Ну что, дорогие мои пермяки, юбилей города? Череда мероприятий, посвященных этому празднику уже, началась, и одно из них — это премьера спектакля «Гостиница "Центральная"» в Театре-Театре. Ведь позиционируется он как «спектакль-открытка с любовью к Перми и нашим родителям».
Поэтому перед зрителями на сцене предстают полные иногда веселой, иногда грустной ностальгии вспоминания о прошлом нашего города. Почти все они так или иначе связаны с гостиницей семиэтажной на Сибирской. Ведь там побывало столько замечательных людей. Основное время действия спектакля — 1960-е, и какие еще времена у нас можно признать светлым прошлым? Так что весь спектакль пронизан каким-то романтичным духом шестидесятничества: любовь, комсомол, весна, джаз, космонавты, мне двадцать лет, а я иду шагаю по Москве (этот фильм даже цитируется в ироничном ключе), ну, точнее, по Перми.
Но в «Гостинице "Центральной"» показаны и другие времена — наши дни и годы Великой Отечественной. Режиссер Елена Невежина вместе с авторами литературного текста — Валентином Донсковым и Ксенией Гашевой, а также художницей Юлианой Лайковой довольно остроумно их все совмещают. Всё действие происходит как бы на съемочной площадке фильма о семиэтажке, отсюда и перескоки во времени, и воспоминания очевидцев, и масштабная декорация, которая легко превращается из комнат в съемочный павильон.
Это позволяет рассказать довольно протяженную во времени историю города и горожан. Настолько протяженную, что некоторые герои тут приходятся друг другу детьми и родителями. Но это опять же очень легко позволяет рассказывать самые разные истории из жизни Перми: как дети гоняли мяч на Компросе, как в эвакуации размещался балет Кировского театра, как Ботвинник играл с Мотовилихинскими заводчанами в шахматы, как Хачатурян сочинял тут «Танец с саблями», и много-много чего еще.
Артисты все эти воспоминания отлично передают в своих разговорах и монологах. Они выстраивают поведение своих героев в максимальном соответствии времени, которое они играют, как то шестидесятническая молодежная компашка (Степан Сопко, Марат Мударисов, Анна Огорельцева, Эмилия Веприкова, Максим Гореславец), балетные в эвакуации, разбитной и забавный работяга-болельщик (Алексей Корсуков), вспоминающая свое детство режиссер (Евгения Барашкова). Но ярче всего работа Елены Старостиной, которая невероятно пронзительно играет пожилую балерину, рассказывающую про тяжелые военные годы.
То есть буквально всё в «Гостинице «Центральной»» сделано для того, чтобы зритель проникся историей родного города и с головой погрузился в атмосферу приятной ностальгии. И в этом главная проблема этого спектакля, потому что он столь старательно пытается погрузиться в неё, что тонет в нем сам и зрителя прихватывает с собой в эту пучину.
Потому что ностальгии в спектакле слишком много. Гораздо больше, чем нужно для нормального ее восприятия. «Гостиница "Центральная"» идет почти три часа. Это время так плотно набито разными историями, воспоминаниями, монологами, рассказами, что в итоге обозначенная сюжетная связанность просто-напросто исчезает. Спектакль довольно быстро превращается из драматического произведения в бессвязный комок бесконечных рассказов. Отчего «Гостиница "Центральная"» просто захлебывается потоком своей милой ностальгии. И зритель тоже захлебывается. Ведь ближе к концу это всё начинает просто утомлять.
Не делает восприятие легче и то, что иногда эти бесчисленные рассказы из живой человеческой речи вдруг превращаются в оглашение справочного материала. Так уж порой прописан текст. Еще одна проблема в том, что для пермяков этот самый справочный материал абсолютно хрестоматийный. «Гостиница "Центральная"» с удивительным упорством проговаривает стандартный набор того, что знает любой горожанин, хоть немного интересовавшийся историей Перми, и что в преддверии юбилея повторят еще не раз: эвакуация, балет, Хачатурян, космонавты. Это, конечно, важные части прошлого Перми, но ведь не только же к ним всё сводится, и в истории нашего города все-таки хватает иных, не менее интересных и ярких как событий, так и людей.
Вот и получается в итоге очень странная ситуация. «Гостиницу "Центральную"» явно делали с большим мастерством и серьезными зарядами энтузиазма и любви. Авторы совершенно точно хотели сделать настоящее и очень искреннее посвящение городу и людям, для которых Пермь стала либо родным домом, либо временным прибежищем, а не стандартный и бездушный «датский» спектакль, выпускаемый просто потому, что надо что-то выпустить к красивой дате. Но они так старались, что перегнули, поэтому очень качественный спектакль ломается под весом бесчисленных, сотни раз до этого пересказанных историй из краеведческой литературы.
Да, «Гостинца "Центральная"» оставляет в целом приятное и позитивное впечатление. Старательно создаваемое ощущение приятной ностальгии тут работает. Но только в том случае, если зритель готов погрузиться в нее с головой и приложить определенные усилия, чтобы не утонуть в этой реке памяти. И усилий этих должно быть очень много.
Согласны с автором?