Культура 9 Мая 2024 в Перми летопись «Это было ужасно. И это было прекрасно»: как в Перми работали артисты эвакуированного из блокадного Ленинграда Мариинского театра

«Это было ужасно. И это было прекрасно»: как в Перми работали артисты эвакуированного из блокадного Ленинграда Мариинского театра

Кто-то между спектаклями работал грузчиком за еду, кто-то дежурил в госпиталях. А перед премьерой «Гаянэ» театр загорелся — тушили его тоже артисты

Ленинградские артисты в фойе Молотовского театра

На старом Егошихинском кладбище есть целый квартал, где похоронены эвакуированные в годы войны блокадники из Ленинграда. Мы узнали, что здесь же находится могила участника Дягилевских сезонов Леонида Леонтьева и других артистов Мариинского театра. В эти памятные дни вспоминаем об эвакуации артистов в наш город. Кто-то из них вынужден был работать грузчиком буквально за еду, многие между спектаклями помогали в госпиталях, и все вместе тушили пожар, разгоревшийся в театре в день премьеры «Гаянэ», написанной в Перми Хачатуряном.

Приходилось прыгать в высоту

Во время Великой Отечественной войны в Пермь эвакуировали тысячи взрослых и детей из блокадного Ленинграда. Среди прибывших было много творческой интеллигенции: писатели, художники, композиторы, музыканты и артисты Мариинского театра.

«...решение о том, чтобы разместить эвакуированный [Мариинский] театр в Молотове, принял Арий Моисеевич Пазовский, в то время художественный руководитель и главный дирижер Ленинградского театра оперы и балета. Он родился и вырос в Перми в семье владельца шляпной мастерской, в детстве брал уроки у пермских музыкантов», — писала Анна Фефелова, кандидат искусствоведения.

Погрузка декораций Мариинского театра перед эвакуацией

Молотовская труппа практически уступила сцену эвакуированному театру, а сама стала выступать на сценах малых городов Прикамья — в Березниках, Лысьве, Соликамске, Кизеле. Прибывшие ленинградские артисты сразу начали давать спектакли, но театр оказался очень тесным, танцовщикам приходилось приноравливаться к размерам сцены, прыгать не столько в длину, сколько в высоту.

«Он разочаровал нас: сцена была чуть ли не четвертой частью нашей ленинградской», — написала прима-балерина Татьяна Вечеслова в своих воспоминаниях о пермском театре.

Артистов разочаровал не только театр, но и пермская публика, которая встретила их холодно. И лишь постепенно, спектакль за спектаклем ленинградская труппа завоевывала любовь пермяков. Уже через несколько месяцев театральный зал стал заполняться.

Молотовский оперный театр в 1940-е годы
Эта фотография 1947 года позволяет судить о скромной сцене до ее реконструкции. Только в 1950-е годы театр перестроили и увеличили в размерах

Ленинградцам было непросто. Как вспоминал дирижер Юрий Гамалей — его рассказ опубликован на сайте Мариинки, — чтобы физически выжить, ведущий бас труппы Иван Яшугин работал грузчиком буквально за еду. Несмотря на сложности, артисты между спектаклями дежурили в госпиталях, помогали медсестрам ухаживать за больными и ранеными.

Костюмы к одному из концертов в театре в 1942 году. Рисунок художника Натана Альтмана

«Гаянэ»: действие на сцене выглядело как в аквариуме

Основная часть труппы жила в «семиэтажке» — гостинице рядом с театром. Здесь же останавливались в годы войны Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Иван Соллертинский, Агриппина Ваганова, Галина Уланова с родителями, которые были артистами театра, и многие другие. Арам Хачатурян написал здесь балет «Гаянэ», в котором звучит знаменитый «Танец с саблями».

Многие артисты и творческая интеллигенция жили в гостинице-семиэтажке рядом с театром

Премьеру «Гаянэ» в Молотовском театре назначили на декабрь 1942 года, но никто даже и предположить не мог, в каких экстремальных условиях она пройдет. Отопление в театре было печным, дрова для обогрева театра по ночам разгружали сами артисты, а потом на грузовом трамвае доставляли их в театр. Из-за печей в декабре 1942 года в театре, прямо накануне премьеры, вспыхнул пожар. На спасение театра и реквизита бросились актеры.

— Сбоку, как черные загадочные птицы, из театра вылетали на снег костюмы, которые еще можно было спасти, — рассказывает танцовщик Юрий Монковский в воспоминаниях, размещенных на сайте Мариинского театра. — С моим другом Николаем Завьяловым мы осторожно вытаскивали из снега обгоревшие царские одежды. Так как в антрактах я работал «верховым», то есть поднимал декорации с мостика веревками, то, вооружившись ножом, я побежал на рабочее место. Едва успел перерезать веревки, державшие падуги кулис, как со стороны сцены, из коридора солистов послышались крики. Необходимо было вытащить из класса рояль, на котором в свое время играл чуть ли не сам Чайковский. Из-за дыма пришлось сползать с мостика на ощупь. Едва мы успели вытолкать рояль, как через минуту в огонь рухнул пол.

Пожар потушили, но как давать назначенную премьеру? Декорации и костюмы были испорчены, а в театре стоял дым. Но директор театра Евгений Михайлович Радин собрал труппу на сцене и заявил коротко: «Сегодня пойдет "Гаянэ"».

Пришедшие вечером зрители не узнали зала: ярусы были затянуты зыбкой пеленой дыма, сквозь которую едва просвечивала люстра. Выяснилось, что балет можно смотреть только из центральной части партера, публика ярусов и галерки вынуждена была стоять в проходах.

— В сером тумане действие на сцене выглядело как в аквариуме, — вспоминал Юрий Монковский. — Это было ужасно. И это было прекрасно.

Артистка балета Ксения Златковская, Арам Хачатурян и артистка Татьяна Вечеслова. Пермь, 1942 год

Ленинградцы дали в Молотове около тысячи спектаклей, сыграли больше трех тысяч концертов в госпиталях, а 1 сентября 1943 года открыли в городе отделение хореографического училища.

Во время репетиции в театре

После снятия блокады Ленинграда, весной 1944-го артисты начали собираться домой.

— Город Молотов тоже готовился к отъезду театра, — вспоминала балерина Мариэтта Франгопуло в книге «Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны». — На «Жизели» с Улановой становилось страшно, что обвалятся балкон и галерея. Столько народу пришло посмотреть последний спектакль. Люди стояли в проходах, чего раньше не разрешалось, и точно хотели навсегда запечатлеть облик большой артистки, с которой расставались.

Великая Уланова в роли Жизели

Умерли от дистрофии

Но не все артисты дожили до возвращения в родной Ленинград, как и другие блокадники, которые умерли в Перми. Главной причиной стала дистрофия. Большее число смертей пришлось на 1942 год.

— Были и гражданские блокадники с тяжелой дистрофией, — писала пермячка Муза Ворона в своих воспоминаниях, опубликованных на сайте Государственного архива Пермского края. — Они лежали в гражданских больницах, где не все выживали.

В 2010-е годы за Всесвятской церковью нашли захоронение отца балерины Татьяны Вечесловой, которая была эвакуирована с артистами. Михаил Вечеслов — потомственный дворянин. Находка позволила говорить о том, что здесь захоронены блокадники из Ленинграда. Оказалось, что это два квартала на Егошихинском кладбище — 11-й и 12-й, которые находятся справа после входа на кладбище напротив Всесвятской церкви.

Блокадники похоронены рядом со Всесвятской церковью

Многие могилы без табличек, а имена на некоторых неизвестны, узнать о них нам не удалось. Вот некоторые из известных: Соломон Гриф, 1875–1942 годы, Василий Трунев, 1894–1942 годы, Константин Холин, 1905–1942 годы, Евгения Янковская, 1926–1942 годы, Евдокия Ярускина, 1870–1942 годы. Есть даже громкое имя Петра Шаляпина, 1894–1942 годы, но по известным данным, он не является родственником известного певца Федора Шаляпина.

В 2013 году на тропинке открыли памятник, посвященный блокадникам.

Памятник, посвященный блокадникам, на Егошихинском кладбище

Танцовщик из Дягилевских сезонов

В этом же квартале похоронен Леонид Леонтьев, эвакуированный в Молотов вместе с Мариинским театром и возглавлявший труппу. Он известен как танцовщик Дягилевских сезонов, прославился партией Петрушки. Леонтьев — заслуженный артист РСФСР, балетмейстер, педагог, создатель новой школы мимической игры балетных актёров. Его могилу нам найти не удалось, но личность танцовщика заслуживает отдельной главы.

Леонид Леонтьев умер в Молотове в возрасте 57 лет

Леонид родился в 1885 году в Петербурге. Хореографическое образование получил в Петербургском театральном училище. Сразу по окончании училища поступил в балетную труппу Мариинского театра. В балете «Щелкунчик» исполнял сначала роль Полишенеля, затем Фрица, а потом и самого Щелкунчика. В мае 1903 он выступил на сцене Мариинского театра в балете «Приказ короля». Его хвалили за блестящую технику.

С 1908 по 1910 годы Леонтьев выступал в труппе Сергея Дягилева. Как важную веху в биографии танцовщика критики отмечает партию Арлекина в балете «Карнавал» на музыку Шумана, поставленном Михаилом Фокиным в 1910 году.

Леонтьев стал мастером гротескно-комедийного амплуа. В 1912 году в поставленном Фокиным «Павильоне Армиды» он блестяще исполнил танец шута, а затем в подобном ключе исполнил роль Санчо Пансы в балете «Дон Кихот». Но его главной ролью был «Петрушка» в одноименном балете. Балет Стравинского, впервые поставленный Фокиным во время Русских сезонов в 1911 году, был знаком Леонтьеву по работе у Дягилева. Спустя время, в 1920 году, он восстановил его на петроградской сцене и исполнил главную роль.

Александр Николаевич Бенуа. Эскиз декорации к «Петрушке». Гуашь, тушь, графитный карандаш

В советские годы коллектив Мариинского театра выбрал Леонида Леонтьева руководителем труппы, также Леонид возглавлял и театральное училище. Леонтьев выступил и как балетмейстер, восстанавливая старые и создавая новые балеты, танцы в операх. Также он преподавал классический мужской танец и мимическую игру.

В годы войны Леонтьев эвакуировался из блокадного Ленинграда с труппой Мариинского театра в Молотов. Умер в 1942 году.

В этом же квартале похоронен поэт Д’Актиль, автор песен «Пароход» и «Всё хорошо, прекрасная маркиза», который исполнял Леонид Утесов. Ранее мы рассказывали о его судьбе.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«В арке сделали перила, чтобы людей не сдувало»: как живется в ЖК на берегу Камы — здесь шикарный вид, но трещины и ветра
Анонимное мнение
Мнение
Как замминистра культуры и владелец бара «Совесть» полюбили друг друга: рецензия на фильм «Втроем», снятый в Прикамье
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления