Если вы Мальцев или Петрова, найти однофамильцев в Прикамье не составит труда. В нашем регионе обе эти фамилии входят в число самых распространенных. Рассказываем, какие еще фамилии часто встречаются в Перми и крае, а также как они были образованы.
В обеих десятках — и пермской, и прикамской — все фамилии образованы по стандартной русской модели: от имени или прозвища отца (иногда — другого старшего родственника) с помощью суффикса -ов или его разновидности -ев. В зависимости от слова, легшего в основу, все попавшие в топ фамилии можно разделить на три типа.
Образованные от крестильных имен
Сегодня имя ребенка фиксирует ЗАГС, а родители могут выбрать практически любой вариант — назвать сына или дочь хоть в честь героев любимого сериала, хоть в память о дальних родственниках. На территории будущей Российской империи после принятия христианства официальное имя давали при крещении и определяли его по святцам. В этом христианском календаре дням соответствуют определенные святые. Их имена и получали младенцы в зависимости от даты рождения. Из-за этого, кстати, в одной семье могло быть несколько детей, носящих одинаковое имя.
Когда появилась необходимость указывать в документах фамилии, во многих случаях их образовывали от крестильного имени главы семейства. Среди распространенных в Перми и Прикамье пять таких фамилий.
Власовы. Святой Власий считался покровителем домашнего скота, его именины приходились на февраль. Родившихся в этом месяце мальчиков называли в честь священномученика, а в народе имя сокращали до Власа. От этого варианта и образовали фамилию. С греческого имя переводится как «вялый, неповоротливый» или «простой, грубый».
Ивановы. Фамилия образована от общеупотребительной формы Иван имени Иоанн. В переводе с древнееврейского — «божья милость», «божья благодать». С XIV по XIX века русских мальчиков чаще всего называли именно Иванами, поэтому фамилия входит в перечень самых популярных не только в Прикамье, но и в целом по России.
Макаровы. В основе фамилии — сокращенная форма Макар имени Макарий. С греческого оно переводится как «счастливый» или «блаженный» — таким эпитетом обычно сопровождали бога неба и грома Зевса. В святцах упоминаются несколько святых Макариев, в честь которых называли мальчиков.
Наумовы. Имя Наум, от которого образована фамилия, переводится с древнееврейского как «утешение», «утешенный» или «утешающий». Наумом звали одного из ветхозаветных пророков.
Петровы. В основе фамилии — имя Петр, которое переводится с греческого как «скала», «камень», «утес». В святцы оно вошло благодаря ученику Иисуса Христа, апостолу Петру. А популярным стало с эпохи Петра I.
Образованные от прозвищ по профессиям
Профессия человека нередко закреплялась за ним в виде прозвища. К примеру, пономарь во время церковных богослужений звонил в колокола. Это выделяло его среди остальных, было присущим только ему признаком. Поэтому односельчане, говоря о нем, не объясняли: «тот Иван, что живет на соседней улице», а называли просто — Пономарь. Все понимали, о ком речь. Детей в таких случаях тоже именовали не Ивановыми, а Пономаревыми. Это закреплялось в виде фамилии.
В топе популярных фамилий Перми и края две таких фамилии.
Кузнецовы. В каждом селении кузнец был одним из самых необходимых, а потому известных людей. Крестильным именем его, как правило, называли только домочадцы и близкие друзья. Остальные знали как Кузнеца. Детей, естественно, называли Кузнецовыми — в том числе в документах. Фамилия является одной из самых распространенных не только в Пермском крае, но и в целом по России.
Поповы. Такую фамилию получали дети (а иногда и работники) священнослужителей. Но не только: распространенным было неканоническое (то есть мирское) имя Поп, которое давали сыновьям религиозные родители. А прозвище Поп мог получить и мужчина без духовного сана, например, за любовь к длинным темным нарядам. Его дети тоже становились Поповыми.
Образованные от прозвищ и мирских имен
Помимо крестильных, то есть канонических, имен у большинства людей были еще мирские. Их можно назвать домашними, но по факту эти вторые имена нередко выполняли функцию официальных. К примеру, шестого ребенка в семье называли Шестаком. Знакомые вслед за родителями обращались к Шестаку по этому имени, не используя церковное. А когда Шестак обзаводился семьей, детей тоже определяли по его неканоническому имени — они становились Шестаковыми.
Церковное имя могло функционально замениться и прозвищем, если большинство именовало человека именно так. Сейчас бывает сложно определить, чем именно являлось слово, которое легло в основу фамилии, — прозвищем или неканоническим именем. Так, Лежнем могли прозвать лентяя или лежебоку. Но велика вероятность, что родители дали такое неканоническое имя ребенку в качестве своеобразного оберега — чтобы плохие качества ушли в слово, а сын вырос трудолюбивым.
Оставшиеся фамилии из числа популярных в Перми и крае относятся именно к такому типу.
Волковы. Мирское имя Волк широко употреблялось на протяжении многих столетий, и это характерно не только для русского языка. К примеру, у немцев было популярно имя Вольф с аналогичным значением. Называя ребенка Волком, родители надеялись передать ему полезные качества животного — силу, выносливость, храбрость, дерзость и хитрость. Но нередким было и прозвище Волк. Его давали угрюмому, нелюдимому или похожему на хищника мужчине. Также Волком могли называть занятого незаконной вырубкой леса крестьянина или того, кто использует в работе железный крюк для переворачивания и подтаскивания бревен (например, сплавлявшего лес по рекам), — у слова были и такие значения. По мнению лингвистов, для Урала более характерен вариант образования фамилии Волковы от прозвища.
Мальцевы. В основе фамилии вариант Малец неканонического имени или прозвища Малой. Так называли самого младшего ребенка в семье или мальчика невысокого роста и миниатюрного телосложения. Иногда Малым или Мальцом именовали просто мальчишку-подростка или парня-холостяка. На территории современного Прикамья имя встречалось и в официальных документах: сохранилась запись о том, что в деревне Нижняя Коса в 1579 году жил крестьянин Малец Григорьев.
Морозовы. Мирское имя Мороз было широко распространено в Древней Руси среди представителей разных сословий — от крестьян до бояр (вспомним хотя бы боярыню Морозову с картины Сурикова). Часто его давали мальчику, родившемуся во время сильных морозов или просто холодной зимой. Фамилия могла быть образована и от прозвища Мороз, которое получал не только празднующий день рождения зимой, но и закаленный мужчина.
Новиковы. Новиком называли нового жителя деревни, а также новобранца и только что принятого в артель или на службу работника. В общем, практически любого новичка. Часто это определение закреплялось в виде прозвища Новик. Неканоническое имя Новик могли дать родившемуся на новом месте ребенку семьи переселенцев.
Смирновы. Мирское имя Смирной было очень популярным: родители называли так некрикливого ребенка или того, кому желали быть более кротким. Также существовало прозвище Смирный — его давали спокойному мужчине. Оба варианта в результате легли в основу фамилии Смирновы.
Что почитать, если вы хотите больше узнать о происхождении фамилий:
С. Б. Веселовский. «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии»;
И. М. Ганжин. «Словарь современных русских фамилий»;
В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»;
А. Г. Мосин. «Словарь уральских фамилий»;
Е. Н. Полякова. «Словарь пермских фамилий»;
А. В. Суперанская, А. В. Суслова. «Современные русские фамилии»;
Н. М. Тупиков. «Словарь древнерусских личных имен»;
Б. О. Унбегаун. «Русские фамилии».
Ранее мы рассказывали о старых особняках купеческой Перми: кем были их хозяева и что в них располагается сейчас.