Культура эксклюзив Ее картины висят в посольствах и замке принцессы. История пермячки, вышедшей замуж за пастора и уехавшей в Швецию

Ее картины висят в посольствах и замке принцессы. История пермячки, вышедшей замуж за пастора и уехавшей в Швецию

Художник Елена Виикхольм живет там уже 29 лет

Елена Виикхольм приехала в апреле в Пермь для участия в выставке

Художник и галерист Елена Виикхольм родилась в Перми. 29 лет назад она вышла замуж за пастора и уехала жить в Швецию. Женщина рисует, создает скульптуры, иллюстрирует собственные книги и организовывает выставки как галерист. Ее работы есть в посольствах, а одна находится во дворце шведской кронпринцессы Виктории. Мы познакомились с художником на выставке «Арт-Пермь. Понаехали» (6+), которая прошла недавно на «Пермской ярмарке», восхитились ее полотнами и рассказываем о ней читателям.

Работы художника в апреле были представлены на выставке «Арт-Пермь. Понаехали»

«Большому кораблю — большое плавание»

Елена родилась в Перми, и как многие дети занималась музыкой, чтением и спортом — фигурное катание она не бросает до сих пор. После окончания школы девушка, вдохновленная примером своей бабушки-архитектора, поступила в Свердловский архитектурный институт. Среди вступительных экзаменов было рисование.

— Никогда раньше я не рисовала, — признаётся 59.RU Елена Виикхольм. — Поэтому, чтобы сдать экзамены, перед поступлением специально походила в изостудию при ДК Свердлова, где взяла первые уроки рисунка.

Во время учебы студентка-архитектор настолько увлеклась живописью, что педагоги стали пророчить ей будущее художника и предложили поступать в ведущие художественные вузы страны.

— Тогда я пошла к декану и сказала, что я буду уходить, потому что хочу учиться на художника, — продолжает художник. — Тот сказал в ответ: «Большому кораблю — большое плавание». Так и плаваю до сих пор. Я была уверена, что хорошо рисую и пишу — меня же хвалили, но при первом поступлении я провалила экзамены. Но я всё же поступила и окончила Мухинское училище как график.

После окончания училища Елена осталась в Ленинграде. Вышла замуж за поэта, у пары родились дочка и сын. Это были сложные времена перестройки, женщине пришлось работать на двух работах — в детской школе и дизайнером. С мужем развелись из-за его проблем с выпивкой.

Фотография из архива художницы

Спустя время Елена познакомилась с эстонским пастором, которому она стала помогать с оформлением чертежей для церкви. Деловые отношения переросли в дружбу. Спустя четыре года священник сделал Елене предложение.

— Дети говорили: «Если будешь выходить замуж, то только за него», — улыбается женщина. — Он хороший человек, детей не обманешь. В 39 лет у меня родилась еще одна дочка. Когда ждала ее появления, ездила между Россией и Швецией, где жил муж, и врач сказал: «Вы уже определитесь, где будете жить, когда родится ребенок». И я осталась в Швеции, живу там уже 29 лет.

Как у Пикассо: «Хочу сказать многое, но небольшими средствами»

Елена Виикхольм — многогранный художник — работает как график, живописец, скульптор, инсталлятор, создает рисунки из песка. Линии на ее листах напоминают Пикассо.

— У меня стиль линейный, и рисунки такие, и живопись, — говорит художник. — Хочу сказать многое, но небольшими средствами.

Картина «Солнечный луч» — одна из любимых у художника и напечатана на ее визитках

Образы в ее работах фантастичны. Какие-то основаны на мифах, другие автор увидела во сне — словно на чистой белой стене.

«Возвращение сокровищ». За эту картину художницу взяли в Союз художников.

— Старый кот в драном пальто идет в свой родной город, он жил в разных местах, был и бедным, и богатым, и снова бедным, — рассказывает художница. — Всё, что у него осталось, — золотой ребенок, вернее даже душа в его образе, которого он несет в свой родной город. Прежде чем туда зайти, он останавливается. Это аналогия со мной. Многие спрашивают: «Почему кот смотрит туда, а не на зрителя?» Но если он будет смотреть на нас, то это зрители будут говорить: «Ой, это мой кот» или «он похож на кота соседки». А это просто кот. Смысл картины в том, что всё, что ты делаешь, нужно отдать людям. Поэтому картина и называется «Возвращение сокровища»
«Божья коровка»

— Ее показывали на выставках к 80-летию Союза художников в Ленинграде — в Центральном выставочном зале «Манеж» и выставочном зале Союза художников на Охте. Сама работа продана на аукционе и находится в частном собрании Швеции. Рамку для нее я сделала из черного каната — на фото не видно. На ее торце были две божьи коровки, занимающиеся любовью. Еще одну коровку можно найти на самом полотне»
«Портрет Гольбейна»

— Гольбейн — один из моих любимых художников, работа была создана по автопортрету самого мастера, — уточняет автор. — Мне нравится работать с песком: с ним словно общаешься, это такая арт-терапия

15 лет Елена жила в районе Шлиссельбурга под Ленинградом. Ее заинтересовала история этого места, начавшаяся еще в XIV веке, и крепости, которую постоянно пытались отвоевать. Она активно собирала ее историю, переписывалась с шведским архивом, где хранились документы. В результате появилась аллегорическая серия «Русский северо-западный оборонительный пояс». В нее вошли восемь листов с крепостями, пять из них художник уже изобразила.

— Никто не занимается исторической графикой, и многим кажется, что это в каком-то далеком прошлом, — улыбается автор. — Однажды в журнале я увидела фотографию своей работы, под ней было написано, что к сожалению, автора уже нет, ведь работа сделана в XVII веке. Я долго смеялась.

«Нетебург в XV веке»

— Здесь изображен ястреб Скопа, который ныряет в воду и захватывает добычу, — говорит Елена. — Это аллегория — все хотели завладеть этим островом в устье Невы, переходящем в озеро Ладога. Но крепость, основанная новгородцами еще в XII веке и названная «орешком», оправдала свое название. Захватившие в XVII веке шведы назвали ее Нётеборг («орешек» по-шведски). В 1702 году ее освободил Петр I c русскими войсками, тогда же переименовали в Шлиссельбург, что значит буквально «ключ-крепость».

Художник обращает внимание на важный факт — во время Великой Отечественной войны немцы 500 дней бомбили и не могли взять эту крепость из-за ее толстых стен и мужеству солдат. Под ее укрытием удалось создать Ледовую дорогу жизни, связывавшую Ленинград со страной. А недалеко от этого места, под Шлиссельбургом произошел прорыв блокады
«Ивангород. Нарва»

— Эту картину я тоже увидела во сне. Лошадь словно прошла мимо меня, и я поймала ее взгляд — какой смысл во всех этих войнах? Оригинал работы находится в Швеции, а литографии с нее — в посольствах, в муниципалитетах и фирмах.

Кстати, одну из литографий я подарила своей школе № 10 в Перми. В этот раз во время приезда в Пермь работу я там не нашла. Мне объяснили, что «в школе был ремонт, и она пропала». Как так пропала? Это же интеллектуальная собственность»

В 2009 году состоялась свадьба принцессы Швеции Виктории. Елена Виикхольм подарила ей свою картину — сейчас она висит в замке.

— Многие приносили свои подарки к воротам, но мне разрешили подъехать к самому дворцу, так как картина была большой — 1 метр 90 сантиметров. Я привезла, заполнила на нее бумаги. Потом из дворца мне прислали кадры со свадьбы с личными подписями супругов. А позже я получила фотографию, демонстрирующую, что картина висит во дворце.

Художница подарила картину «Конец страха» (здесь представлен скриншот фото работы) принцессе Швеции Виктории, которая вышла замуж за человека не королевской крови — своего тренера Даниэля Вестлинга.

— Орел поднимает на своих крыльях всё негативное, под ним рождается новое, — объясняет автор. — Рождение всегда связано с болью, поэтому такой алый цвет

Елена также изучала 3D-моделирование в университете Nackademin в Стокгольме, чтобы разрабатывать свои скульптуры в компьютерной среде, и работает с разными материалами. Одна из ее скульптур «Яблоко» из латуни победила в конкурсе, ее купил муниципалитет Норвегии за 32 тысячи норвежских крон (256 тысяч рублей).

Скульптура «Яблоко» сделана из латуни. Чтобы добиться нужной формы, скульптор согнула ее девять раз. Гранит внизу — листик. Это была серия из 15 яблок, которые почти все раскупили в Швеции, а часть продали после выставки в Новгороде

Мастерская — в средневековом замке

Елена участвовала в 89 выставках. Часть ее работ покупают на самих выставках, другую — на аукционах. Часто покупатели приезжают за полюбившимися картинами и в саму мастерскую.

В качестве мастерской художнику муниципалитет предоставил помещения в средневековом замке Орст вблизи Стокгольма, в котором она занималась творчеством шесть лет. Мастерские здесь называют «ателье». Но в старом здании возникли коммунальные проблемы, и художник должна была выехать из старинного помещения.

Рисунок «Ателье» создан цветными карандашами. Площадь мастерской художницы в средневековом замке составляла 350 квадратных метров
Еще один вид мастерской в замке

Художник выступает и в роли галериста, организовывает выставки коллег, в том числе и из России. Среди них был скульптор Николай Карелов из Лысьвы (мы писали о нем — его работы есть в Парке реки Чусовой и в родной Лысьве). У женщины есть мечта открыть музей непроданных картин.

В Швеции за участие в выставках платят только коммерческие художники. Профессиональные мастера не платят и даже получают деньги от государства, но проходят почти конкурсный отбор и ждут своей очереди, чтобы выставиться.

— Конкуренция большая, как и везде, здесь художникам тоже нелегко, — уточняет женщина.

Сказку «Гномик из королевского сада» Виикхольм написала на русском языке в 2017 году и сама же ее проиллюстрировала. Но Елена не хотела издавать ее коммерческим способом, как это принято в России, когда печатается большой тираж и долго хранится на складах, поэтому напечатала ее в Швеции, а для этого переводить на шведский язык.

— Конечно, от перевода текст потерял свои особенности, — сожалеет автор. — Когда я выучила шведский язык, то поняла, почему Астрид Линдгрен такая знаменитая. Когда мы в России читаем ее «Карлсона» и другие истории, то это всего процентов 50 прекрасного от ее языка. Даже самый хороший перевод страдает. Потому что есть непереводимые вещи. Сейчас я перевожу на шведский еще одну свою книжку. Я фантазер и сочинять могу только на родном русском языке. Кроме того, я хоть и многонациональна, но всё равно считаю себя русской.

Елена рассказала об издательской системе в Швеции.

— Здесь западная система, издательства переходят на интернет-систему, — объясняет автор. — Сначала вы отдаете текст корректору, а оптом отправляете в издательство. Но здесь не печатают большой тираж, а публикуют столько, сколько запросит автор, и копии для национального хранилища. Издательство публикует книгу на сайте издательства, и если читатель захочет, то заказывает отдельный тираж. Также образцы книг есть в книжных магазинах, где тоже можно заказать книгу. За это издательство и я получаем дополнительные деньги.

Елена также состоит в обществе по охране авторских прав и как художник получает деньги, если ее рисунки к книге кто-то захочет скопировать или опубликовать.

— Это хоть немного, но в сумме получается больше 40 тысяч рублей в год, — уточняет Елена.

Иллюстрация книги «Санта из королевского сада»

У художника множество планов на ближайшее время — участие в выставке в Швеции, где она хочет устроить песочное шоу. Потом Елена едет на выставку в Канаду, после чего возвращается и всё лето будет заниматься оформлением одного из парков Швеции.

Ранее мы рассказывали историю пермяка Алексея Солдатова — он давно уехал в США и там известен как Алекс Солджер. Среди его клиентов — Йоханссон и Сталлоне.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем