, но их очень мало — например, Марина Тарутина в музыкальной школе № 3, у которой учился Айдар Галиакбаров.
В числе ценителей гитар пермяка — дуэт Siberia Nuevo из Новосибирска, а также джазовые гитаристы Александр Винницкий и Алексей Кузнецов. Музыку в исполнении последнего знают даже очень далекие от искусства люди — она звучала в фильме «Семнадцать мгновений весны».
— Алексея Алексеевича Кузнецова в Пермь привозил Даниил Крамер, — вспоминает Владимир Сысоев. — Я услышал об этом, схватил свою гитару — и к нему. Он посмотрел, послушал и предложил выставляться в его магазине-салоне на Нижней Масловке. Мои инструменты и недели не провисели — все раскупили.
Ранее мы публиковали интервью с актером Театра-Театра Альбертом Макаровым, который часто выступает как поющий артист и не расстается с гитарой.