Три года назад модницы по всему миру начали носить ободки а-ля 90-е годы. Модели Dior и Chanel дефилировали в них по подиуму, знаменитости выходили на ковровую дорожку с ними на голове. Александра Вахрина из Перми решила погрузиться в историю еще дальше и сделать модными... кокошники! Головные уборы она вышивает гладью, украшает бисером и сияющими нитями. «Кокошник на голове — это всё равно что корона», — говорит девушка. Он обязывает держать спину прямо и вести себя царственно. Рассказываем об этом необычном увлечении подробнее.
— Недавно девушка меряет кокошник (а она высокая, стройная, с прямой осанкой) и такая: «Ой, ну это корона». Надевает и любуется собой, — рассказывает мастерица. — И меня восхищает в этот момент этот человек, потому что она может и финансово позволить себе такую вещь и психологически. Потому что это очень сильно привлекает внимание, сейчас это необычно. Ты сразу меняешься! Это как надеть каблуки. Тут точно так же: не будешь в кокошнике и с горбом сидеть. Вы уже нарядные. Нужно соответствовать.
Александре Вахриной 30 лет, по образованию она экономист, а по призванию — творец. Около четырех лет назад, когда ушла в декрет, начала вышивать. Говорит, это замедляло, было своего рода медитацией. К тому же результаты труда радовали. Красивые вещи преображали пространство вокруг. В доме появились вышитые картины и семейные портреты, детская кроватка для кукол. От вышивки «помолодел» старый стул.
— Я реставрировала старые стулья, — рассказывает Саша. — И вот я вышила на одном и подумала: «О! Теперь у меня есть наследство!» Я как-то так это восприняла. Потому что стулу семьдесят лет. Я подумала, он еще семьдесят простоит. Только теперь уже очень красивый!
Набивая руку в вышивке, Александра поборола и страх ученицы-отличницы, которая боялась рисовать из-за того, что может получиться плохо. Рисунки стали краше, чувство пространства и гармонии — острее.
— Мы как-то сидели в кафе вечером с семьей, где ребенку обычно выносят листок бумаги и ручку. И мы тоже начали рисовать, — рассказывает девушка. — И я такая хоп-хоп — и маму нарисовала. И похоже получилось! Потом хоп-хоп — и мужа нарисовала, и тоже похоже. Я такая: я могу рисовать! То есть один навык всегда перетекает в другой, и это очень интересно.
Год назад, когда Саша с семьей находилась дома на больничном, она начала слушать подкасты историка моды, ведущего шоу «Модный приговор» Александра Васильева о влиянии русских эмигрантов на дома моды в Европе в XX веке. Она узнала, что ателье вышивки «Китмир» двоюродной сестры Николая Второго Марии Павловны вдохновило французского модельера Габриэль Шанель на создание коллекции русскими вышивальщицами. Что сестра Лили Брик Эльза Триоле изготавливала бусы для парижского дома моды Поля Пуаре. Стоит ли говорить о влиянии «Русских сезонов» Дягилева на европейскую культуру в целом. Удивление у Саши Вахриной вызвала и мода на кокошники. Кокошники того времени стали больше похоже на короны, их именовали тиарами. Монаршие особы венчались в таких головных уборах и по наследству передавали внукам драгоценности tiare russe. Так, свой кокошник есть у Елизаветы Второй. Ей он достался от бабушки королевы Александры.
Кокошники девушка адаптировала к современному виду, они тоже похожи на тиары, но с атласными лентами. От доступных материалов Саша постепенно ушла в премиальные. На разработку идеи порой уходит не одна неделя, на превращение кусочка ткани в объект искусства — от трех до пяти дней кропотливой работы. Прежде чем кокошник изящно сядет на голове, нужно до ниточки продумать узор, палитру, размер убора в миллиметрах. Пробный кокошник тоже вышивается, мастерица оценивает, как он смотрится вживую.
Александра говорит, что для каждой девушки можно подобрать свой идеальный кокошник. Для этого нужно будет учесть пропорции лица, цвет глаз и волос, рост, настроение и повод для украшения. В планах у мастерицы — развить моду на свадебные кокошники. Она говорит, что здесь они будут особенно уместны, ведь «в такой день каждая хочет чувствовать себя королевой».
Материалы Александра тоже использует премиальные, «королевские»: и нити, и бисер — из Японии. Стоят ободки-кокошники от пяти до 15 тысяч рублей: всё же ручная, эксклюзивная работа.
Вдохновение девушка черпает в детских воспоминаниях и рисунках дочери.
— Искать идеи нужно, возможно, не в работах других художниках, а, например, в детском творчестве. Потому что дети иногда возьмут и что-то такое сделают, что ты никогда бы сам не придумал, — говорит Саша. — Или это может быть кора дерева какая-нибудь необычная, необычный цветок. То есть лучше брать то, что существует вне других художников.
Сейчас у мастера семь разработанных дизайнов кокошников. Каждый был предварительно продуман. Стежок к стежку вышит на пробном образце. Нити и тона выбирались не один день. Девушка создает свою коллекцию кокошников, чтобы ее представлять как свое портфолио.
— Я думаю, что когда я оформлю это как портфолио, то я смогу пойти к дизайнеру, с которым я бы хотела посотрудничать, и сказать: я вот так умею, — делится Александра. — Чтобы не с пустыми руками идти.
Например, Саша хотела бы посотрудничать с Аленой Ахмадуллиной. Она, на взгляд девушки, «соединила в себе русскую сказку и женственность».
— Когда я первый раз зашла на сайт одежды первой линии Алены Ахмадуллиной, там были вышитые платья и на одном на сетке была такая Царевна Лебедь, — рассказывает Саша. — Я просто сидела и ревела от красоты.
В ближайшие планы Саши также входит обучение мастериц, чтобы расширить производство кокошников и открыть точки продажи и выставки в Перми и Москве.
В завершение нашего разговора девушка добавляет, что у нее есть и еще одна большая мечта — обустроить дом своими руками. Чтобы создать уникальное и уютное пространство для друзей и семьи.
— Хочется наполнить дом историей. Это живет во мне уже очень давно и когда-то осуществится, — делится Саша. — Чтобы был сад с яблонями, в саду — большой стол, мы за ним будем общаться с друзьями. Всё будет украшено цветами. Будет шалаш на дереве — и в нём будут играть дети.
Ранее мы публиковали большой фоторепортаж с открытия Дягилевского фестиваля в 2022 году.