Год назад мне удалось побывать на съемках фильма «Подельники» в поселке Кын в Прикамье и даже пообщаться с актерами Павлом Деревянко, Юрой Борисовым, Елизаветой Янковской и юным Ярославом Могильниковым, которые исполняют главные роли в этом фильме. Фильм является дебютом режиссера Евгения Григорьева и оператора Артема Анисимова в игровом кино, до этого они снимали только документальное. На премьеру шла с любопытством. И не зря.
По сюжету молодой биатлонист Петя (Юра Борисов) вместе с женой Настей (Елизавета Янковская) возвращается в родное село — работать физруком. Их встречают суровая природа и не менее суровые люди, живущие по законам тайги. Приехавшие молодожены выделяются из деревенского окружения — не только своими лыжами и розовым чемоданом, с которыми прибыли из города, но и иным мировоззрением. Местный мир — колдовской и дикий, не всегда поддается логике. Здесь язычество смешалось с христианством, памятью о войне и советской идеологией. И совсем непонятно, зачем на самом деле оказались здесь Петр и Елизавета — то ли к истокам захотели вернуться, то ли исконной силой напитаться, то ли разобраться в своих взаимоотношениях.
— Закон здесь — тайга, — объясняет им местный шаман и бывший зек Витька Людоед в первых же сценах кинофильма.
В первых сценах Людоед кажется волшебным дедом-лесовиком. Помните, был такой в русских сказках? Взмахнет рукавом и оттуда синица вылетит? Кстати, в фильме есть буквально такая сцена. Но уже позже зритель узнает, какая, кроме созидательной, сила таится в этом человеке-существе.
Витька не просто злодей, он наделен силой — лечит животных, знает заговоры, имеет власть над людьми. Недаром его называют оборотнем, Медведем. В фильме неоднократно появляется тема медведя — это и забавные рисунки мишек на стене бывшего детского сада, и соседствующее с ним изображение жертвенного мишки. И легенда, разыгранная на сцене во время народных гуляний Масленицы.
— В основе картины лежит древний геродотовский миф о медведе, который рассказывают и в поселке Кын, — рассказывал 59.RU режиссер фильма Евгений Григорьев во время съемок. — Отец-медведь отправил сына на землю и попросил не убивать человека, иначе он будет наказан и сожжен и тогда не войдет к отцу на небо, а попадает в нижний мир. Но медведь не послушался отца. Выбор Кына как места съемок тоже был не случаен — именно там археологи нашли бронзовые изображения жертвенного мишки, бляхи пермского звериного стиля.
В первую же ночь в деревне биатлонист становится свидетелем кровавого преступления Витьки Людоеда. Шаман приговаривает к смерти местного художника Сашу (Константин Балакирев) за то, что тот пошел против него. Он как палач убивает художника, в этом ему помогают товарищи. Тело Саши, закутанное в пленку, вытаскивают на дорогу между домами. Эту сцену видит из своего окна Петр — а Витька замечает его.
Местные понимают, кто совершил убийство. Но никто в деревне не решается бросить ему вызов, даже местный полицейский. Потому что шаманская власть намного больше, чем человеческая. Но вызов убийце бросает 10-летний Илья (Ярослав Могильников), сын убитого художника и ученик Петра. Тренер не может оставить ученика наедине со страшной местью и предлагает ему сделку: Илья должен усиленно тренироваться и заниматься биатлоном, и тогда Петя поможет ему убить Людоеда.
Фильм написан по реальным событиям в биографии режиссера Евгения Григорьева, у которого в детстве убили отца.
— Этот мальчик — я, — признался Евгений на презентации фильма в Перми.
Сцена поминок ассоциируется с Тайной вечерей. Но собравшиеся за поминальным столом — вовсе не апостолы, а народ. Директор школы (Марина Клещёва) представляет местную власть, именно она берет главные слова и произносит речи на поминках, она говорит знаковую фразу «Когда беда и страшно, что-то великое случается в нашей стране».
В картине есть отсылки к шедеврам изобразительного искусства, ведь происходящее — часть большой картины мира. В одной из сцен над входом в комнату висит картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу» (кстати, художник тоже происходит из деревни и носил прозвище Мужицкий). Авторы фильма признавались, что Кын поразил их сходством с пейзажами Брейгеля.
Интерьер дома убитого художника отличается от всего деревенского — он похож на дом европейской местечковой интеллигенции XIX века. Дом художника — такой островок цивилизации, европейской культуры. Мама разговаривает с сыном на иностранных языках, включает классику, его воспитывают как интеллигентного человека. Когда отец мальчика восстает против Людоеда, его просто «убирают», казнят как нечто чуждое, привнесенное извне в их мир.
В фильме есть христианские метафоры — рыба, принесенная палачом Витькой Людоедом в дом Пети. Таким образом он пытается дать взятку за молчание об увиденном преступлении, и в то же время ухаживать за понравившейся ему женой Петра Анастасией. Рыба — символ Христа, жертвы в христианстве. Настя просит выбросить ее, а Петр принимает этот дар от Виктора. «Рыба здесь ни при чем», — говорит герой. В другой сцене Виктор лечит, воскрешает заговорами к жизни ягненка. Агнец — тоже символ из христианства. В сцене лечения маленького ягненка грозный Витька выглядит изменившимся — трогательным и влюбленным в Анастасию.
Актеры в фильме естественны, особенно дети. Ощущение, что Ярослав Могильников — мальчик из города Лысьва, никогда не игравший в кино, — живет жизнью главного героя. Павел Деревянко сыграл в фильме сложную психологическую роль, его колдовской сущности веришь, Юра Борисов и Елизавета Янковская составляют прекрасный актерский дуэт.
В съемках участвовало бесконечное множество местных псов, а главную роль Тайги — собаки Витьки Людоеда, сыграла чехословацкая волчья собака (влчак) Луна. Как рассказал режиссер фильма Евгений Григорьев на презентации фильма в Перми, ее для съемок привезли из Крыма вместе с хозяйкой. Уже на месте выяснилось, что собака не адаптирована к холоду и с трудом переносит сорокаградусный мороз. Заболевшую Луну пришлось оперировать, после чего покупать ей согревающую одежду. Всей съемочной командой Луну лечили и выхаживали, она сидела у всех на коленях.
Меня поразило, как оператор «поймал» кадр с синицей — залетевшая в автобус птица садится на головы бабушек-пассажирок, сидящих неподвижно. Кстати, бабушки в фильме вообще выглядят некими идолами, они почти не двигаются и лишь обмениваются информацией между собой. На мой взгляд, у них роль этаких Мойр — богинь судьбы.
В фильме есть ритуалы, поверья, местный говор (который, кстати, придуман авторами), придающие исконные смыслы и создающие волшебный колорит. Несмотря на весь драматизм фильма, в нем есть место юмору, который удачно вплетен в главный сюжет, как лента в косичку.
После просмотра сознание не готово смириться с увиденным. В душе остается глубокая рана, как от когтя медведя, и легкий след, словно от прикосновения крыла синички.
Ранее мы подробно рассказывали о съемках этого фильма и публиковали много фотографий.
Согласны с автором?