«Дикий мир прекрасен, но там надо выживать». В пермском Театре-Театре поставили «Мы» по Замятину

Мы побывали на премьере и пообщались с авторами постановки. В их числе — Егор Дружинин

На приеме у докторов номер D-503 пытается излечиться от любви

На приеме у докторов номер D-503 пытается излечиться от любви

Поделиться

В эти дни в Театре-Театре идет премьера нового спектакля «Мы» (16+), поставленного по антиутопии Евгения Замятина. Роман был написан сто лет назад. Драматургия сюжета раскрыта на языке современного танца, который создали сами артисты театра под руководством режиссеров-хореографов Егора Дружинина и Димы Масленникова. Мы посмотрели спектакль и поговорили о нем с авторами и артистами.

Идеальный мир или тюрьма?


Действие спектакля «Мы» происходит в некоем фантастическом будущем, в идеальном Едином государстве, мире высших технологий, отделенном от прочего мира дикарей невидимой стеной. В этом замкнутом пространстве всё четко, понятно, едино и беспечно. И даже любовь здесь происходит по записи. Здесь нет понятия «я», а есть понятие «мы». Люди двигаются как роботы, у них нет имен, им присваивают номера.

Жители идеального государства едины, поэтому танец поставлен на похожих по рисунку движениях

Жители идеального государства едины, поэтому танец поставлен на похожих по рисунку движениях

Поделиться

Главный герой D-503 — ученый, инженер, такой же, как и сам Замятин, по сюжету романа он создатель интеграла — машины, которая может перенести идеи Единого государства в другие миры. Он привык жить по законам своей страны, но влюбляется в бунтарку I-330, которая противостоит системе идеального государства. Вместе с ней он попадает во внешний Дикий мир — люди там не знакомы с высокими технологиями, они живут настоящими, а не выверенными чувствами. Там есть место сомнениям, проблемам и беспорядкам.

В Едином государстве любовь по расписанию. O-90 записана на D-503

В Едином государстве любовь по расписанию. O-90 записана на D-503

Поделиться

Марат Мударисов исполнил роль D-503, Валерия Веретенникова — О-90. В спектакле только один состав актеров

Марат Мударисов исполнил роль D-503, Валерия Веретенникова — О-90. В спектакле только один состав актеров

Поделиться

Власть в идеальном Едином государстве настолько абсолютна, что на выборах Благодетеля — правителя государства ни у кого даже не возникает понятие «нет», здесь все говорят только «да». Поэтому в очередной день выборов, показанный в одной из сцен спектакля, всё начинается как обычно — люди поднимают только синюю руку, обозначающую «за». Но вдруг всё меняется — находится человек, который поднимает красную руку — «против». Его поддерживают другие бунтари, количество рук на экране, демонстрирующем картину выборов, увеличивается. D-503 взрывает стену и открывает мятежникам выход во внешний мир, но в итоге их все-таки предает. Восставших, в том числе I-330, находят и казнят.

Все — за? Иначе и быть не может

Все — за? Иначе и быть не может

Поделиться

Бунтарь поневоле


Кажется, что спектакль поднимает политические темы, в том числе выборов и абсолютной власти. Но создатели спектакля говорят, что больше хотели показать не политическую сторону, а историю главного героя.

Режиссер-хореограф спектакля Егор Дружинин

Режиссер-хореограф спектакля Егор Дружинин

Поделиться

— Это более человеческая история, — уточняет Егор Дружинин. — Мы стараемся с уважением относиться к источнику, в котором главный герой — бунтарь поневоле. Ему нравится быть «винтиком» в хорошо отлаженной машине Единого государства, о чем он постоянно пишет в своих дневниках согласно тексту романа. Он просто имел несчастье влюбиться, и условием его возможной новой жизни стало принятие тех принципов, которым следует его избранница. В этом его конфликт с самим собой. Любовь он определяет как душевную болезнь и идет к докторам. Мы бы не хотели в этом смысле ничего менять.

Команда врачей пытается оказать главному герою помощь — избавить от фантазий

Команда врачей пытается оказать главному герою помощь — избавить от фантазий

Поделиться

К разговору присоединяется художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм.

— Параллели, которые проводят зрители, это не страшно, — говорит Борис Мильграм. — Любовная история главного героя потребовала другой свободы. А свобода в данной системе координат ограничена. Когда ты не видишь стенку, то всё хорошо, а когда натыкаешься на ограничения, как главный герой, то требуется выход на другую территорию. У нас (в стране. — Прим. ред.) этой стенки не видно, поэтому проходят не революции, а маленькие бунты.

Главный герой и боится бунтарку, и влюбляется в нее. В роли I-330 — Вероника Гильмутдинова

Главный герой и боится бунтарку, и влюбляется в нее. В роли I-330 — Вероника Гильмутдинова

Поделиться

— У каждого преграда — своя, — дополняет Егор Дружинин. — Мы не занимаем ничью сторону. Дикий мир прекрасен. Только там нужно выживать, бороться с обстоятельствами.

Сценография — и геометрия, и мистика


По словам Егора Дружинина, в сценографии есть дань уважения тем веяниям, которые были модны, — футуризму и конструктивизму. Сценография спектакля графична, состоит из геометрических фигур, которые соответствуют идеальному выверенному миру.

Символ спектакля — два одинаковых гексагона-шестиугольника. Из них состоит стена, ограждающая Единое государство от остального мира

Символ спектакля — два одинаковых гексагона-шестиугольника. Из них состоит стена, ограждающая Единое государство от остального мира

Поделиться

— Кажется, что спектакль про будущее делать легко, но на самом деле нет, — рассказывает художник Вера Никольская. — Никто не знает, что это, потому что не с чем сравнить. У меня была двойная задача — показать мир будущего, при этом закрытый мир. И здесь на помощь пришла геометрия. Мир «Мы» упорядоченный, в нем много белого и серого цвета, ведь Единое государство стерильно и универсально. Основное действующее лицо — шестигранник. Для меня это мистическая фигура, потому что, с одной стороны, она стабильна, а с другой — внутри нее сосредоточена энергия любви и счастья, которая пытается вырваться наружу.

Художник-сценограф Вера Никольская

Художник-сценограф Вера Никольская

Поделиться

Символом спектакля стали два одинаковых гексагона — шестиугольника, похожих на соты. По мнению художницы, эти фигуры символизируют одинаковость, равнодушие и стабильность жизни в государстве.

— Занавес из металлических прозрачных конструкций вынесен в зрительный зал. Это стена между Единым миром и Диким миром. В какой-то момент его движение напоминает затвор фотоаппарата, мы наблюдаем за героями через объектив, — объясняет Вера.

Художник по костюмам Ирэна Белоусова

Художник по костюмам Ирэна Белоусова

Поделиться

Даже на костюмах, выполненных художницей Ирэной Белоусовой, вырисованы маленькие шестиугольники. В антиутопии Замятина жители Единого государства носят «юнифы» — униформу. Но художница сделала для них разную одежду.

Костюмы персонажей фантастичны

Костюмы персонажей фантастичны

Поделиться

— Нам показалось, что изображение номеров на груди — достаточная унификация. Костюмы придуманы в общей минималистичной эстетике, ведь все жители государства разные, у них разное предназначение и профессии.

Фигуры на бумаге


Авторы называют спектакль «физическим театром», а не пластическим спектаклем. В нем участвуют не только артисты балетной труппы театра и танцовщики, прошедшие кастинг в этот спектакль, но и драматические артисты. Главную роль в спектакле исполняет Марат Мударисов — артист музыкального театра по образованию.

— Мне было очень сложно, потому что это новый язык для меня, испытание, но спасибо хореографам, — признался Марат. — Мне кажется, что пластику делали под меня.

— Ему кажется, — тут же рассмеялся Дима Масленников. — Была создана такая лаборатория, в которой любое движение можно было представить в виде линии, круга или сочетания этих геометрических фигур. Например, волна — это сочетание сегментов круга. Мы с ребятами начали заниматься этой лабораторией, они писали свои партитуры на бумаге, а потом вставали и «рисовали» эти фигуры телом. И так мы создали пластический язык для этого спектакля.

Режиссер-хореограф Дима Масленников

Режиссер-хореограф Дима Масленников

Поделиться

— Форма в этом спектакле — пластика, но она работает на идею, — дополняет Егор Дружинин. — Основой любого сценического произведения является действие. Наши герои действуют, живут в определенных обстоятельствах, борются, смиряются, предают, смиряются, ищут друг друга. И это всегда глаголы.

Начинали работать без музыки


Процесс создания спектакля и репетиции начались, когда музыка к нему еще не была написана. За ее создание взялся молодой композитор Евгений Тейлор, с которым Егор Дружинин познакомился на проекте «Танцы» (6+).

Финал спектакля

Финал спектакля

Поделиться

— Мы не имели рабочего материала, поэтому начали работать без музыки, — говорит хореограф Дима Масленников. — Движения записывали на видео и отправляли композитору. И наоборот — он высылал нам музыкальные части, и мы ставили танец под них. Вы бы видели эту переписку!

Композитор Евгений Тейлор

Композитор Евгений Тейлор

Поделиться

Артисты ни разу не видели композитора. Он приехал уже на премьеру спектакля.

— Я впервые увидел спектакль в день предпоказа, — признался Борис Мильграм. — Было впечатление, что композитор сидел с нами в зале и писал музыку под движения танцовщиков. Настолько органично!

Ранее мы писали о новых операх в Пермском театре оперы и балета «Любовь к трем апельсинам» (6+) и «Дон Жуан» (18+).

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter