В Перми прошла пресс-конференция, посвященная открытию Дягилевского фестиваля. На ней собрались не только журналисты, но и фанаты музыки и творчества Теодора Курентзиса. Встречу провели сам маэстро и губернатор Прикамья Дмитрий Махонин. Ее участниками также стали композитор Леонид Десятников, хореограф Нанин Линнинг и куратор образовательной программы фестиваля Анна Фефелова.
Художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис отметил, что для него большое счастье вернуться домой.
— Дягилевский фестиваль — это мой главный проект, он длится десять лет, — сказал дирижер. — Есть какое-то волнение, потому что долго не проводили.
Теодор поблагодарил Дмитрия Махонина за помощь в организации.
— Низкий вам поклон, большая благодарность, — высказался Теодор. — Несмотря на проблемы, которые появились из-за пандемии коронавируса, осенью мы смогли запустить еще один проект — «Дягилев плюс» (18+), а сейчас открываем большой фестиваль. Наша ДНК стала еще мощней. Как говорится, что нас не убивает, делает сильнее.
Губернатор отметил, что задача пермских властей — поддерживать проведение фестиваля, который имеет большое значение для культурной жизни страны. Дмитрий Махонин связывает фестиваль с вовлечением в музыку талантливых детей и проведением мастер-классов в будущей школе искусств, которую начнут строить в Перми в этом году.
— Теодор сказал, что у него есть желание заниматься с нашими молодыми дарованиями, — отметил Махонин. — Также мы думаем о создании фонда, посвященного проведению фестиваля, обучению детей, сохранению и воссозданию наследства Дягилевых. Сейчас мы проводим консультации с крупными организациями, институтами, промышленниками и будем приглашать их участвовать в наблюдательном совете этого фонда. Надеюсь, нам удастся решить в этом году все эти нюансы, дальше будем развивать движение фестиваля в рамках созданного фонда.
Махонин пожелал маэстро успеха и максимального количества оваций.
— Теодор, мы всегда тебя ждем, — сказал губернатор, положив руку на плечо дирижера. — Считай, что ты навсегда пермяк, ты дома, а дома и стены помогают.
Теодор Курентзис ответил на вопросы журналистов и публики. Приводим ответы на некоторые из них.
59.RU спросил у маэстро, почему в этом году нет фестивальных событий на сцене оперного театра.
— Вы правильно заметили, — ответил Теодор Курентзис. — Мы делаем открытие, и ряд концертов — в ДК Солдатова, эта площадка немного лучше по звуку и вмещает больше зрителей. Дело в том, что когда я создал этот фестиваль, было непонятно, что будет с оперным театром, — новое руководство, новые сплетни... Планировать в театре, в котором — на тот момент — неизвестно, кто будет директором, было рискованно. Поэтому я пытался делать программу, которая не нуждается в участии оперного театра, руководителем которого я сейчас не являюсь. Чтобы создавать хороший фестиваль, нужно чтобы было слияние эстетики и общего видения. Если этого нет, ничего не получится. Поэтому, когда я был руководителем и театра, и фестиваля, было слияние, был один человек. А сейчас я не знаю, возможно ли это.
Теодор отметил необходимость обновления театра и выбора своей линии развития.
— Театр должен всё-таки учиться аккумулироваться без меня, — продолжил маэстро. — Даже когда вы спрашиваете Артёма (Абашева, главного дирижера Пермского театра оперы и балета. — Прим. ред.), людей, которых я пригласил, они дергаются, когда их ассоциируют со мной. Потому что они хотят свою жизнь, а не быть в тени Теодора. И правильно. Надо давать им возможность аккумулироваться и делать свое. Но я буду счастлив и рад подключить их к проекту. Хороший фестиваль всё время следует внутренней линии, но при этом обновляет себя. Значит, и театр в каком-то смысле должен следовать какой-то определенной линии, но всё время обновляться. Кто знает, может, это и к лучшему, что я ушел, и это новая эпоха. История покажет.
Зрители спросили у Курентзиса, есть ли шанс, что он вернется в пермский театр.
— Это первый прилет в моей жизни, когда я не возглавляю оперный театр, — ответил худрук фестиваля. — Летом я дирижировал в Зальцбурге, в этом году была пара постановок… Это то, о чем мечтают все дирижеры оперы. Когда ты свободен, ты всё время думаешь об опере, а когда занят в опере, мечтаешь о свободе. Сейчас театр имеет свое руководство, уже принято какое-то решение, есть определенные люди. Мы должны довериться, посмотреть, что они будут делать. Я в каком-то смысле житель этого города и как зритель буду рад, если в театре будут хорошие постановки, качественные.
Прозвучал еще один вопрос: почему маэстро называет Пермь своим домом?
— А почему нет? Так сложилось, что я долго жил здесь, люблю это место, и здесь мои родные собаки, — улыбнулся Теодор. — Невозможно ответить, почему, но не из-за красивой архитектуры. Есть другие органы чувств, помимо глаз и ушей.
Фестиваль начнется сегодня с исполнения симфонии «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова. Хор и оркестр musicAeterna впервые исполнят ее в Перми. В премьере задействованы 200 человек. Открытие фестиваля (16+) пройдет в ДК Солдатова в 20:00.
Дягилевский фестиваль (18+) продлится 11 дней. С его программой можно ознакомиться в нашем обзоре. Все изменения фиксируются на сайте оперного театра.