Культура подробности Что такое «Человеческий голос» и почему на него нужно сходить? Рассказываем о новой премьере в пермском Оперном

Что такое «Человеческий голос» и почему на него нужно сходить? Рассказываем о новой премьере в пермском Оперном

Главную роль в нем исполняет примадонна Надежда Павлова, в опере звучат оушен-драмы и глюкофоны

Новый спектакль «Человеческий голос» о любви и отчаянии. Он идет на сцене сразу в двух форматах — оперном и кино (это не просто видеоряд, а целый фильм)

В Пермском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (16+). В ней лишь одна героиня — отчаявшаяся из-за несчастной любви женщина, роль которой исполняет примадонна Пермской оперы Надежда Павлова. Мы задали вопрос режиссеру и композитору оперы, чем интересен новый спектакль и как им работалось с солисткой.

В основе спектакля — опера Франсиса Пуленка, созданная им в 1958 году по мотивам пьесы Жана Кокто 1928 года. Действие спектакля происходит в Париже. Женщина разговаривает по телефону с бывшим возлюбленным. Они были вместе пять лет, но он бросил ее ради другой. В опере показан вечер накануне женитьбы мужчины. Главная героиня разговаривает с ним по телефону и приходит в отчаяние. В ходе беседы зрители узнают, что женщина пытается покончить с собой.

Одна из сцен спектакля

Пермская постановка — синтез оперы и кино, которые сосуществуют и перекликаются в пространстве одной сцены. Одновременно с исполнением оперы на сцене идет показ полноценного фильма об этой же героине. Авторы не просто наложили видеоряд, как часто бывает в спектаклях, а вместе со студией Ultralive сняли отдельный фильм, который и показывают во время спектакля на экране. Кстати, фильм планируют в дальнейшем выпустить как самостоятельный продукт.

Главную роль — как в опере, так и в фильме — исполняет солистка Надежда Павлова. «Человеческий голос» стал бенефисом певицы, она давно не появлялась в главных ролях премьерных спектаклей Пермской оперы.

Надежда Павлова в роли женщины, психологическое состояние которой меняется на глазах зрителей

— Надя — уникальная артистка, — признается режиссер оперы Дмитрий Волкострелов. — Она впечатляет своим open mind — открытым сознанием, готовностью прислушиваться к предложениям и чутко на них реагировать, предлагать что-то. Мы были больше не режиссером и актрисой, а оба — авторы работы. Надя большой художник, справилась с такими разными и сложными задачами. Кино — это совсем другой опыт и пластика, совсем другая история. Надя даже принесла какие-то свои вещи, которые задействовали в съемках. Снимали фильм в одной из пермских квартир.

За основу фильма авторы взяли пьесу немецкого драматурга Ксавера Крёца «Концерт по заявкам» 1972 года. Ее текст составлен из ремарок, последовательно описывающих действия героини «Человеческого голоса». В киноленте показан вечер обычной женщины — героиня приходит домой с пакетом продуктов и выполняет механические действия — раскладывает продукты, готовит ужин, смотрит фильм, ложится спать. Все эмоции убраны из фильма и перенесены на сцену, где актриса проживает их своим голосом — во время исполнения оперы.

На экране все действия героини выглядят безэмоциональными, обыденными и словно «встроенными» в систему каждого дня, даже прием таблеток в конце фильма
На сцене же героиня Павловой показывает эмоции

Для пермской постановки к опере Пуленка специально дописали пролог и эпилог.

— В музыке Франсиса Пуленка повышенная эмоциональность, поэтому необходимо вообразить такую точку входа для нас, современных зрителей, — рассказывает режиссер оперы Дмитрий Волкострелов. — Мы смотрим много кино, в котором существует совершенно другая правда жизни. Наше понимание подлинности на сцене меняется, зрительская оптика постоянно уточняется, усложняется. Поэтому была придумана эта история с обрамлением — прологом и эпилогом. Это точка входа, через которую можно войти в оперу Пуленка, а потом выйти.

Пролог и эпилог написал московский композитор Владимир Горлинский, придав опере новые краски. Специально для оркестра были заказаны оушен-драмы — музыкальные инструменты, воспроизводящие шум моря, и современные глюкофоны — железные ударные инструменты с космическим звучанием.

По словам композитора, пролог — это еще и некоторое переосмысление оперы.

— Моя часть, пролог, называется «Внутренний голос», — рассказал композитор Владимир Горлинский. — Она про мир, который случается, когда героиня принимает порошок (в фильме — таблетки. — Прим. ред.). Это — уход в небытие, немир. А дальше мы не знаем, что с ней происходит. В последней части — эпилоге, я назвал его «Колыбельная жизни», — переосмысливается, перефразируется конец, который был у Пуленка — есть надежда на жизнь и тяга к жизни.

Ближайшие спектакли можно увидеть 3 декабря в 14:00 и 19:00.

О других премьерах Пермского оперного театра в этом сезоне мы рассказывали в отдельном обзоре.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем