Культура истории «Иногда надо восстановить часть лица, иногда немного надуть». История пермского гримера, работающего с мертвыми

«Иногда надо восстановить часть лица, иногда немного надуть». История пермского гримера, работающего с мертвыми

Кроме того, Андрей Волосатых работает и с живыми — например, делает грим для кино

На конкурсе по танатопрактике Андрей Волосатых (справа) и его коллега Владимир взяли бронзу

Пермяк Андрей Волосатых совмещает две редкие профессии — работает в Пермском театре оперы и балета начальником цеха по реквизиту и профессионально занимается гримом как художник. В его практике — художественный, театральный грим, киногрим и даже посмертный. Рассказываем о творческом пути необычного специалиста.

Тройка за первый грим

Андрей родился в Чермозе и с детства увлекался творчеством — осваивал игру на баяне и фортепиано в местной школе искусств и там же учился рисовать. А в обычной школе отвечал за культурные мероприятия и с увлечением вел последние звонки, осенние балы, поэтому после ее окончания Андрей решил выучиться на режиссера культурно-массовых мероприятий. Он поступил в Пермский колледж искусств, но уже скоро его забрали в армию, где он неожиданно для себя стал барабанщиком в армейском оркестре.

После армии молодой человек вернулся к учебе в колледже, где ввели новый предмет по сценическому гриму. За первое задание — нарисовать на себе череп — преподаватель Александра Ахмарова поставила нашему герою тройку. Молодой человек был возмущен — как так, он окончил класс рисования в школе искусств и отлично рисует. Андрей стал смотреть видео по искусству грима, изучать гримеров, материалы и их взаимодействие с кожей и уже на следующем занятии создал грим старика и получил отлично.

— Я даже сделал усы, бороду и брови, надел парик и старую вязаную шапку, — вспоминает Андрей.

Студент стал делать успехи в искусстве грима и даже принял участие в ярмарке профессий, представив от колледжа профессию гримера. На ярмарке он продемонстрировал фантастический грим Шляпника и Белой Королевы из «Алисы в стране чудес».

Один из фантастических образов, придуманных Андреем

В итоге Андрей получил диплом режиссера и хотел дальше учиться на гримера, но такой профессии в вузах не обучали — лишь два года назад в ГИТИСе открыли первую в России кафедру искусства грима. За неимением такой возможности тогда молодой человек стал искать работу.

Андрей любит театр и его атмосферу

Его мечтой был театр, он готов был устроиться туда хоть кем, но вакансий на тот момент не было. Лишь спустя полгода молодому человеку предложили работу костюмером в Пермском театре оперы и балета, для этого требовалось образование закройщика мужского костюма. Он начал работать костюмером оркестра и помогал костюмерам по балету, одновременно учился новой профессии.

Наш герой работает начальником цеха по реквизиту

Один из лучших

Работая в театре, Андрей не бросил занятие гримом — вместе с бывшей преподавательницей по колледжу Александрой Ахмаровой, той самой, поставившей тройку, они создали свою мастерскую и принимали заказы на праздники, мероприятия и отдельные спектакли разных пермских театров.

Два года назад подруга предложила Андрею как гримеру принять участие в профессиональном чемпионате ArtMasters. Он прошел отбор и на конкурсе был признан одним из лучших мастеров. Пермяк создал фантастический образ Деда-ремонтника и киногрим Дантеса. Там же он участвовал в командном конкурсе. В команде были сценаристы, декораторы, режиссеры, художники по костюму и Андрей в качестве гримера. Команда Андрея поставила фрагмент спектакля «Сон смешного человека» по Достоевскому и победила. Награждение проходило на сцене Большого театра и транслировалось по Первому каналу.

Шляпник, образ которого полностью создал Андрей для конкурса ArtMasters
Для сложного грима необходимо сделать слепок
Молодой и старый Дантес, а также модель
Андрей рассказывает, как работал с образом

Позже ребята получили финансирование и поставили уже полностью «Сон смешного человека» (16+) в московском театре «Школа драматического искусства», где его включили в репертуар.

Спустя время эта же творческая команда создала мюзикл «Мечтатель» (6+) с Ваней Дмитриенко для «Большой перемены» в Артеке.

После успеха на чемпионате Андрею стали предлагать работу в столичных театрах, и он даже стал подумывать о переезде в столицу. Но в это же время в пермском театре ему предложили возглавить бутафорско-костюмерный цех, и Андрей решил остаться в любимом Оперном в новой должности, иногда выезжая на отдельные проекты в другие города.

Одна из работ Андрея Волосатых, выполненная совместно с Александрой Ахмаровой
И еще одна

«До этого я никогда не видел мертвых»

На одной из столичных конференций по гриму, где профессионалы делились достижениями, к пермяку подошли люди из сферы ритуальных услуг и попросили обучить их специалистов искусству грима.

— Мы встретились с ними в похоронном доме в Перми, — вспоминает Андрей. — Я рассказал им о гриме, а они меня попросили сделать его на умершем человеке, — вспоминает Андрей. — До этого я никогда не видел мертвых и не знал, как отреагирую, поэтому попросил сначала показать мне человека. Посмотрел и понял, что я всего этого не боюсь.

Андрей стал обучать сотрудников танатопрактике. Как признается сам мастер, это стало для него новым и очень необычным направлением деятельности.

Танатопрактика — ремесло по подготовке покойных к похоронам, которое включает в себя бальзамирование и посмертный макияж. Название происходит от двух слов: «танатос» на греческом означает смерть или умерший, «практика» переводится с латинского как работа или деятельность.

Кроме бальзамирования тела специалист в морге должен уметь наносить грим, но зачастую он получается грубым. Поэтому Андрею пришлось учить танатопрактиков придавать более естественный вид умершим людям — как будто они спят.

— Оказалось, что здесь очень много тонкостей в работе, — признается Андрей. — Например, не должно быть видно никаких дефектов, если даже человек долго болел или после аварии.

Андрей говорит, что в этом ремесле приходится индивидуально подходить к каждому человеку и менять технологии исходя, например, из оттенков кожи, полноты или худобы человека.

— Когда человек умирает, у него впадают глаза, западает рот, — уточняет наш собеседник. — И нам приходится наращивать объем, возвращать естественную форму лица бальзамировочными гелями и другими материалами. Мы даже как бы немножко надуваем объем, подкачивая с помощью шприца губы, глаза, скуловые части, подбородок.

Андрей Волосатых много времени проводит в театре

Андрей предложил танатопрактикам использовать качественные материалы, которыми пользуются гримеры в кино, так как в посмертном гриме тоже важна натуральность. Он даже разработал для сотрудников морга методичку — как работать с нуля, какой материал взять, как его нанести и смыть.

— Важно было, чтобы ребята понимали, что работа гримера — это не просто кисточкой махать, а еще и немножко лепить. Да, это искусство. Иногда очень тяжело, когда, например, нужно восстановить недостающую часть лица так, чтобы это не было заметно для близких. И важно повторить полностью всю мимику, морщинки, особенности, текстуру кожи по фотографиям.

Мужчинам, если они носили усы, бороду и утратили во время болезни, приходится восстанавливать прически и делать парики. Каждый волосочек гримеры кропотливо вшивают в сеточку, которую потом приклеивают. Андрей предложил использовать киношную сетку, так как она очень тонкая и почти незаметная.

— Создаем даже вечерний макияж — яркие глаза с блестками и маникюр. Всё это мы тоже исполняем, если просит родственник, — отмечает молодой человек. — У нас нет выбора.

Андрей говорит, что ему сложно было привыкнуть к работе с холодной поверхностью и в холодных условиях — косметика ложится по-другому. Кроме этого, в морге ему приходится работать в перчатках, из-за чего невозможно чувствовать и понимать текстуру.

— Поэтому здесь приходится работать кистью, спонжем, а если человек долгое время пробыл где-то в воде, погибнув при трагических обстоятельствах, то используешь только аэрограф. Ведь любое касание может навредить телу.

Было тяжело переключаться между жизнью и смертью

На вопрос о риске для здоровья Андрей говорит, что у сотрудников морга он действительно есть — трупные яды опасны и могут повлиять на организм.

— У них есть профессиональные болезни, — уточняет мастер. — И ты от этого всё равно никуда не уйдёшь. Это работа, которую выбрал ты. Есть моменты, неприятные и лично для меня: я очень щепетилен к запахам и всегда надеваю маску. Хотя во время работы мы находимся в специальном помещении, где есть вентиляция для вывода формалина — токсичного яда, который используют при бальзамировании. Он тяжелый и опускается в воздухе вниз, поэтому вентиляция в моргах всегда внизу. И еще здесь очень строго соблюдают требование к чистоте рабочего места. Перед работой обязательно надеваем маску, одноразовый защитный костюм, а если работаем долго, то еще и медицинский костюм под него. Если я все-таки чувствую запах, то использую респиратор. У бальзамировщиков еще есть влагонепроницаемый фартук, но я этой темы не касаюсь, хотя знаю методику, неоднократно видел и даже ассистировал этот процесс.

Андрей признается, что перейти с живых людей на неживых ему было нелегко эмоционально, хоть и не страшно. А еще он изменил свое отношение к слову «смерть».

— Для меня смерть являлась чем-то ужасно страшным, чем-то таким, о чём нельзя говорить в обществе, — признается молодой человек. — Но я понял, что этого момента никто не избежит, это естественный жизненный процесс. И бояться неизбежного — какой смысл? Страшно другое — когда я вижу молодых людей, которые погибают зачастую по глупости, а не из-за болезни. В такие моменты начинаю больше ценить свою жизнь и стараться избегать таких моментов.

В августе Андрей Волосатых с коллегой из Перми взял бронзу на всероссийском конкурсе по танатопрактике. В Екатеринбурге он проходил впервые, до этого аналогичный конкурс проводили в Москве.

— Впервые участвовал в таком мероприятии, — рассказывает подробности Андрей. — Мы делали грим исключительно на силиконовых макетах, работа на умерших людях на конкурсах запрещена. У нас было три этапа: макияж, тест и еще нужно было сделать растворы. А на аналогичном конкурсе в Москве, например, есть задание одеть на скорость манекен.

На съемках «Фрау» гримировал главных актеров

Прошлым летом Андрей Волосатых принял участие в работе над фильмом «Фрау» (12+), снимавшемся в Перми, в качестве ассистента гримера. Его позвали на съемки знакомые гримерши из Театра балета Бориса Эйфмана, с которыми он работал на гастролях в Перми.

Герой фильма «Фрау» работает в магазине «Охотник и рыболов», воображает себя героем средневековых легенд и мечтает найти свою «фрау», как называет всех женщин. Ваня знакомится с Кристиной, балериной Пермского театра оперы и балета, и начинает за ней ухаживать на свой оригинальный манер. В главных ролях — музыкант группы OQJAV Вадик Королев и Лиза Янковская.

— Это был такой колоссальный опыт, много всего понял на практике — отличия технологии киногрима от театрального, — делится впечатлениями Андрей. — Еще были зимние съемки, на которых материалы вели себя по-другому, а грим замерзал. Лица актеров краснели от холода, и мы должны были добиться идеальной ровности цвета, чтобы не было видно этой красноты. Еще в кино между дублями важно запоминать такие моменты, как и где лежал волосок, какая заколка была.

Андрей гримировал и главных актеров фильма — Лизу Янковскую и Вадика Королева. Артисты знали, что у Андрея есть работа, связанная с танатопрактикой, но их это не смущало.

Лиза Янковская исполнила в фильме «Фрау» роль балерины Кристины. В этом кадре на ней яркий театральный грим, который также делал герой этой публикации

— Они оба чем-то похожи своими интересами, с ними было комфортно. Лиза бойкая, очень активная, всегда всем делилась: «Шоколадку будешь?» А Вадик скромный и в то же время очень позитивный молодой человек.

Вадик Королев сыграл главного героя Ваню — молодого человека со странностями

В дни съемок у Вадима Королева был концерт в Перми, он пригласил на него Лизу и всю съемочную группу.

— У меня есть специальные капли с ментолом для глаз, которые убирают красноту. Мне их подарила Наташа Раткевич, я ими пользуюсь, и Вадику тоже часто капал перед съемками, когда тот жаловался на усталость и боль в глазах. И вот перед этим концертом я купил такую же баночку капель для глаз и занес ему за сцену. Вадик потом мне написал: «Спасибо большое, теперь мои глаза всегда со мной». Было очень приятно.

Ранее мы рассказывали о пермячке Ирине Лютовой, которая тоже занимается танатопрактикой. Она — директор похоронного бюро.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем