![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/83/bd/2f83bd448f87c02e99251c39cba21235/656x438_1_f166d02a9788a6ecc23b986023453c92@998x665_0x7pRBHuYr_1793270016478741831.jpg.webp)
Пермяк Андрей Волосатых совмещает две редкие профессии — работает в Пермском театре оперы и балета начальником цеха по реквизиту и профессионально занимается гримом как художник. В его практике — художественный, театральный грим, киногрим и даже посмертный. Рассказываем о творческом пути необычного специалиста.
Тройка за первый грим
Андрей родился в Чермозе и с детства увлекался творчеством — осваивал игру на баяне и фортепиано в местной школе искусств и там же учился рисовать. А в обычной школе отвечал за культурные мероприятия и с увлечением вел последние звонки, осенние балы, поэтому после ее окончания Андрей решил выучиться на режиссера культурно-массовых мероприятий. Он поступил в Пермский колледж искусств, но уже скоро его забрали в армию, где он неожиданно для себя стал барабанщиком в армейском оркестре.
После армии молодой человек вернулся к учебе в колледже, где ввели новый предмет по сценическому гриму. За первое задание — нарисовать на себе череп — преподаватель Александра Ахмарова поставила нашему герою тройку. Молодой человек был возмущен — как так, он окончил класс рисования в школе искусств и отлично рисует. Андрей стал смотреть видео по искусству грима, изучать гримеров, материалы и их взаимодействие с кожей и уже на следующем занятии создал грим старика и получил отлично.
— Я даже сделал усы, бороду и брови, надел парик и старую вязаную шапку, — вспоминает Андрей.
Студент стал делать успехи в искусстве грима и даже принял участие в ярмарке профессий, представив от колледжа профессию гримера. На ярмарке он продемонстрировал фантастический грим Шляпника и Белой Королевы из «Алисы в стране чудес».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/18/0a/13180abd0a097e3c387e444f7eddfd93/394x700_1_6c07b3c63dd264fff9dcc3508a2c4c8f@607x1080_0xNW44fhzT_9193622163065035795.jpg.webp)
В итоге Андрей получил диплом режиссера и хотел дальше учиться на гримера, но такой профессии в вузах не обучали — лишь два года назад в ГИТИСе открыли первую в России кафедру искусства грима. За неимением такой возможности тогда молодой человек стал искать работу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/02/78/e5/0278e5a8ffbeb65a4a658d213b1ad69b/656x492_1_4dbdae2b6bd7116886dc5925e938a18b@1280x960_0xgF2veyuP_5780179959112006465.jpg.webp)
Его мечтой был театр, он готов был устроиться туда хоть кем, но вакансий на тот момент не было. Лишь спустя полгода молодому человеку предложили работу костюмером в Пермском театре оперы и балета, для этого требовалось образование закройщика мужского костюма. Он начал работать костюмером оркестра и помогал костюмерам по балету, одновременно учился новой профессии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/c7/d0/71c7d0a354e4a30ace1092612ef9bf54/656x438_1:5683_a994fb607d5522196116084912fe3ed3@1920x1280_0x2hk7Tm0O_5436015940779469925.jpg.webp)
Один из лучших
Работая в театре, Андрей не бросил занятие гримом — вместе с бывшей преподавательницей по колледжу Александрой Ахмаровой, той самой, поставившей тройку, они создали свою мастерскую и принимали заказы на праздники, мероприятия и отдельные спектакли разных пермских театров.
Два года назад подруга предложила Андрею как гримеру принять участие в профессиональном чемпионате ArtMasters. Он прошел отбор и на конкурсе был признан одним из лучших мастеров. Пермяк создал фантастический образ Деда-ремонтника и киногрим Дантеса. Там же он участвовал в командном конкурсе. В команде были сценаристы, декораторы, режиссеры, художники по костюму и Андрей в качестве гримера. Команда Андрея поставила фрагмент спектакля «Сон смешного человека» по Достоевскому и победила. Награждение проходило на сцене Большого театра и транслировалось по Первому каналу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/ec/d8/20ecd8a31641375267020c9ad37dc0f9/525x700_1_2162fdbe47952570e233983a13c78abf@810x1080_0xGwqFkgKu_4492485277560733759.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/29/02/d72902a236cf93dbace3f8385f298ad2/525x700_1_7635d4b00df153b1297f87d95c8308c3@810x1080_0xJ2gdLHN0_9044770566476582876.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/4b/86/524b863575b2a107f87e792eb8e26c5f/656x438_1_41cb597d8e42fe2c5722c8bacc6d06ae@727x485_0x1u4iuQLX_3671360985080231651.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/49/28/fc4928bdb529e769c3ec6bf10d1c6e37/656x438_1_c7207d26327f3d065d0a5649746d283b@828x552_0xQpRUtMKP_9636553422552315890.jpg.webp)
Позже ребята получили финансирование и поставили уже полностью «Сон смешного человека» (16+) в московском театре «Школа драматического искусства», где его включили в репертуар.
Спустя время эта же творческая команда создала мюзикл «Мечтатель» (6+) с Ваней Дмитриенко для «Большой перемены» в Артеке.
После успеха на чемпионате Андрею стали предлагать работу в столичных театрах, и он даже стал подумывать о переезде в столицу. Но в это же время в пермском театре ему предложили возглавить бутафорско-костюмерный цех, и Андрей решил остаться в любимом Оперном в новой должности, иногда выезжая на отдельные проекты в другие города.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/7f/50/0c7f50e2399c04115f54211a12595b1c/371x700_1_b8eb5645bcf65980bddc85d53dce5a6c@572x1080_0xwMBEdh2H_0360932689444238070.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/a7/64/40a764e06291dd318d71cee3fd719c2a/468x700_1_1d0cedc345c6596438e390bceb46d2ce@721x1080_0xfNjPsvHa_0064418925210937592.jpg.webp)
«До этого я никогда не видел мертвых»
На одной из столичных конференций по гриму, где профессионалы делились достижениями, к пермяку подошли люди из сферы ритуальных услуг и попросили обучить их специалистов искусству грима.
— Мы встретились с ними в похоронном доме в Перми, — вспоминает Андрей. — Я рассказал им о гриме, а они меня попросили сделать его на умершем человеке, — вспоминает Андрей. — До этого я никогда не видел мертвых и не знал, как отреагирую, поэтому попросил сначала показать мне человека. Посмотрел и понял, что я всего этого не боюсь.
Андрей стал обучать сотрудников танатопрактике. Как признается сам мастер, это стало для него новым и очень необычным направлением деятельности.
Танатопрактика — ремесло по подготовке покойных к похоронам, которое включает в себя бальзамирование и посмертный макияж. Название происходит от двух слов: «танатос» на греческом означает смерть или умерший, «практика» переводится с латинского как работа или деятельность.
Кроме бальзамирования тела специалист в морге должен уметь наносить грим, но зачастую он получается грубым. Поэтому Андрею пришлось учить танатопрактиков придавать более естественный вид умершим людям — как будто они спят.
— Оказалось, что здесь очень много тонкостей в работе, — признается Андрей. — Например, не должно быть видно никаких дефектов, если даже человек долго болел или после аварии.
Андрей говорит, что в этом ремесле приходится индивидуально подходить к каждому человеку и менять технологии исходя, например, из оттенков кожи, полноты или худобы человека.
— Когда человек умирает, у него впадают глаза, западает рот, — уточняет наш собеседник. — И нам приходится наращивать объем, возвращать естественную форму лица бальзамировочными гелями и другими материалами. Мы даже как бы немножко надуваем объем, подкачивая с помощью шприца губы, глаза, скуловые части, подбородок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3d/63/13/3d631322891b268e1b2a163050cfb30d/656x438_1:5683_69706f950b23d090a2389d63a0e0190d@1920x1280_0xhh8X7oK4_1540693715365867237.jpg.webp)
Андрей предложил танатопрактикам использовать качественные материалы, которыми пользуются гримеры в кино, так как в посмертном гриме тоже важна натуральность. Он даже разработал для сотрудников морга методичку — как работать с нуля, какой материал взять, как его нанести и смыть.
— Важно было, чтобы ребята понимали, что работа гримера — это не просто кисточкой махать, а еще и немножко лепить. Да, это искусство. Иногда очень тяжело, когда, например, нужно восстановить недостающую часть лица так, чтобы это не было заметно для близких. И важно повторить полностью всю мимику, морщинки, особенности, текстуру кожи по фотографиям.
Мужчинам, если они носили усы, бороду и утратили во время болезни, приходится восстанавливать прически и делать парики. Каждый волосочек гримеры кропотливо вшивают в сеточку, которую потом приклеивают. Андрей предложил использовать киношную сетку, так как она очень тонкая и почти незаметная.
— Создаем даже вечерний макияж — яркие глаза с блестками и маникюр. Всё это мы тоже исполняем, если просит родственник, — отмечает молодой человек. — У нас нет выбора.
Андрей говорит, что ему сложно было привыкнуть к работе с холодной поверхностью и в холодных условиях — косметика ложится по-другому. Кроме этого, в морге ему приходится работать в перчатках, из-за чего невозможно чувствовать и понимать текстуру.
— Поэтому здесь приходится работать кистью, спонжем, а если человек долгое время пробыл где-то в воде, погибнув при трагических обстоятельствах, то используешь только аэрограф. Ведь любое касание может навредить телу.
Было тяжело переключаться между жизнью и смертью
На вопрос о риске для здоровья Андрей говорит, что у сотрудников морга он действительно есть — трупные яды опасны и могут повлиять на организм.
— У них есть профессиональные болезни, — уточняет мастер. — И ты от этого всё равно никуда не уйдёшь. Это работа, которую выбрал ты. Есть моменты, неприятные и лично для меня: я очень щепетилен к запахам и всегда надеваю маску. Хотя во время работы мы находимся в специальном помещении, где есть вентиляция для вывода формалина — токсичного яда, который используют при бальзамировании. Он тяжелый и опускается в воздухе вниз, поэтому вентиляция в моргах всегда внизу. И еще здесь очень строго соблюдают требование к чистоте рабочего места. Перед работой обязательно надеваем маску, одноразовый защитный костюм, а если работаем долго, то еще и медицинский костюм под него. Если я все-таки чувствую запах, то использую респиратор. У бальзамировщиков еще есть влагонепроницаемый фартук, но я этой темы не касаюсь, хотя знаю методику, неоднократно видел и даже ассистировал этот процесс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/42/69/9d/42699d73ec19a65b5bd1b02c5e60c867/656x438_1:5683_338fc5221630abfa4cb48a6dbe39c6f3@1920x1280_0xcXk3SIO6_5657112104140559888.jpg.webp)
Андрей признается, что перейти с живых людей на неживых ему было нелегко эмоционально, хоть и не страшно. А еще он изменил свое отношение к слову «смерть».
— Для меня смерть являлась чем-то ужасно страшным, чем-то таким, о чём нельзя говорить в обществе, — признается молодой человек. — Но я понял, что этого момента никто не избежит, это естественный жизненный процесс. И бояться неизбежного — какой смысл? Страшно другое — когда я вижу молодых людей, которые погибают зачастую по глупости, а не из-за болезни. В такие моменты начинаю больше ценить свою жизнь и стараться избегать таких моментов.
В августе Андрей Волосатых с коллегой из Перми взял бронзу на всероссийском конкурсе по танатопрактике. В Екатеринбурге он проходил впервые, до этого аналогичный конкурс проводили в Москве.
— Впервые участвовал в таком мероприятии, — рассказывает подробности Андрей. — Мы делали грим исключительно на силиконовых макетах, работа на умерших людях на конкурсах запрещена. У нас было три этапа: макияж, тест и еще нужно было сделать растворы. А на аналогичном конкурсе в Москве, например, есть задание одеть на скорость манекен.
На съемках «Фрау» гримировал главных актеров
Прошлым летом Андрей Волосатых принял участие в работе над фильмом «Фрау» (12+), снимавшемся в Перми, в качестве ассистента гримера. Его позвали на съемки знакомые гримерши из Театра балета Бориса Эйфмана, с которыми он работал на гастролях в Перми.
Герой фильма «Фрау» работает в магазине «Охотник и рыболов», воображает себя героем средневековых легенд и мечтает найти свою «фрау», как называет всех женщин. Ваня знакомится с Кристиной, балериной Пермского театра оперы и балета, и начинает за ней ухаживать на свой оригинальный манер. В главных ролях — музыкант группы OQJAV Вадик Королев и Лиза Янковская.
— Это был такой колоссальный опыт, много всего понял на практике — отличия технологии киногрима от театрального, — делится впечатлениями Андрей. — Еще были зимние съемки, на которых материалы вели себя по-другому, а грим замерзал. Лица актеров краснели от холода, и мы должны были добиться идеальной ровности цвета, чтобы не было видно этой красноты. Еще в кино между дублями важно запоминать такие моменты, как и где лежал волосок, какая заколка была.
Андрей гримировал и главных актеров фильма — Лизу Янковскую и Вадика Королева. Артисты знали, что у Андрея есть работа, связанная с танатопрактикой, но их это не смущало.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/e4/20/2de4200db3b7bf02826b002622170566/656x443_1_ee5b5f6fe6d1c80de704fffdaaff8b41@727x490_0x9bGIoHrN_6689050449819567890.jpg.webp)
— Они оба чем-то похожи своими интересами, с ними было комфортно. Лиза бойкая, очень активная, всегда всем делилась: «Шоколадку будешь?» А Вадик скромный и в то же время очень позитивный молодой человек.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/eb/17/cfeb175fff0a8cf74e45c1d1123eddcb/656x416_1_85278be538caf73420d342ef02c041d5@727x461_0xJpin4WSN_8906222186371869269.jpg.webp)
В дни съемок у Вадима Королева был концерт в Перми, он пригласил на него Лизу и всю съемочную группу.
— У меня есть специальные капли с ментолом для глаз, которые убирают красноту. Мне их подарила Наташа Раткевич, я ими пользуюсь, и Вадику тоже часто капал перед съемками, когда тот жаловался на усталость и боль в глазах. И вот перед этим концертом я купил такую же баночку капель для глаз и занес ему за сцену. Вадик потом мне написал: «Спасибо большое, теперь мои глаза всегда со мной». Было очень приятно.
Ранее мы рассказывали о пермячке Ирине Лютовой, которая тоже занимается танатопрактикой. Она — директор похоронного бюро.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.