В выходные в пермском Оперном прошла премьера «Пиковой дамы» (18+) в постановке латвийского режиссера Владиславса Наставшевса. Он уже известен пермякам по обновленной версии «Евгения Онегина» (12+) в этом же театре. Наша журналист Ольга Якунчева побывала на премьере и делится впечатлениями. Далее — от первого лица.
— Первое, что замечает на сцене зритель, — античные скульптуры, замотанные пленкой и обклеенные желтым упаковочным скотчем. Словно их еще только устанавливают или готовят к переезду. Одна из скульптур еще даже не водружена на подиум. Все первые действия она лежит на полу, как некая забытая случайность. Или как труп, который оставляют на месте преступления в начале следствия.
Режиссер от акта к акту словно играется со статуями, наделяя их разными ролями. Так, постепенно сцену заполняют одинаковые, словно наштампованные, скульптуры Аполлона Бельведерского. Все они держат в руках шары-светильники. Пленка с них уже сорвана, и они предстают в своей холодной наготе, словно показывая суть вещей. Интересно, что в оригинале фигового листочка между ног у скульптуры нет, но на статуях для этой постановки его прикрепили.
В другой сцене со светильниками-шарами на сцену выходят уже сами персонажи. Они тоже статичны, подобнs статуям. Свет в их руках выглядит загадочным, превращая пространство в мистичный мир, который ассоциативно напоминает миры «Твин Пикса».
Как и в «Евгении Онегине», Владислав Наставшевс выстраивает композиции из людей, словно пишет классическую картину. Из-за этих построений, золотых масок на лицах, неестественных замирающих движений, манерных поз, создается впечатление нереальности и искусственности происходящего, излишней театральности. Игры в некий эксперимент, в понарошку. Живыми на фоне подтормаживающих, все обесценивающих персонажей выглядят только влюбленные Герман и Лиза.
Интересно, что в постановке совсем не уделено внимание картам и карточной игре, как это обычно происходит в постановках этого сюжета. Акценты здесь сделаны на чувствах главных героев.
Все действие персонажи то по очереди, то «хором» курят сигары — искусственные, конечно. Дым пеленой окутывает зал, вовлекая зрителей в свой мир. Неспешное курение придает персонажам, изображающим светское общество, эффект некоей одурманенности и безучастности к тому, что происходит. Словно все эти люди смотрят театральные сцены в домашнем театре или видят случайный сон.
Ранее мы делились фотографиями, как красивая публика спешит на премьеру «Пиковой дамы», а также размышляли еще об одной постановке Владиславса Наставшевса — «Евгении Онегине» в пермской опере.