В прошлый выходной в пермском Оперном прошла премьера спектакля «Любовь к трем апельсинам» (6+) на музыку Сергея Прокофьева. Именно в этом произведении звучит знаменитый марш, которым режиссеры иллюстрировали многие художественные и документальные фильмы. Загуглите, послушайте — поймете.
Опера основана на сказочной пьесе итальянца Карло Гоцци, написавшего ее по мотивам народной сказки. Она рассказывает о том, как в вымышленном государстве пытаются вылечить заболевшего ипохондрией принца Тарталью. Король Треф бросает клич рассмешить сына, но сделать это оказывается нелегко. Принцу приглашают артистов, певцов и даже забавника Труффальдино, но ничто не может рассмешить царственную особу. Вокруг проблемы возникают заговоры, интриги, предательство, разворачивается чуть ли не война. Старая ведьма Фата Моргана попадает во дворец и случайно натыкается на Труффальдино. Она нелепо падает, чем неожиданно смешит страдающего принца. За насмешку она проклинает принца и желает ему влюбиться в первое, что ей приходит в голову — обычные три апельсина. Не спрашивайте, почему, таков сюжет сказки. Принц и Труффальдино отправляются на их поиски, пройдя через многие испытания. Труффальдино удается победить чары Морганы, и в результате принц перевлюбляется в обычную человеческую принцессу.
Вы скажете, что сюжет сказки абсурден, преувеличен и сложно закручен. Так и есть. Он вырос из площадных комедий дель арте, в которых актеры часто использовали маски и нарочитую условность, истории часто придумывали на ходу. Наложите дель арте на сложную музыку Прокофьева и вокал — и получите еще более сложное для понимания произведение.
«Принц» превращается в киборга
Сергей Прокофьев написал оперу на сюжет этой буффонады в 1919 году. Впервые ее поставили на сцене Чикагской городской оперы в 1921 году на французском языке. С тех пор она неоднократно ставилась на сценах столичных российских театров, а также шла в Самарском театре.
Пермская версия — второй опыт постановки спектакля вне столиц. Музыкальным постановщиком оперы в Перми стал режиссер Филипп Григорьян, известный по работам в Театре наций, «Гоголь-центре» и «Красном Факеле» в Новосибирске. Пермяки знают его по постановкам «Горе от ума» (12+), «Дядюшкин сон» (12+) в «Театре-театре», «Человеческий голос» (12+) и Medeamaterial (12+) в Оперном.
Режиссер Филипп Григорьян переместил действие сказки из дворца в лабораторию, поменял роли и время на современные. Обновленный сюжет таков: в научном институте ученые заняты изобретением искусственного существа, по сути, киборга, условно назвав его «Принц». В версии Григорьяна бывший король становится директором института, слуги королевства — сотрудниками и лаборантами, Фата Моргана — ученой дамой.
Части создаваемого профессором киборга никак не срастаются. Ученые рекомендуют ему рассмешить существо, ведь смех оказывает положительное нейрологическое воздействие на организм. Эксперимент удается, хоть и не сразу. Причиной веселья «Принца» и в современной версии становится Фата Моргана. И она так же мстит ему, отправив в виртуальный мир в поисках загадочных трех апельсинов.
Сюр, который есть в сказке Гоцци, становится еще ярче в пермской постановке, действие буквально превращается в театр абсурда.
VR с Бэтменом и Минни Маус
В опере есть отсылки к фантастическим произведениям. Существующая на сцене сама по себе голова «Принца» напоминает голову профессора Доуэля, собранный киборг — робота Бендера, ученый — профессора Хьюберта из мультсериала «Футурама» (12+), образы в искусственной реальности — супергероев.
Мир VR театральные художники создали на заднем плане сцены. Герои попадают в него, надев специальные приспособления. Виртуальный мир более совершенен и героичен, но при этом бесцветен и смешон. Он выглядит гротескным и является пародией на происходящее, подчеркивая его абсурдность. Мир искусственной реальности связан с карикатурой: например, «Принц» в нем становится Бэтменом, а принцесса, которую Фата Моргана по сюжету сказки превращает в крысу, — Минни Маус.
Зрители, присутствовавшие на премьере, от души смеялись над карикатурными моментами и уловили замысел авторов — показать абсурдность, комизм и паясничанье, свойственные фарсу. Недаром Труффальдино одет в клоунский парик, у ученых на минуту появляются клоунские носы, а у Короля — забавный яркий бантик. Но в зрительном зале были слышны и отклики «ну и галиматья, мешанина, надо же такое придумать». Не вся публика была готова считывать режиссерские замыслы, многие просто поленились прочитать в программке, что это комедия дель арте — по сути, комедия масок, на чем, собственно, режиссер и сделал акцент. Да и смотреть постановку лучше, почитав историю пьесы «Три апельсина».
Единственное, что мешало восприятию, — слишком много белых халатов на артистах хора. Они исполняли роли научных сотрудников и лаборантов. Мелькание второстепенных персонажей напоминало броуновское движение. Но, возможно, это специальный прием или метафора, чтобы показать некий хаос, из которого рождается материя. Ученые в спектакле похожи на маленький народ, навсегда облаченный в белые халаты. Они сочувствуют, смеются и сопереживают всему происходящему, как некий организм, отвечающий за эмоции.
Музыкальным руководителем спектакля выступил главный дирижер театра Артём Абашев. Роль Трефа исполняет Владимир Тайсаев, «Принца» — Борис Рудак, Труффальдино — Сергей Власов. В других ролях — Наталия Ляскова, Константин Сучков, Алексей Светов, Лариса Келль. В команде проекта: художник по костюмам Влада Помиркованая, художник по свету Алексей Хорошев, хормейстер-постановщик Евгений Воробьёв, хореограф Анна Абалихина, драматург Илья Кухаренко.
Недавно мы рассказывали еще об одной премьере в театре — опере «Дон Жуан» (18+). В ней много арт-объектов, а артисты поют не на сцене, а в оркестровой яме.