Культура мнение История пермской галереи через истории людей. Рецензия 59.RU на докфильм «На пороге нового века»

История пермской галереи через истории людей. Рецензия 59.RU на докфильм «На пороге нового века»

Ленту посвятили столетию Пермской художественной галереи

Кадр из фильма про галерею: посетители перед картиной

Пермская государственная художественная галерея отмечает свое столетие. Этому юбилею посвящено множество событий, одно из них — серия премьерных показов документального фильма «На пороге нового века» (12+), снятого студией «Новый курс». Кроме юбилея галереи этот фильм относится еще к одной круглой дате — «На пороге нового века» первая представленная публике картина из цикла «Пермь как фильм», посвященного 300-летию Перми. В этот проект входят 12 документальных и игровых лент от пермских режиссеров. Первый показ фильма «На пороге нового века» прошел 18 ноября в ДК Солдатова.

Фильм о юбилее ПГХГ снимался полтора года, его режиссерами стали известные пермские документалисты Борис Караджев и Ольга Аверкиева, автором сценария — Анна Отмахова, продюсером фильма выступил Павел Печёнкин.

Поначалу кажется, что у «На пороге нового века» очень простая и даже немного банальная структура — сотрудники музея просто рассказывают о его истории, а пермяки и эксперты — о том, почему для них важна галерея. Тон такому немного академичному повествованию задают открывающие фильм вступительные слова директора «Эрмитажа» Бориса Пиотровского и директора «Русского музея» Владимира Гусева.

И вот сотрудники галереи рассказывают о том, как она появилась в Перми, о Николае Николаевиче Серебренникове и его экспедициях (даже показывают экспедицию по их следам) за Пермской деревянной скульптурой, об уникальности этой скульптуры, об эвакуации столичных музеев в Пермь во время войны и про то, как в те страшные времена сотрудники музея пополняли его фонды, покупая новые экспонаты на деньги, вырученные от продажи овощей, выращенных на огороде в Лёвшино. Вообще про то, как экспонаты попадали в музей, рассказано довольно подробно. Как и про некоторые из экспонатов. Еще объяснено, как под нужды галереи после войны было внутри перестроено задние Спасо-Преображенского собора.

Для размещения галереи перестроили собор, в ней сохранился его иконостас

Повествование фильма идет от возникновения галереи до наших дней. Этот рассказ отлично иллюстрирует видеохроника, на которой можно увидеть как Пермь начала прошлого века, так и кадры советских телепередач. Но удивительным образом авторам фильма «На пороге нового века» удается сделать так, чтобы повествование не превращалось в душную энциклопедию, а за словами о предметах искусства и истории можно было увидеть самое главное в галерее, за счет интересного смещения вектора внимания с того, о чём рассказывают, на самих рассказчиков. Ведь, как озвучено в самом фильме, самая важная часть музея — это не экспонаты и не его здание, а люди, которые в нем работают. С этим выводом картины на ее премьере согласилась директор галереи Юлия Тавризян. И такой подход к демонстрации истории ПГХГ очень верный, ведь людям всегда интересны именно люди. Можно вдохновенно и красиво говорить о выдающихся произведениях искусства, что на самом деле герои фильма и делают, но такой рассказ всегда будет интереснее в первую очередь стоящей за ней именно человеческой историей.

В итоге в фильме «На пороге нового века» именно из человеческих историй и возникает общая вековая история самой художественной галереи, с ее удачами и невзгодами. И тут можно заметить, что как раз последние в фильме затронуты как бы вскользь. Конечно же, в картине не могли обойти вниманием переезд музея из здания собора, растянувшийся на многие годы и ставший значительной частью истории галереи. Причем настолько, что в свое время по всем проектам и планам переноса музея там даже проводили специальную выставку.

В фильме показана и работа реставраторов

В фильме мы видим лишь вершину этого айсберга, самую актуальную часть переезда — подготовку к перемещению части фондов в здание «Телты», ну и, конечно же, стройку нового здания ПГХГ на Заводе Шпагина. С новым зданием сотрудники связывают очень большие надежды, которыми фильм и заканчивается. Понятно, почему посвященная юбилею картина сосредотачивается в основном на хорошем, но, зная этот контекст (а про историю с переездом галереи знает почти каждый пермяк, уж больно она громкая и долгая), немного забивается эта очень светлая и теплая концовка фильма.

Она полна оптимизма и веры в то, что в новом веке у галереи всё будет еще лучше, чем в прошедшем. Тем более в новом, специально для нее построенном здании. Но мы знаем, как проблемно идет стройка, какие сложности постоянно возникали с этим переездом, да и текущий момент не располагает к такому оптимистичному видению грядущего. Хотя, может быть, показанные в фильме «На пороге нового века» подобный взгляд в будущее и бесконечная вера в людей, что с большой любовь делают Пермскую художественную галерею тем выдающимся музеем, который мы все ее знаем, именно то, что нужно в наши непростые дни.

Некоторых деревянных богов можно трогать руками — об этом есть специальные значки

Ближайший показ документального фильма «На пороге нового века» сегодня, 1 декабря, в 19:00 в Пермской художественной галерее (Комсомольский проспект, 4).

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем