Этой зимой в Перми снимают еще одну часть киноальманаха «Кино=Добро» (0+). На этот раз это история о бывшей балерине, но сюжет пока держится в секрете. Главную роль в нем исполняет народная артистка РФ Ольга Волкова, известная по фильмам «Небеса обетованные», «Забытая мелодия для флейты», сериалу «Папины дочки», где она играет бабушку девочек. Мы встретились с актрисой на киноплощадке.
Ольга Волкова — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации. Родилась в Ленинграде в 1939 году в семье потомственных актеров. Играла в ленинградском Театре комедии, БДТ, московских театрах. Снялась в 160 фильмах. Наиболее известные спектакли с ее участием — комедийный мюзикл «Захудалое королевство» (0+), фильмы «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (16+), (16+), «Остров сокровищ» (6+), «Вокзал для двоих» 12+), «Шапка Мономаха» (12+), «Жестокий романс» (12+), «ТАСС уполномочен заявить» (12+), «Небеса обетованные» (16+), ситком «Папины дочки» (16+), где исполнила роль бабушки Антонины Семеновны Гордиенко.
Киноновеллу «Балерина» снимает режиссер Михаил Расходников, автор фильмов «Временные трудности» (12+), «Дорогой папа», «Номер один» (12+), «Недетский дом» (16+). Оператор фильма — Иннокентий Вахрин. Курирует съемки фильма Антон Богданов.
Фасад старой двухэтажки 40-х годов постройки на Глеба Успенского обветшал, местами отвалилась штукатурка, виден кирпич. Сюда за главной героиней приезжает таксист — сюжет не раскрывается, неизвестно, стала ли двухэтажка киношным домом главной героини или, например, она приезжала сюда в гости.
Так или иначе в сцене Ольга Волкова — в коричневом пальто, шапочке в стиле ретро, — выходит из подъезда и машет рукой таксисту, изящно идет к машине и садится в нее.
Таксист трогается, едет, правда, с трудом — мешают неубранные сугробы. Ребята из кинокоманды то и дело подталкивают арендованный для съемок Mercedes-Benz W123 1980-х годов и расчищают путь лопатами.
Съемки сцены продолжаются уже внутри автомобиля. Герои разговаривают между собой, но находящимся снаружи их диалог не слышен.
Иногда на площадке появляются жильцы дома. Ассистенты жестами просят их остановиться, и те замирают на ходу, пережидают дубль. После 23 часов режиссер просит киногруппу говорить исключительно шепотом, чтобы не нарушать покой жильцов.
— Что вас заинтересовало в этом фильме, почему решили в нем сыграть? — спрашиваем у Ольги Волковой.
— Тема балета и музыки, — отвечает Ольга Владимировна. — Это очень мое. Я мечтала о балетной школе в юности. Даже пыталась поступить на балет, но меня не приняли по физическим данным. Но всё равно я занималась танцами во Дворце пионеров и много выступала на концертах, озорничала, показывая танцующих детей. Даже в инстаграме где-то есть, как я на капустнике показываю, как дети танцуют «Татарочку» и «Яблочко». Я очень люблю музыку, невероятно. И мне нравится в этом фильме сюжет, идея.
— Можете рассказать о вашей героине, о сюжете?
— Рассказать — значит выдать, тогда сюжет не будет неожиданностью для всех. Режиссер сказал, что по этой теме собираются снимать полный метр. Там была какая-то горькая история, но авторы решили сделать ее более поэтичной. Сейчас уходит поколение за поколением, и меня огорчает то, что о человеке вспоминают уже потом, когда его нет. Вот сейчас ушел Куравлёв, деменция у него была (артист Леонид Куравлёв находился в доме престарелых из-за прогрессировавшей деменции. — Прим. редакции). Интеллигентнейший человек. Я не про родственников говорю — никто его не бросал, и это не зло — сдать человека в больницу. Но можно было упредить, чем-то помочь. Есть киносоюзы. Сколько денег принес тот же Куравлёв казне за счет проката фильмов? Я и на себе испытала, как люди поворачиваются к тебе спиной. То же и с театральными актерами. Они же не получают с каждого спектакля, у них очень скромные зарплаты. Есть союз [театральных деятелей], театральная общественность, так почему же не заботиться об актерах? Я думаю, что судьба и этой героини, если авторы будут делать полный метр, похожа на то одиночество, в котором оказывается человек, прослужив и отдав жизнь театру. Некоторые люди бросают своих родных и близких. Особенно это сильно сейчас, когда в обществе, особенно в Москве, усиливается социальная дистанция между благополучными и неблагополучными. Я-то не страдаю от этого, но когда вижу, как уходят достойные люди и нет никакой помощи, переживаю за них.
— Сюжеты альманаха «Кино=Добро» будут посвящены также молодежи и ее отношениям со взрослым поколением. Вы общаетесь с молодежью в театре, на киноплощадке и в семье. На ваш взгляд, эти ребята другие, понятны вам?
— Конечно, другие, как и каждое поколение. И мы были другими по отношению к старшему поколению, многих огорчали, и я огорчала. Я была несерьезно настроена на профессию, пока не начала получать по шее — сюда не взяли, туда не взяли. И я поняла, что я хочу, что я, пожалуй, докажу. Хотя нужно было просто раньше заняться этим и подготовиться, как говорил мне дед (актер Иван Вольский. — Прим. редакции). И сейчас так же. Кто-то очень серьезный, и есть какие-то вундеркинды, которые помешаны на шахматах, физике, изобретениях. Поражают они — просто инопланетяне. Есть и безбашенные, которые помешаны только на каких-то модных татуировках и ярких образах. Но это проходит. У каждого поколения свои бзики и переходные возрасты. Часто бывает, что инфантильность затягивается и переход из подросткового возраста во взрослый бывает очень тяжелым. Я знаю, что такое случается — у меня шесть внуков и двое правнуков. Но надо помогать и дожидаться, и ни в коем возрасте не объявлять войну.
— Это свойственно современным поколениям или и раньше такое было?
— Так как я всю жизнь работаю в театре, а этот сезон у меня 65-й — и в кино, и в театре, и было по три спектакля в день, репетиции, то дома помогала мама. Когда ее не стало, приходилось брать в помощь по дому какого-то человека, который бы готовил обеды. Но, конечно, я до сих пор помогаю детям и слежу. Бывает трудно пережидать ошибку за ошибкой, но нужно дожидаться. Это очень трудно бывает, по своему опыту скажу. Но надо терпеть, и помогать, и быть рядом.
— Вы упомянули «Инстаграм». Активно пользуетесь соцсетями?
— Конечно, иначе как многое узнать? По телевизору же не всё рассказывают. В соцсетях очень много бывает чепухи, но и много интересной информации, я с благодарностью читаю и перекидываю себе, чтобы потом подробней почитать. Например, рекомендации фильмов и книг. Вот сейчас сын (Иван Волков — российский актер и композитор. — Прим. редакции) сыграл в Питере спектакль. Взорвалась пресса, и я узнала об этом через «Фейсбук», как ему воздали.
— Вы бывали в Перми раньше?
— 50 лет назад. В 1970-е годы были здесь на гастролях с Ленинградским театром комедии — играли спектакли и репетировали пьесу Брагинского и Рязанова «Сослуживцы» (12+). Жили в гостинице недалеко от театра. Раньше гастроли были месяц, это время ты живешь в городе и хорошо его узнаёшь. На гастролях я всегда стараюсь попасть в гости, это помогает познакомиться близко и с городом. Тогда я познакомилась с людьми из Пермского классического университета, это были удивительно красивые люди. Я узнала, какое количество петербуржцев осталось здесь после эвакуации. А еще в сороковые годы в Перми был Кировский театр, и часть ленинградской балетной школы осталась в этом городе. Быть в годы войны на расстоянии от близких было для них сильным испытанием — когда началась блокада, они не могли ни выехать к ним, ни похоронить тех, кто погибал. Ничего нет страшней, чем потерять родных и не быть рядом с ними в такой момент, не проводить их. Это было такое потрясение для меня, легло мне в душу.
— А на пермский балет вы успели сходить?
— К великому сожалению, нет — во время гастролей спектакли в наших театрах совпадали. Но я была на спектакле с участием пермячки Надежды Павловой, но уже в другом театре. Зато тогда же на гастролях в один из выходных дней нам удалось поехать на Чусовую. Мы катались на катере, неслись как сумасшедшие по реке, и это было счастье какое-то. Я хотела прыгнуть и поплыть, но было быстрое течение. И тут кто-то бросил резиночку из волос в Чусовую. Тогда я сказала: «Что такая жадность? Река Чусовая, прими мой подарок», — сняла часы и бросила их в реку от всего сердца. Этими часами меня наградили за какой-то спектакль и они были большой редкостью. Так что сейчас в Чусовой лежат мои именные часы. Потом все стали у меня спрашивать, который час, но я взяла часы у партнера и смогла отвечать. Я очень тосковала по этим местам. Рада, что благодаря съемкам я опять попала в город, который мне очень дорог. Жалко, что сейчас так холодно и мало времени. Считаю, что с Чусовой мы породнились. Дай Бог оказаться там, когда будет теплое время года.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Пока, кроме бесконечных проб, работы нет. Непонятно, когда и что будет. Сейчас работаю только в театре «Русская песня» у Надежды Бабкиной, с большим удовольствием играю в двух спектаклях. Там музыка, талантливые люди, и я счастлива. А так было много антрепризных спектаклей, но всё потихоньку рассыпается из-за пандемии. В Театре имени Пушкина было интересно играть, но из-за пандемии запретили приглашать актеров 60 плюс. Я потеряла театр и хорошую роль. Но интересных дел много, я не успеваю унывать и радуюсь своим детям и внукам, когда они меня радуют поступками или творческими подарками.
Ранее мы разговаривали еще с одним актером фильма «Кино=Добро» Виктором Добронравовым и режиссером фильма Антоном Богдановым.