11 апреля воскресенье
СЕЙЧАС +4°С

Душевная рана или своевременный спектакль? В Пермском оперном прошла премьера «Кармен» в режиссуре Богомолова — мнения зрителей

Новая опера вызвала самую разную реакцию у многих любителей театра. Публикуем их отклики и мнения экспертов

Поделиться

Зритель привык видеть Кармен в образе страстной испанки. Из того образа на новой «Карменвумен» — красная юбка, но совсем другого оттенка. В роли главной героини — Наталия Ляскова

Зритель привык видеть Кармен в образе страстной испанки. Из того образа на новой «Карменвумен» — красная юбка, но совсем другого оттенка. В роли главной героини — Наталия Ляскова

Поделиться

Отзывы на оперу «Кармен»

В эту субботу в Пермском театре оперы и балета прошла премьера оперы «Кармен» (18+). На событие приехали любители оперы со всей страны. Но постановка не вызвала однозначных восхищенных мнений публики и даже экспертов.

Над постановкой оперы Жоржа Бизе работали режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский и сценограф Лариса Ломакина.

За основу они взяли первый вариант оперы, премьера которой прошла в Париже в марте 1875 года. В ней музыкальные сцены сопровождают прозаические диалоги. Константин Богомолов создал их на основе французского либретто, сохранив сюжет и дополнив текст новыми деталями. За основу сценографии пермской версии «Кармен» сценограф и архитектор Лариса Ломакина взяла ржавое железо.

Действие оперы происходит в Одессе, а сама Кармен — не испанка, а еврейка с Молдаванки. Многих удивил и ужаснул неожиданный финал — героиня погибает под звуки бензопилы.

Менора на столе. По замыслу Константина Богомолова, Кармен — еврейка 

Менора на столе. По замыслу Константина Богомолова, Кармен — еврейка 

Поделиться

«Уже не игры в узком кругу коллег, не капустник и не репетиция»

Публика критично восприняла спектакль. Особенно негодовали постоянные зрители Оперного театра. Кто-то сравнил постановку с капустником на тему Бизе, другие увидели в постановке китч, третьи обвинили Константина Богомолова в стёбе.

Одним из первых из театральных профессионалов об опере написал художник по свету Алексей Хорошев, дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска». С 2014 года он занимает в Оперном должность художника по свету. Он направил письмо Константину Богомолову, но после того как тот не откликнулся на него, опубликовал обращение в Facebook.

В роли Эскамильо — Энхбат Тувшинжаргал

В роли Эскамильо — Энхбат Тувшинжаргал

Поделиться

«Поговорим о Кармен, — пишет Алексей. — Хочу донести до вас ту душевную рану, которую нанес мне и близким мне людям ваш спектакль и особенно финальная сцена, где стихи великого солнечного поэта, цельные и самоубийственные в своей искренности и мощи, оказались буквально искромсаны бензопилой, разъяты на кровоточащие ошмётки и скормлены — вложены в уста маньяку Соколову и бедолаге Хозе. <...> Или этого вы и добивались — треша и угара? Все смотрели любимого вами Тарантино, я видел Триеровские «Антихрист» (18+) и «Дом, который построил Джек» (18+). Так вы и близко не стояли, а уж к Маяковскому тем более. Игры, в которые вы заигрались, — уже не игры в узком кругу коллег, не капустник и не репетиция. На которых, да — было весело. Приколы из тусовки не прокатывают на публику. Поржали, и хватит. Или уж хулиганить, так по полной — по-тарантиновски. Кишка тонка? Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам?»

На другой день на своей же страничке Алексей опубликовал Upd к предыдущему тексту. «Уже раздаются призывы оскорбленных запретить, уволить, разогнать. Вот только давайте без этого!»

«После последней премьеры ощущение использованности, — оставила отклик в группе театра детский психолог Елена Чунарева. — Приехал новый модный режиссер, денег заработал, даже пресс-конференцию не счел нужным провести, за твой счет похайпил (слабовато, правда, может больше), еще и зрителей дураками назвал (вполне нормальное поведение для интеллигентного человека, да?). <...> Это глум. Каким бы постмодернизмом это ни объясняли. Так что, извините. Пусть я останусь провинцией».

Зачем связывают главную героиню? Узнаете, когда придете на спектакль

Зачем связывают главную героиню? Узнаете, когда придете на спектакль

Поделиться

Журнал Woman.ru одним из первых опубликовал отклик на новую постановку.

«Идя на постановку Константина Богомолова, стоило ожидать, что на сцене будет происходить что-то очень резонансное и аутентичное. И как бы ни готовили себя зрители, некоторые новаторства худрука всё равно оставили много вопросов. Зрители вышли в шоке с премьеры Богомолова в Перми, — пишет автор публикации Екатерина Чернова. — Сами критики предпочитают не давать прямой оценки, говоря лишь что-то в духе "очень специфическая постановка". Примечательно, что талант актеров и оперных певиц не вызвал сомнений и вопросов — пермские и московские артисты прекрасно справились с задачей. Неоднозначные впечатления спровоцировало лишь авторское "я так вижу"».

Автор телеграм-канала «Антиглянец» еще до конца премьеры опубликовал свой отзыв.

«Даем прямое включение из Пермского театра оперы и балета, где идет премьера "Кармен" в постановке Константина Богомолова. Ну что, Константин Юрьевич снова хочет скандала. Судите сами, вот вам пара деталей, помимо фоточек. Хосе получает вместо цветка засохший использованный тампон, среди героев имеется еврей ежик, действие происходит в Одессе 1913 года. Много шуток, которые можно трактовать как антисемитские».

«Крутой, современный и своевременный спектакль»

Но есть на постановку и положительные, и даже восхищенные отзывы.

Под постом Алексея Хорошева откликнулась пермская художница Ольга Пешкова: «А мне очень сегодня понравилось. Просто огонь».

Александр Михайлов, культуролог, преподающий в Высшей школе экономики, выступил за правомерность постмодернистской постановки в театре и обратился к Алексею Хорошеву и другим зрителям. «Логика КЮ (Константина Юрьевича Богомолова. — Прим. ред.) как постмодерниста — вычистить текст от наслоений, высветить смыслы оригинала за счет снятия слоев, — написал Александр. — Вы защищаете оригинал, ок. Но какого черта вы не защищаете архитектуру, когда у вас постмодернизм немотивированный в таком количестве по городу? Бизе дорог, а греко-римский ордер — дрянь? Для меня это самая непошлая "Кармен" из виденных».

«Поет хор Одесского морского порта»

«Поет хор Одесского морского порта»

Поделиться

Культурный обозреватель, актриса, ведущая радиостанции «Эхо Москвы в Перми» и организатор фестиваля Моноfest Нина Соловей нашла спектакль современным, заставляющим думать. Она оставила свой отклик в сторис Instagram. «Что не понравилось? Подсветка у баннера в фойе. Тени от людей и частей тела… — иронично начала Соловей. — Что понравилось? Всё! Крутой, современный и своевременный спектакль. Я много смеялась. Много переживала. Сейчас буду много думать. О настоящем. И о том, что мы не только в театре не хотим смотреть правде в глаза, но и в жизни всё больше врем и готовы спать в белых польтах. Хочу поздравить весь Perm Opera and Ballet Theatre и любимых артистов Пермский академический Театр-Театр с великолепной премьерой! Спорить и спойлерить не буду. Оставлю это на потом».

Сцена из спектакля

Сцена из спектакля

Поделиться

Экс-координатор фонда «ДедМорозим» и опытный зритель Арина Плюснина поделилась подробным впечатлением от увиденного на своей страничке в Instagram. Она порекомендовала пермякам сходить на оперу.

«За три часа оперы Богомолова не было ни секунды, чтобы зевнуть, режиссер протащил на всех парах через историю, начав в старте века и закончив в сводках сегодняшних новостей, — написала зрительница. — Для меня это подмигивание, что сюжет мог развернуться хоть где, а Кармен может быть студенткой филфака ПГУ, работницей одесской фабрики или офицером Росгвардии — обстоятельства не важны. Нам рассказали "Карвумен", историю о современной женщине, в том числе обо мне, лично я героиню поняла во всём и для меня она не отрицательный персонаж. Эта история рассказана холеричным, умным и эмоциональным рассказчиком, который то и дело отвлекается то на одни, то на другие параллели, шутит и торопится. Рассказчик снял много слоев штукатурки с известной постановки. В одном только Пермском театре оперы и балета "Кармен" ставили больше десятка раз. Из-под слоев пыли и рюшек на алой юбке рассказчик достал, как ему кажется, главное и рассказал по-своему. Да, имело место заигрывание с публикой. Да, спектакль больше бы подошел сцене Драматического театра, чем Театра оперы и балета. <...> На вопрос, стоит ли идти, я отвечаю "да". Не за гениальным спектаклем, какими были "Жанна на костре" (18+), "Травиата" (18+), "Королева индейцев" (16+) и многие другие на сцене нашего театра. А за тем, чтобы увидеть "Кармен", какой вы не видели ее никогда. В общем-то, именно это было заявлено с самого начала. А еще за тем, чтобы увидеть прекрасных артистов в главных ролях и новых амплуа. Браво!»

«Пермь снова стала модным местом»

Редактор отдела культуры издательского дома «Компаньон» Юлия Баталина опубликовала большой обзор новой «Кармен». Она назвала постановку не оперой, а «спектаклем по мотивам» и нашла много теле- и кинопараллелей. Публикуем выдержки из статьи.

«Это даже не мюзикл — это драматический спектакль с оперными фрагментами. <...> Константин Богомолов в оперной постановке обильно вставляет в действие драматические фрагменты, а также субтитры, пантомиму, балет, перформанс, народное и эстрадное пение, ну и так далее — вплоть до стриптиза.

Это такое постмодернистское шоу, где эстетика разных театральных жанров сочетается с приемами немого кино (субтитры — чуть ли не главное выразительное средство постановки). Средой, в которую перенесено действие, стала как раз Одесса пред- и постреволюционных времен. Сюжет пермской "Кармен" с "Ликвидацией" (16+) многое роднит, вплоть до совпадения некоторых имен: фамилия главного героя сериала — Гоцман, а в "Кармен" действие происходит в окрестностях табачной фабрики Гозмана. Есть и другие кино- и телевизионные параллели: Кармен оказывается той самой Сонькой Золотой Ручкой, про которую тоже снят сериал (16+) (кажется, даже не один).

На заднике — параллельная трансляция действия

На заднике — параллельная трансляция действия

Поделиться

<...> Богомолов жонглирует зрительскими эмоциями, то бросая косточку в виде смешного эпизода или каламбура в субтитрах, то окатывая кипятком из оскорбительных фраз или шокирующих подробностей. Тут сложно выбирать сторону, сложно понимать, что такое хорошо и что такое плохо, потому что любой выбор по определению проигрышный: ты окажешься в позе либо оскорбленного, либо хама, а ни того, ни другого не хочется.

<...> Пермь снова стала модным местом! Первоапрельская шутка о 28 частных бортах, приземлившихся в Большом Савино, даже не воспринималась как шутка. В этом смысле затея удалась. Удачно и то, что этот опыт театр может не повторять, а снова выбирать свой путь.

За последние пару дней мне неоднократно довелось выслушать слова сочувствия по поводу того, что мне приходится "об этом" писать. Сочувствовать здесь не стоит: трудно, когда о спектакле сказать нечего, а когда он рождает столько мыслей, писать легко и приятно. А "Кармен" Бизе вытерпела уже столько разных интерпретаций — удачных и совсем неудачных, что вытерпит и эту. О ней переживать не приходится».

Ксения Собчак: «Меняющий правила игры в искусстве»

На премьере побывала и Ксения Собчак, жена режиссера Констанина Богомолова. Ей опера очень понравилась, и она поддержала своего мужа в посте в Instagram.

«Какое же это прекрасное — сидеть в зале и гордиться своим мужем. Непрекращающиеся овации и восторг на премьере оперы "Кармен"! Видеть восторг зала и понимать, что ты живешь с человеком не просто очень одаренным, а меняющим правила игры в искусстве. Люблю. Горжусь. Полный восторг», — написала Ксения.

Ксению Собчак и Константина Богомолова наш фотограф поймал в день премьеры перед входом в театр. Они фотографировались со зрителями

Ксению Собчак и Константина Богомолова наш фотограф поймал в день премьеры перед входом в театр. Они фотографировались со зрителями

Поделиться

Реакцией на прочитанные отклики стал пост самого Константина Богомолова, опубликованный сегодня: «Назло дуракам выкладываю пьяную сцену и сегодняшние поклоны. Успех и доказательство того, что жизнь, дыхание сценического счастья и свободы, переживаемых артистами, вовлеченность публики, увлекательность истории вкупе с виртуозностью исполнения — важнее "правил", возмущений хранителей пыльной вечности Уилсона, Селларса, Кастеллуччи, но такого модного, "умного, тонкого режиссера" (с). Спасибо, больше не надо».

Константин Богомолов в день премьеры

Константин Богомолов в день премьеры

Поделиться

Ранее мы публиковали фоторепортаж с премьеры и рассказывали чуть больше о самой опере.

оцените материал

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ7
  • ПЕЧАЛЬ18

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...